Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Такелажные приспособления

Публикация:
   Стропы - такелажные приспособления

Читать далее:




Стропы - такелажные приспособления

Груз с крюком или серьгой грузоподъемного приспособления соединяется стропами. Стропы должны быть выполнены так, чтобы обеспечивались безопасность производства работ, сохранность поднимаемой конструкции и наименьшая трудоемкость при строповке и расстроповке.

Способ строповки и конструкция стропа зависят прежде всего от:
- габаритов и прочности поднимаемого элемента;
- расположения точек строповки на поднимаемом элементе;
- параметров грузоподъемного оборудования;
- числа подъемов;
- условий подъема-и положения элемента при его подъеме и установке.

Различают стропы гибкой и жесткой конструкции. Гибкие стропы изготовляются из кусков канатов, к ним относятся: универсальный строп; облегченный строп и многоветвевые стропы. Жесткие стропы разделяются на траверсы и жесткие захваты.

Универсальный строп имеет форму замкнутой петли длиной от 8 до 15 м, изготовляется из каната диаметром 19,5—30 мм и применяется для строповки различных конструкций с увязкой «на удав» или в обхват.

Рис. 1. Универсальный строп и пример его вязки

Соединение концов каната универсального стропа производится заплеткой на длине 40 диаметров каната или на шести сжимах для канатов диаметром до 28 мм и на семи или восьми для канатов большего диаметра. Облегченный строп изготовляется из каната диаметром 12—30 мм с закрепленными по концам крюками или петлями, что упрощает его крепление на поднимаемом грузе. Недостатком этого стропа являются те же неудобства при расстроповке. Крюки или петли в облегченном стропе крепятся с помощью коушей.

Увязка стропа должна обеспечивать требуемое положение груза при подъеме. Стропы крепят к грузу выше центра его тяжести во избежание опрокидывания при подъеме. Узлы и петли должны гарантировать надежность стропа в работе и легкое развязывание при расстроповке. На рис. 48 приведены наиболее употребительные узлы и петли из канатов.

Для облегчения расстроповки применяют полуавтоматические стропы для подъема колонн и металлических ригелей. Расстроповка в этом случае производится без подъема монтажника к месту увязки.

На рис. 49 показан строп с замком (захватом), применяемый для подъема колонн небольшого веса. Он крепится штырем к колонне, в которой имеется отверстие. Применение такого замка позволяет освобождать его без подъема монтажников наверх. После того как колонна установлена и захват освобожден от ее веса, его снимают путем выдергивания штыря веревкой или тросиком. Инженер С. И. Смаль разработал конструкцию полуавтоматического замка (захвата), расстроповка которого производится также без подъема к месту увязки. Такой замок может быть укреплен на конце стропа. Конструкция его показана на рис. 50. Петля каната в дужке после увязки стропа крепится запорным валом. Освобождение вала производится выдергиванием его с помощью тонкого каната. Пружина предохраняет вал от самопроизвольного выдергивания. Такое устройство замка позволяет монтажнику освобождать груз, находясь на подмостях или на земле.

Применяются также автоматические стропы с дистанционным управлением из кабины стрелового крана (рис. 51). Принцип работы таких стропов аналогичен полуавтоматическим, т. е. расстро-повку производят путем выдергивания вала и освобождения конца стропа. Вал втягивается электромагнитом после включения тока крановщиком. Электромагнит работает при напряжении 180 в, для чего на кране ставят трансформатор. Захваты с дистанционным управлением выпускают для грузов 10 и 20 т.

Многоветвевой строп предназначен для строповки элементов за четыре угла в случаях, предусматривающих определенное положение элементов при его установке (например, лестничный марш). Положение элемента в пространстве обеспечивается разной длиной отдельных стропов.

Применение петель исключает неопределенность в передаче усилий на ветви стропа. При большой жесткости поднимаемого элемента, неодинаковой длине стропов (что обычно бывает) и отсутствии петель элемент повиснет на трех, а в некоторых случаях на двух стропах.

Рис. 2. Захват для подъема колонн а — металлических: б — железобетонных

Это вызовет увеличение нагрузки на строп и дополнительные усилия в элементе, которые могут привести к его повреждению. Закрепление стропов на петлях, которые могут поворачиваться, обеспечивает равномерную передачу нагрузки на все ветви стропов даже при различной их длине. Такой строп может поднимать грузы весом до 10 т.

Рис. 3. Захват инж. С, И. Смаля
а —захват; б —строп; в — пример строповки; 1 — канат; 2 — дужка; 3 – запорный штифт; 4 — веревка; 5 — предохранительная пружина; 6 — инвентарная подкладка

Многоветвевые стропы применяют также при групповых подъемах, например при подъеме нескольких прогонов, ригелей. В этом случае каждый из поднимаемых элементов стропится за одну или две точки.

Двухветвевые стропы обеспечивают определенное распределение усилий в элементах стропа, они применяются для подъема длинномерных элементов при большой высоте подъема монтажного крана и возможности передачи сжимающих усилий на элемент.

Двухветвевой строп состоит из кольца, подвешиваемого на крюк подъемного механизма. На кольце закреплены концы канатов, на других концах крепятся серьги, крюки или замки (карабины). Такой строп может поднимать грузы весом до 5 т.

Карабин грузоподъемностью 1,25 т крепится к петлям, предусмотренным в конструкции. Трубка на карабине предохраняет его от самопроизвольного съема.

Расчет стропов производится по усилию в ветви стропа, которое определяется по формуле, приведенной на стр. 46.

Угол наклона стропа к вертикали а должен быть по правилам Госгортехнадзора не более 45°. Канаты, применяемые в стропах, рассчитывают с коэффициентом запаса прочности не менее 140 кгс/мм2 по ГОСТ 3071—66 при коэффициенте запаса. Число рабочих ветвей стропов при расчете принято: для схемы III — 3 шт., для схем I и II — по фактическому числу ветвей..

Рис. 4. Двухветвевой строп
О — с карабинами; б — с крюками; 1 — кольцо; 2 —канат; 3 —карабин; 4 — крюк

Рис. 5. Траверсы
а — для подъема царг; б — для подъема железобетонных плит; в — для подъема ферм

Стропы быстро изнашиваются от смятия, истирания друг о друга, перереза и перетирания проволок об острые углы кромок конструкций, перекручивания и ударов. Обычный срок службы стропов (2—3 месяца) можно увеличить, применяя приспособления. Для предохранения стропов от повреждения при перегибах на острых углах между канатом и углами конструкции закладывают инвентарные металлические подкладки.

Жесткие стропы применяют в тех случаях, когда поднимаемые элементы конструкций, рассчитанные на условия их работы в сооружении, не могут воспринять монтажных усилий, возникающих от гибкого стропа, а также при недостаточной высоте подъема монтажного крана. Наиболее распространенным жестким стропом является траверса. Траверсы применяют при монтаже металлических конструкций, например царг воздухонагревателей, кожуха домны, секций радиомачт, а также при подъеме стропильных ферм большого пролета, что позволяет не усиливать их пояса для восприятия монтажных нагрузок. На рис. 54, а показана траверса для подъема царг.

Рис. 6. Траверса с механической расстроповкой:
1 — толкатель; 2 — запорный вал; 3 — канат

Наибольшее распространение траверсы получили при монтаже сборных железобетонных ферм и балок, особенно предварительно напряженных. При строповке обычными гибкими стропами, закрепленными в середине пролета к поясам ферм, в поясах возникают усилия, обратные по знаку проектным, что может вызвать разрушение поднимаемых элементов.

Применение траверс с несколькими стропами приближает условия подъема к условиям, в которых элемент будет находиться в готовом сооружении. Места строповки элементов обычно оговариваются в конструкции элемента. На рис. 54, б и в показана траверса для подъема железобетонных балок и ферм.

Оборудование траверс замками с дистанционным управлением позволяет производить расстроповку без подъема монтажников к месту крепления стропов.

Этим преимуществом обладают траверсы, разработанные трестом Уралстальконструкция (рис. 55), в которых выдвижение запорных валов производится натяжением каната в результате опирания траверсы в установленный элемент после закрепления. А Железобетонные колонны рекомендуется поднимать так, чтобы К обеспечить их вертикальное положение при заводке в стакан фундамента или при совмещении монтажного стыка.

Рис. 7. Строповка колонны строповка аа оголовок; a — расчетная схема оси; строповка высоких колонн; 1 — колонна; 2 — траверса

Этому условию полнее всего удовлетворяет строповка колонны с помощью траверсы за ось, вставленную в отверстие в оголовке колонны. Диаметр оси, закладываемой в отверстие в монтируемом элементе, определяется из условия изгиба оси.

При подъеме железобетонных колонн большой высоты во многих случаях их прочность бывает недостаточна для перевода колонны из горизонтального положения в вертикальное при строповке за оголовок. В этом случае строповка производится с помощью траверсы с роликами по концам, что позволяет при строповке колонны за две точки (рис. 56, в), расположенные несимметрично относительно центра тяжести колонны, повернуть последнюю в воздухе и поднимать вертикально.

Рис. 8. Траверса для подъема плит

При подъеме плит покрытия большой площади, когда невозможно передать на них сжимающие усилия от стропов, применяют ступенчатую строповку. На рис. 8 показан подъем плит размером 1,5 X 12 м. При массовых подъемах однородных элементов пользуются захватами, позволяющими сократить до минимума время, необходимое на строповку.

В строительстве применяют траверсы двух типов — работающие на изгиб и на сжатие. Первые более тяжелы, но невелики по высоте; вторые имеют более легкую конструкцию, но требуют значительной добавочной высоты подъема крюка грузоподъемной машины.

Расчет стропов

Рис. 9. Инвентарные предохранительные подкладки: а — прямоугольная; б — прямоугольная с петлей; в — круглая с буртиком; г — профильная; д — универсальная

Рис. 10. Неинвентарные предохранительные подкладки: а — деревянные; б — из разрезанной трубы с бобышками; в, г — загнутые из труб; д, е — из резинотканевых шлангов, плоских ремней и транспортерной ленты

Диаметр каната для стропа определяется по усилию в ветви стропа и запасу прочности, который для стропов принимается равным 8, кроме стропов, имеющих на концах крюки, карабины, серьги, для которых запас прочности равен 6.

Рис. 11. Схема к определению усилия в ветви стропа

Рис. 12. Схемы определения усилий в ветвях стропа в зависимости от угла между ветвями: а—г — при строповке на две ветви; д—ж — при строповке на четыре ветви
Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Такелажные приспособления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Стропы - такелажные приспособления"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства