Блоки. Блоки — простейшие механизмы для подъема грузов. Они входят в состав большинства грузоподъемных механизмов. Блоки применяют для подъема грузов (грузовые блоки) и изменения направления движения каната (отводные).
В зависимости от грузоподъемности и количества роликов блоки бывают однорольные и многорольные с числом роликов до семи.
Однорольный блок представляет собой ролик, насаженный на ось. Ролик по наружному периметру имеет канавку (ручей) для каната. Диаметр ролика должен быть не Менее 16—Диаметров каната. Оси блока закреплены между двумя щеками. Наверху щек укреплена проушина для крепления мертвой петли, а внизу — крюк 5 для подвески груза. При такелажных работах применяют монтажные блоки с крюками или с петлями.
Однорольные блоки, которые применяют в качестве отводных, иногда изготовляют с откидными щеками, что позволяет при необ-одимости освобождать блок без распасовки каната.
Рис. 1. Способы стропки вентиляционного оборудования и воздуховодов:
а — оросительной камеры кондиционера, б — секции кондиционера, в —контейнера с воздуховодами, г прямоугольного воздуховода, д — круглого воздуховода
В многорольном блоке щеки отделяют ролики один от другого. 6л0Ке, состоящем из нескольких роликов, все ролики вращаются оСи самостоятельно, независимо один от другого. Грузоподъемные блоки, крюки и петли должны иметь клеймо 0да.изготовителя и паспорт, в котором указывается их характеристика. Применение блока не дает выигрыша в силе, так как груз, подвешенный к канату, перекинутому через ролик блока, для своего уравновешивания требует усилия, равного весу груза.
Полиспасты. Полиспаст — грузоподъемное устройство, состоящее из двух однорольных или многорольных блоков, соединенных между собой стальным канатом. С помощью полиспаста можно поднимать груз или перемещать его по горизонтали. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрывается в силе, во столько раз проигрывается в скорости. Полиспасты применяют в конструкциях различных крановых устройств, лебедок и других такелажных механизмах, а также при подъеме тяжеловесного оборудования.
Полиспаст состоит из двух блоков: неподвижного, прикрепляемого к подъемному приспособлению (балке, мачте), и подвижного, который крепится к поднимаемому грузу. Оба блока соединяются между собой канатом. Канат, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному блоку. Другой его конец через отводные блоки крепится к барабану лебедки.
Полиспаст запасовывают двумя способами. По первому способу верхний неподвижный блок подвешивают в необходимом месте, а подвижный укладывают внизу против первого. Затем с помощью вспомогательного каната, диаметр которого меньше рабочего на 5—6 мм, через ручьи всех роликов пропускают основной канат и конец его закрепляют на одном из роликов.
Рис. 2. Одно-рольный блок:
1 — ролик, 2 — ось блока, 3 — щека, 4 — проушина, 5 — крюк
При втором способе полиспаст оснащают внизу (на полу), для чего блоки укладывают на расстоянии 3—5 м. Протягивают канат так же, как описано в первом способе. При оснастке полиспаста по второму способу необходимо устраивать настил из досок. Если же эти работы будут производить на земле или земляном полу, то стальной канат.и блоки полиспаста загрязнятся, что нежелательно. При протягивании каната через ролики блоков нужно следить за тем, чтобы канат надежно укладывался в блоки. Чтобы на канате не образовывались петли, рекомендуется временно прикрепить блок к полу и излишне не ослаблять канат.
При оснастке полиспастов необходимо соблюдать следующие правила. Если число ниток полиспаста (сумма роликов неподвижного и подвижного блоков) четное, то конец каната следует закреплять к неподвижному блоку. Если же число ниток полиспаста нечетное, то конец стального каната закрепляют к подвижному блоку. Руководствуясь указанными правилами, можно по заданному числу ниток и грузоподъемности полиспаста выбирать блоки с нужным числом роликов и закреплять конец каната за необходимый блок. В монтажных работах наиболее часто применяют полиспасты с числом ниток от 2 до 12 для подъема грузов до 50 т. Полиспасты с большим числом ниток применяют редко, так как с их помощью поднимают грузы массой более 100 т.
При нагрузке полиспаста нити каната не должны касаться друг друга и перекручиваться, а блоки не должны иметь перекоса. В случаях, когда полиспасты используют для перемещения грузов, под блоки и канаты необходимо подкладывать деревянные под-кдадки для предохранения от загрязнения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Такелажные блоки и полиспаты"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы