Стартер служит для пуска двигателя. Его устройство во многом сходно с устройством генератора. В отличие от генератора у стартера обмотки возбуждения соединены с обмоткой якоря не параллельно, а последовательно. Принцип действия стартера основан на обратимости электрических машин, т. е. на свойстве генератора при подведении к его щеткам тока от аккумуляторной батареи превращаться в электродвигатель. Так как стартер потребляет очень большой ток, то обмотку возбуждения и обмотку якоря стартера выполняют из толстого медного провода сечением 10—15 мм2.
Основными частями стартера являются сериесный электродвигатель постоянного тока и приводной механизм. Сериесным называется двигатель постоянного тока с последовательно соединенной обмоткой возбуждения.
Приводной механизм служит для соединения и разъединения вала стартера с коленчатым валом двигателя во время пуска последнего. Это соединение происходит принудительным введением шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Вывод шестерни стартера из зацепления с зубчатым венцом происходит автоматически.
Управление стартером может быть непосредственное или дистанционное. В первом случае водитель включает стартер непосредственно усилием ноги, а во втором — посредством тягового реле, которым он управляет кнопкой, расположенной на некотором расстоянии от стартера.
На двигателях ЗИЛ-130 и ЯМЗ-236 установлены стартеры с дистанционным управлением.
Когда ключ в замке зажигания повернут до отказа вправо, электрический ток идет по следующей цепи: отрицательная клемма аккумуляторной батареи — масса — отрицательная щетка генератора — якорь генератора — зажим Я генератора — зажим Я реле-регулятора — клемма реле включения — обмотка реле включения — клемма К2— выключатель зажигания В3 — зажим тягового реле — положительная клемма аккумуляторной батареи.
Проходя по обмотке реле включения, ток намагничивает сердечник, и контакты замыкаются, после чего ток идет в двух направлениях. Первое; отрицательная клемма аккумулятора — масса — конец удерживающей обмотки тягового реле — зажим Е2. К этой же клемме присоединен один конец втягивающей обмотки, а другой конец ее присоединен к клемме Eh
Второе направление: отрицательная клемма аккумуляторной батареи — масса — отрицательная щетка стартера — обмотка возбуждения стартера — клемма Д2 — клемма Е1 — втягивающая обмотка — клемма Е2. С клеммы Е2 ток суммарной силы проходит следующим путем: клемма С реле включения — контакты 9 — якорь 12— ярмо 13 — зажим Б — клемма Д1 положительная клемма аккумуляторной батареи. Когда ток проходит по обмоткам, якорь втягивается внутрь магнитопровода и нижним концом рычага вводит шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика. Вместе с якорем 7 влево передвинется контактное кольцо. Соединив контакты Дх и Д2, кольцо замыкает цепь между стартером и аккумуляторной батареей. Тогда ток пойдет наиболее коротким путем: отрицательная клемма батареи— масса — отрицательные щетки стартера — якорь — обмотки возбуждения — клемма Д2 и через контактное кольцо и клемму Д1 возвратится на положительную клемму аккумуляторной батареи.
Когда двигатель заработает, ключ в замке зажигания повернется влево. Цепь тока, протекающего через обмотку реле включения, прервется, контакты реле разомкнутся, и ток, проходивший по удерживающей обмотке, прервется. Втягивание якоря 7 прекратится, и пружина 8 отожмет верхнюю часть рычага включения механизма привода вправо и выведет шестерню стартера из зацепления с зубчатым венцом маховика.
На двигателе ЯМЗ-236 устанавливают стартер СТ-103, имеющий аналогичное устройство со стартером СТ-130. Однако он отличается от стартеров карбюраторных двигателей конструкцией привода и увеличенными размерами деталей. Это обусловлено тем, что для пуска дизельных двигателей требуется большая мощность по сравнению с карбюраторными двигателями (мощность стартера СТ-130—1,5, СТ-103—7 л. с.).
Обмотка возбуждения стартера СТ-103 разделена на две параллельные ветви, провода обмоток имеют увеличенное сечение. В каждом щеткодержателе установлено по две щетки, соответственно удлинен коллектор.
Привод стартера состоит из тягового реле и сцепляющего механизма. Сцепляющий механизм смонтирован на валу якоря стартера. Основными деталями этого механизма являются: шестерня и ведущая гайка, установленные на винтообразных шлицах вала, стакан со ступицей, буферная пружина и пружина шестерни.
Привод стартера действует следующим образом. При нажатии на кнопку включения стартера замыкаются контакты реле включения и ток, проходя через втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле, намагничивает сердечник. Якорь реле притянется к сердечнику и через серьгу переместит рычаг включения, который передвинет вдоль вала стакан сцепляющего механизма.
Ступица стакана через ведущую гайку и пружину введет шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика. Когда шестерня коснется упорного кольца, контактное кольцо замкнет контакты тягового реле и включит стартер.
Как только якорь стартера начнет вращаться, вместе с ним начнет вращаться стакан. При этом неподвижный шип рычага включения, входящий в винтовой паз вращающегося стакана, заставит стакан вернуться в исходное положение. После пуска двигателя скорость вращения шестерни
превысит скорость вращения якоря стартера и шестерня, перемещаясь по винтообразным шлицам вала якоря, выйдет из зацепления с венцом маховика. Удар при возврате шестерни смягчается буферной пружиной. В выключенном положении шестерня фиксируется на валу ведущей гайкой, которая удерживается выступами на шлицах вала.
После выключения стартера возвратная пружина перемещает рычаг включения и якорь тягового реле в исходное положение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стартер автомобильных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы