Стреловой полиспаст. Большинство стрел кранов подвешено к поворотной головке на канатном полиспасте, кратность которого зависит от грузоподъемности крана. Запасовка каната производится на блоки, закрепляемые в обоймах расчалов. Один из расчалов соединяется с головной частью стрелы, а другой — с поворотной головкой. Схемы запасовки стреловых полиспастов и механизмов изменения вылета стрелы приведены на рис. 68. Свободный конец каната проходит между отклоняющими блоками поворотной головки и навивается на барабан ручной или электрической лебедки, устанавливаемой на противовесной консоли.
В кране СБК-1 стреловой полиспаст отсутствует. Подвеска стрелы кранов СБК-1 до последнего времени выполнялась с помощью постоянных канатных петель на полублоках.
Для изменения вылета стрелы необходимо, поднимать ее с помощью собственной грузовой лебедки путем упора крюковой обоймы в оголовок стрелы и производить вручную укорочение или удлинение звеньев подвески. Эта операция должна производиться с соблюдением правил техники безопасности.
В большинстве кранов изменение угла наклона стрелы сопровождается перемещением груза по кривой вверх или вниз, что вызывает повышенный расход энергии и требует увеличения мощности двигателя стреловой лебедки.
Рис. 68. Кинематические схемы механизмов изменения -вылета стрелы:
а —с помощью ручной лебедки; б —с помощью электрической лебедки; в, г —с горизонтальным перемещением груза (краны БК-2, СБК- 1м)
1 — стреловой барабан; 2—грузовой барабан; 3 — открытая зубчатая передача- 4 — направляющий блок на головке башни; 5—6 — блоки расчала стрелы; 7 – электродвигатель; 8 — блоки на головке стрелы; 9 — ограничитель грузоподъемности
В кранах БК-2, СБК-1м и БТК-30 схема запасовки стрелового и грузового канатов (рис. 68 и 69) исключает движение груза по кривой при изменении угла наклона стрелы.
У крана БК-2 один конец стрелового каната закрепляется на грузовом барабане, другой — на расчале стрелы, проходя по стреловому барабану в виде бесконечной нитки. Навивка канатов на барабан стреловой лебедки производится в разные стороны, вследствие чего опускание срелы сопровождается подъемом груза и наоборот. Специальный выбор длины полиспаста и расчала, а также консольное размещение стреловых блоков на головке башни и применение конических барабанов стреловых лебедок обеспечивают при изменении вылета стрелы движение груза, близкое к горизонтальному. Аналогичная схема запасовки канатов применена на кранах БК-5-195, БК-215, МСК-3-5/20 и Т-226.
Особенностью схемы стрелового полиспаста в модернизированном кране СБК-1У является применение неуправляемого барабана. Изменение вылета стрелы по этой схеме производится следующим образом. Включают грузовую лебедку и поднимают крюковую обойму до упора в оголовок стрелы; при дальнейшем вращении грузового барабана одна из ветвей каната начинает сматываться со стрелового барабана, заставляя его вращаться и наматывать стреловой канат. В результате этого происходит подъем стрелы. Фиксирование стрелы в нужном положении осуществляется закреплением стрелового барабана на оси вручную. Для опускания стрелы барабан освобождают и одновременно включают грузовую лебедку на спуск.
Данная схема механизации изменения вылета стрелы достаточно проста, но требует обязательного подъема вспомогательного рабочего на противовесную консоль для закрепления и освобождения барабана и небезопасна в случае обесточивания системы при спуске стрелы.
В кране БТК-30 применена двухбарабанная фрикционная лебедка для подъема груза и стрелы. Грузовой канат с крюковой обоймы через направляющие блоки, установленные на стреле, направляется на грузовой барабан, где и закрепляется. Стреловой канат с барабана идет на блоки полиспаста, нижняя обойма которого неподвижная, а верхняя подвижная. К этой оси подвешены чугунные балластные плиты. Верхняя обойма укреплена в траверсе, которая с помощью отдельного каната соединяется с хвостовой частью стрелы. При одновременном включении обоих барабанов крюк перемещается по кривой линии, близкой к горизонтальной прямой, а стрела поднимается или опускается в зависимости от направления вращения. Увеличение вылета стрелы сопровождается подниманием подвижных балластных плит и, следовательно, Увеличением активного веса балласта; уменьшение вылета стрелы сопровождается опусканием плит.
Такая конструкция противовеса позволяет наиболее полно уравновесить опрокидывающий момент от стрелы. Для перемещения груза при изменении вылета стрелы в кране БК-2 требуется меньшая мощность, чем в кранах Т-72, в которых груз поднимается или опускается вместе со стрелой.
Рис. 69. Схемы запасовки грузового каната:
а – кранов БК-2, СБК-1; б-крана ПБК-750; в – крана УБК-5-50; г – крана М-3-5-5’ д — крана БТК-30; 1 — грузовой барабан; 2 —грузовой канат; 3 — направляющие блоки на головке башни; 4 — направляющие блоки на головке стрелы; 5—блок крюковой обоймы; «—блока грузовой тележки; 7—стреловой барабан; 8 — блоки полиспаста; 9 — подвижной противовес; 10 — канат соединяющий стрелу и противовес
Грузовой полиспаст. Грузовой полиспаст может иметь различную кратность в зависимости от грузоподъемности крана. Почти все башенные краны грузоподъемностью до 5 т имеют двукратный грузовой полиспаст.
В кране СБК-1 при подъеме любых грузов в пределах грузовой характеристики применяется двукратный грузовой полиспаст (с одним подвижным блоком); в кранах БК-2 и Т-72 при подъеме наибольших грузов, допускаемых по грузоподъемности крана, применяются четырехкратные грузовые полиспасты (с двумя подвижными блоками). Краны большей грузоподъемности имеют 4-, 6-, 8- и 10-кратные полиспасты (БК-102, БК-25-48, БК-40).
Грузовые полиспасты позволяют распределить нагрузку от поднимаемого груза на несколько ветвей каната и тем самым применить канат меньшего диаметра и подъемную лебедку с меньшим тяговым усилием. Канаты грузового полиспаста проходят между направляющими блоками, расположенными на головке стрелы, и блоками крюковой обоймы. Обычно одну ветвь двукратного грузового полиспаста закрепляют в зажиме (коуше), подвешиваемом на конце стрелы, а другую ветвь, обогнув направляющие блоки стрелы и головки, направляют на барабан грузовой лебедки. Полиспаст располагают в вертикальной плоскости стрелы.
Схемы запасовки грузового каната приведены на рис. 69.
В кране УБК-5-50 обе ветви полиспаста с блоков грузовой тележки проходят по стреле и головке и одновременно навиваются на барабан грузовой лебедки. При такой запасовке грузового каната для получения нужной скорости подъема крюка скорость каждой ветви каната должна быть в два раза меньшей, чем при запасовке с одной закрепленной ветвью, а общее тяговое усилие на барабане лебедки — в два раза больше. Таким образом установленная мощность двигателя лебедки в обоих случаях получается одинаковой.
В кранах БК-2, БК-5 грузовой полиспаст расположен в плоскости, перпендикулярной стреле, и обе его ветви являются подвижными. Одна ветвь закрепляется «а грузовом барабане, а другая — на стреловом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Стреловой и грузовой полиспасты"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы