К козловым относятся краны, у которых горизонтальное пролетное строение — ферма — опирается на две ноги.
У козловых кранов с малым пролетом (расстояние между центрами рельсов не превышает 10 — 12 м) обе ноги одинаковой конструкции, они жестко крепятся к пролетному строению. При больших пролетах одна нога имеет жесткую конструкцию, другая—гибкую. Наличие гибкой ноги исключает возможность заклинивания ходовых колес крана и недопустимых перекосов ног при температурных изменениях длины моста или случайных нарушениях положения под крановых путей (колеи).
По ферме или балке пролетного строения по специально предусмотренному пути перемещается грузовая тележка или тельфер (электроталь). Возможно совмещение в одном кране грузовой тележки с тельфером. В этом случае обычно с тележки ведутся основные работы с грузами максимальной массы, а с помощью тельфера—вспомогательные подъемно-транспортные работы.
В зависимости от расположения мест крепления ног к пролетному строению крана, козловой кран может быть одно- или двухконсольным или же бесконсольным. Величина пролетов козловых кранов, длина консолей, высота подъема крюка могут быть самыми различными. Грузоподъемность отдельных специальных кранов достигает 800 т.
Параметры и типоразмеры кранов, предназначенных для специальных работ, в частности для мостостроения, могут назначаться при проектировании в соответствии с требованиями технологических процессов погрузочно-разгрузочных, монтажных и иных работ.
Грузовые тележки козловых кранов выполняются большей частью двух-рельсовыми. Двухрельсоаые тележки могут перемещаться как по верхнему, так и по нижнему поясам, а однорельсовые — лишь по нижнему. Конструктивно грузовые тележки крана выполняются двух типов. На первых размещены механизмы подъема груза и передвижения, у вторых они отсутствуют и вместо них установлены отклоняющие блоки грузового троса и неподвижно закреплены концы троса тяговой лебедки, установленной на мосту крана. Тележки второго типа легче тележек первого типа, а следовательно, и вес металлоконструкций моста крана может быть меньшим.
Кабина управления краном может быть неподвижной, закрепленной в районе жесткой ноги крана (для кранов с малым пролетом) или подвижной, перемещаемой вместе с тележкой по тем же рельсовым путям.
Конструкция моста козлового крана для легких и средних кранов выполняется обычно одноблочной, для тяжелых — двухблочной. Конструкция балок может быть решетчатой или сплошностенчатой (с отверстиями или без отверстий в стенках) прямоугольного, треугольного или трапецеидального сечения.
Для удобства транспортирования крана с одного объекта на другой, а также для монтажа его. на различную величину пролета мост изготовляют составным с соединениями на болтах или пальцах.
Наибольшее распространение получили козловые крюковые электрические краны общего назначения, типы и основные параметры и размеры которых регламентированы ГОСТ 7352—75 (табл. 5.1). ГОСТ распространяется только на краны грузоподъемностью от 3,2 до 32 т пролетом от 10 до 32 м с электрической передвижной талью (тельфером) или с грузовой тележкой.
Таблица 5.1
Основные параметры козловых кранов
Ноги к мосту крепятся также на болтах. В тех случаях, когда козловые краны выполняются’ самомонтирующимися (самоподъемными), что особенно важно для строительных кранов, часто перебазируемых с одного объекта на другой, опорные ноггПкрепят к мосту на специальных шарнирах. Стягиванием ног при помощи канатов специальной полиспастной системы и лебедок достигается подъем моста в проектное положение, после чего ноги неподвижно прикрепляются к мосту болтами, а в нижней части их связываются продольной балкой — растяжкой. Для предотвращения перекоса при подъеме моста в процессе самомонтажа крана каждая пара ног связывается между собой синхронизирующим устройством—зубчатыми секторами, параллелограммными тягами и т. д.
По концам продольных балок ног установлены ходовые тележки или одиночные двухребордные ходовые колеса (в зависимости от грузоподъемности крана). Привод ходовых колес современных козловых кранов осуществляется от индивидуальных крановых электродвигателей через систему зубчатых передач. Приводными обычно служит половина ходовых колес крана.
Энергоснабжение козловых кранов осуществляется от внешней сети по троллеям (применяется на кранах, постоянно работающих на одном месте) или посредством гибкого кабеля. В последнем случае кабель наматывается на кабельный барабан, закрепленный на одной из ног крана и вращающийся синхронно скорости передвижения крана.
Все козловые краны, передвигающиеся по рельсовым путям, снабжены противоугонными захватами, рассчитанными на удержание крана в нерабочем состоянии от действия ветра.
Для смягчения ударов козловых кранов об упоры при их движении, на концевых участках подкрановых путей установлены пружинные или пружинно-фрикционные буфера. Так как на этих же участках расположены конечные выключатели, прерывающие подачу тока к механизмам передвижения при подходе крана к упорам, то при расчете буферов принимается, что кран может ударяться о буфер, двигаясь со скоростью, составляющей 0,7 нормальной скорости передвижения.
Устойчивость козловых кранов от опрокидывания правилами Госгортехнадзора не регламентирована,, однако для кранов с высоким расположением центра тяжести такая проверка поперек-и вдоль подкранового пути в рабочем и нерабочем состоянии целесообразна. При этом учитывается воздействие следующих сил: вес моста и ног, вес тележки, вес груза, силы инерции массы тележки с грузом при разгоне и торможении ее или торможении моста, силы давления ветра на груз и на кран.
Типажом кранов (1975 г.) для транспортного строительства предусмотрены козловые краны марок: К-4; К-4М; К-6; К-6Б; ККТС-20; К-451; К-451М (рис. 5.1, табл. 5.2) и К-651 (рис. 5.2, табл. 5.3), из которых в мостостроении применяются три последних. Кран K-45IM — модернизированный вариант козлового крана К-451 грузоподъемностью 45 т, выпускавшегося серийно для нужд мостостроения до начала 70-х годов. При модернизации грузоподъемность крана увеличена до 65 т путем усиления металлоконструкции крана, изменения базы грузовой тележки, увеличения грузоподъемности траверсы.
Кран К-45Ш представляет собой (см. рис. 5.1, табл. 5.2) бесконсольный несамоподъемный козловой кран пролетом 29,6 м с ригелем решетчатой конструкции прямоугольного сечения, установленный на четырех двухосных тележках. Ригель опирается на одну жесткую и одну гибкую опоры. Обе опоры решетчатой конструкции прямоугольного сечения. В верхней части жесткой опоры размещена неподвижная кабина управления. На этой же опоре укреплена лестница для подъема в кабину и на ригель крана.
Грузовая тележка крана.движется по рельсам верхнего пояса ригеля крана. Внутри ригеля по обоим его концам установлены две грузовые и одна тяговая лебедки. Все они однотипные марки ПД-4-50 с тяговым усилием 5 т и. обеспечивают как передвижку тележки вдоль ригеля, так и подъем траверсы, оснащенной крюком, с помощью двух независимых полиспастных систем (к каждой грузовой лебедке), находящихся сбоку от рчгеля. Кратность каждого из полиспастов равна 10.
Рис. 5.1. Кран К-451М:
I — крайнее положение крюка при грузоподъемности 65 т; 2 — то же, при грузоподъемности 45 т
Рис. 5.2. Кран К-651:
1 — крайнее положение крюка
Таблица 5.2
Техническая характеристика крана К-45Ш
Таблица 5.3
Техническая характеристика крана К-651
Колея равна 12 м, база каждой из ходовых тележек — 1020 мм. Максимальная высота подъема крюка крана от головки рельсов подкранового пути 23 347 мм. Длина хода грузовой тележки при грузоподъемности 65 т составляет 15 м.
К поясным уголкам нижнего пояса риселя прикреплен через угловые подвески монорельс, вдоль которого перемещается электроталь грузоподъемностью 5 т типа ТЭ5-951. Назначение тали — выполнение подъемно-транспортных работ с вспомогательными грузами малого веса, для которых использование тележки основного подъема нецелесообразно.
Кран К-651 самоподъемный одноконсольный (со стороны гибкой ноги). За исключением самоподъема, кран К-651 мало чем отличается от крана K-451M. Трехосные ходовые тележки даны вместо двухосных, пролет 30 м, максимальная высота подъема крюка от головки рельса составляет 24 520 мм, лебедки для механизмов подъема груза и передвижения грузовой тележки типа ПЛ-5-69 с тем же тяговым усилием в 5 т. Однако он позволяет реализовать грузоподъемность 65 т на всей длине (26 м) хода грузовой тележки, что значительно превосходит возможность крана K-451M, а наличие самоподъема существенно сокращает время и расходы на монтаж и демонтаж крана.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"сведения, конструктивные особенности и параметры козловых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы