Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Такелажные приспособления

Публикация:
   Такелажные работы при монтаже строительных конструкций

Читать далее:




Такелажные работы при монтаже строительных конструкций

Монтаж промышленных и гражданских зданий начинают с устройства фундаментов. Точность установки элементов наземной части, а также всего сооружения зависит в значительной степени от правильного устройства фундамента.

В гражданском и промышленном строительстве широко применяют сборные железобетонные фундаменты.

Монтаж сборных железобетонных фундаментов начинают по окончании работ в котловане или траншее. Фундаментные блоки монтируют с помощью гусеничных или пневмоколесных кранов. В зависимости от вылета стрелы краны работают с бровки котлована или в котловане.

Фундаменты из сборных блоков монтируют в такой последовательности. Начинают монтаж с установки нижнего ряда блоков-подушек, затем по этим блокам устанавливают второй ряд блоков, потом третий. Верх блоков третьего ряда защищают гидроизоляцией. Во время монтажа выверяют положение смонтированных рядовых блоков в плане и по вертикали с помощью отвесов, шнура и уровня, а маячных блоков — теодолитом. На рис. 80, а — ж показаны некоторые операции по монтажу гражданских здании. Установка фундаментного блока с применением четырехветвевого стропа изображена на рис. 80, а.

Рис. 80. Монтаж элементов гражданских зданий:
а — фундаментного блока, б — блока стены полвала, в — простеночного блока, г — стенового оконного блока, д — панели внутренних стен, г — плит перекрытия, ж — лестничного марша

Такелажные работы при монтаже блоков фундаментов сводятся к строповке, подъему, установке и расстроповке блоков. Обычно монтаж ведут с помощью двух- или четырехветвевых стропов. В фундаментных блоках для строповки предусмотрены монтажные петли.

Монтаж колонн начинают только после установки и выверки фундаментов.

Колонны устанавливают на фундамент стаканного типа. В верхней узкой части такого фундамента расположено отверстие, называемое стаканом. В это отверстие (стакан) устанавливают колонну и замоноличи- вают ее.

Колонны транспортируют и хранят в горизонтальном положении, а устанавливают вертикально. Поэтому их приходится строповать за верхнюю часть или выше центра тяжести, а для расстроповки, если нет специальных приспособлений, необходимо подниматься на значительную высоту. Кроме того, при подъеме из горизонтального положения в вертикальное в колонне от собственного веса возникают нагрузки, которые могут привести к появлению трещин в бетоне. До подъема колонны обстраивают лестницами и люльками, с которых ведут дальнейший монтаж.

Колонны промышленного здания начинают устанавливать там, где по проекту должны находиться связи между колоннами. Если необходимо начинать монтаж с несвязевых колонн, между ними ставят временные связи.

Колонны монтируют с помощью крана. Способ строповки колонн определяется проектом производства работ. В некоторых колоннах устраивают проушины — петли, за которые с помощью универсальных или облегченных стропов с крюками их и стропуют.

Колонны стропуют различными захватными приспособлениями, например захватными скобами (рис. 81, а), универсальной траверсой (рис. 81, б). С помощью скоб колонны переводят из горизонтального положения в вертикальное на весу. Захватные скобы состоят из блочной подвески, которая крепится к крюку грузоподъемного механизма, роликовых скоб и стропа. При развороте колонны строп перемещается по ролику на блочной подвеске. Универсальную траверсу используют не только для монтажа колонн, но и для монтажа других конструкций, например балок и ригелей. Она состоит из траверсы, к которой шарнирно подвешиваются одно- рольные блоки. Через блоки пропущен канат, закрепляемый за колонну. Если на колонне есть петли, то вместо каната применяют два стропа с крюками, петлями или карабинами на концах.

Рис. 81. Строповка колонны:
а —захватными скобами, б — универсальной траверсой, в, г — приспособлениями для монтажа колонн; 1, 2, 8, 14 — скобы, 3 — блочная подвеска. 4, 9 12 16 — стропы, S. 13 — траверсы, 6 — однорольные блоки, 7 — канат, 10, 15 — обоймы, 11 — проушина

Приспособление для монтажа длинномерных элементов (рис. 81, в) состоит из облегченного стропа, который крепят концами к проушинам на обойме. Между ветвями стропа устанавливают трубчатую траверсу, которую закрепляют к стропу с помощью зажимов. Расстояние от обоймы до траверсы должно быть таким, чтобы после подъема колонны в вертикальное положение ее верх свободно проходил между обоймой и траверсой. Наверху строп обрамляют скобой, выполненной из разрезанной и согнутой трубы, которую зажимами крепят к стропу. Она служит для предохранения стропа от перетирания. К обойме крепят облегченный строп, его один конец идет к обойме, а второй — к скобе 8. Стропы на концах имеют коуши. Это приспособление удобно тем, что после установки элементов из горизонтального положения в вертикальное (в частности— колонн) такелажнику не приходится подниматься на верх для расстроповки. Если поднимаемая колонна должна быть после установки расчалена, перед подъемом к колонне прикрепляют расчалки. Балки или стропильные фермы устанавливают на колонну с временных приставных лестниц.

Приспособление применяют для монтажа колонн как одноэтажных, так и многоэтажных зданий. Одним из условий применения данных грузоподъемных приспособлений является отсутствие выше обоймы (рис. 81, в) выступающих деталей.

Длину стропов выбирают в зависимости от длины поднимаемых элементов. Строп можно внизу крепить к скобе или к любой выступающей детали, способной выдержать вес поднимаемого элемента.

После установки колонны в вертикальное положение на фундамент и ее закрепления такелажник с земли открепляет строп от колонны и обойма, принимая горизонтальное положение (за счет противовеса, вставленного внутри трубы обоймы, равного массе стропа и расположенного в противоположной стороне от крепления стропа), снимается с колонны.

Это приспособление применяют в тех случаях, когда колонна расположена на земле плашмя и поднимается в плоскости наименьшей жесткости. Если колонна располагается в горизонтальном положении на ребре, то используют приспособление, представленное на рис. 81, г. Как и в предыдущем примере, перед подъемом обойму надевают на колонну. Вместо двух облегченных стропов в данном случае применяют один строи, который крепят вверху к траверсе и скобе.

На обойме есть вваренные щеки, между которыми проходит строп. Между щеками вварены овальные прокладки — одна постоянная вверху и вторая перемещающаяся внизу. Нижняя подвижная прокладка оснащена болтами, которые прижимают облегченный строп к обойме и препятствуют перемещению стропа в процессе подъема. За счет овальности прокладок строп в обойме не перетирается и находится постоянно в необходимом положении. Размеры обоймы должны быть немного больше размеров поднимаемых элементов для того, чтобы после расстроповки обойма, оснащенная стропами, свободно поднималась вверх и соскальзывала с колонны. Если описанных приспособлений нет, применяют полуавтоматические захваты или траверсы.

Колонны поднимают двумя способами: поворотом вокруг ее нижнего конца, лежащего на земле, или способом скольжения. В первом случае стрела крана перемещается по. мере подъема колонны, а нижний конец колонны, поворачиваясь, остается на одном месте. Во втором случае стрела крана не перемещается, а низ колонны скользит по земле. Под низ подкладывают катки или тележки.

Стропильная ферма представляет собой решетчатую конструкцию, которая служит для перекрытия пролетов зданий и цехов. Фермы состоят из прямолинейных стержней, соединенных между собой в узлах. Металлические фермы, как правило, применяют в промышленных и общественных зданиях (дворцах спорта, павильонах).

На монтажную площадку фермы доставляют с завода-изготовителя целиком или в виде двух-трех элементов (отправочных марок), которые перед монтажом обычно укрупняют.

Для укрупнительной сборки (рис. 82, а) элементы стропильной фермы устанавливают вертикально в кондуктор и на роликовые опоры. В кондукторе (рис. 82, б) регулируют положение половин ферм как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях и точно подгоняют стыкуемые элементы.

Рис. 82. Укрупнительная сборка стропильной фермы (а) в кондукторе (б) и монтаж ферм (в)

Перед подъемом на ферме устанавливают люльки — около месккрепления связей и распорок, а вдоль нижнего пояса крепят канат, к которому будет прикрепляться предохранительным поясом монтажник при проходе к люльке и работе на ней.

Способ и места строповки стропильных ферм указываются в проектах производства работ. Во время подъема стропильная ферма испытывает усилия от собственной массы, причем усилия в элементах ферм могут изменяться по сравнению с расчетными. Например, во время постоянной работы нижний пояс стропильной фермы работает на растяжение, а верхний — на сжатие, при подъеме может получиться, что нижний пояс будет частично работать на сжатие, а верхний — на растяжение. В раскосах и стойках при монтаже также могут возникать напряжения. В связи с этим перед подъемом некоторые элементы стропильных ферм усиливают.

При подъеме ферм стропы должны быть направлены вертикально или с небольшим наклоном. Если стропильную ферму поднимают с помощью одного двухветвевого стропа, то в верхнем поясе возникают дополнительные сжимающие усилия, что не всегда благоприятно сказывается на конструкции. Чаще всего стропильные фермы стропуют с помощью траверс. Монтаж собранной стропильной фермы с помощью траверсы показан на рис. 82, в.

Установленную на колонны ферму временно крепят распорками, которыми соединяют монтируемую ферму с ранее установленными.

Расстроповывают стропильные фермы после установки их в проектное положение и закрепления.

Стропильные фермы во многих случаях монтируют блоками из двух или трех ферм. Между фермами устанавливают распорки, воспринимающие сжимающие усилия. В некоторых случаях для монтажа блока ферм применяют траверсы.

Крупноблочный монтаж ферм особенно выгоден в тех случаях, когда фермы устанавливают на колонны сверху. При заводке ферм между колоннами способы строповки не меняются, но работа усложняется установкой болтов при соединении ферм с колонной.

Подстропильныефермы — это фермы с параллельными поясами. Их устанавливают на колонны вдоль Цеха и на них опирают стропильные фермы. Фонари устанавливают на стропильные фермы. Монтаж-подстропильных ферм и фонарей не имеет принципиального отличия от монтажа стропильных ферм. Аналогично монтируют фермы эстакад и галерей.

Плиты покрытия и перекрытия (см. рис. 80, е) представляют собой плоские или криволинейные железобетонные элементы. Их опирают на две окончательно установленные и закрепленные фермы. Монтируют плиты покрытия последовательно, одну за другой. Установленную и выверенную плиту покрытия приваривают к несущим конструкциям не ‘менее чем в трех углах и только после этого устанавливают, выверяют и приваривают следующие плиты.

В плитах покрытия и перекрытия в четырех местах заделаны петли, за которые их стропуют. Если в плитах более четырех петель, то для их строповки применяют балансирные траверсы. Чаще всего для подъема плит используют многоветвевые стропы. Для монтажа пакета из нескольких плит используют траверсы, что значительно ускоряет монтаж, так как сокращает число подъемов.

Галереи предназначены для установки ленточных конвейеров, подающих сыпучие материалы. Галереи бывают наклонные и горизонтальные. Галерея состоит из двух главных продольных решетчатых ферм, железобетонного пола, который опирается на балки, подвешенные к нижним поясам ферм, и покрытия, выполненного в виде балок со связями. Все пролетное строение галереи часто называют мостом. Опираются галереи на металлические или железобетонные опоры.

Наиболее распространен метод монтажа галерей крупными блоками. Укрупняют блоки у места монтажа. На монтажную площадку элементы галерей поставляют отдельными частями.

Опоры галереи укрупняют в плоские панели и устанавливают целиком. Колонны (стойки), прибывающие на монтаж отдельно от связей, выкладывают на выверенной площадке и соединяют связями с помощью болтов или сваркой с обеих сторон укрупненного блока.

При монтаже высоких опор путем поворота вокруг пяты в них могут возникнуть напряжения, превышающие допускаемые. Поэтому их необходимо усилить на время монтажа. После установки усиление снимают. Колонны (опоры) большой высоты расчаливают в плоскости наименьшей жесткости расчалками, которые крепят за верх колонн так, чтобы они не мешали установке ферм моста. Внизу расчалки закрепляют за якоря.

Наиболее трудоемкая операция при монтаже галерей— монтаж мостов. Фермы мостов поставляют на монтаж в виде двух-трех марок (отправочных элементов) или россыпыо. При укрупнительнон сборке мост собирают из двух ферм и системы балок и связей. Марки на монтажной площадке соединяют между собой на временных болтах с последующей сваркой стыков с обеих сторон. Если по принятой схеме монтажа мост монтируют целиком, то фермы собирают в вертикальном положении при условии, что в таком положении можно сваривать все соединения элементов. Стропуют элементы ферм во время укрупнительной сборки универсальными стропами, под острые места подкладывают уголки.

Рис. 83. Схема монтажа галереи между двумя перегрузочными станциями:
1 — полиспаст, 2 — ванта портала, 3 — портал, 4 — катки

Полностью собранные мосты монтируют двумя мачтами или двумя кранами. В некоторых случаях до подъема галерей в них устанавливают части ленточного конвейера.

Обшивку галереи и железобетонные плиты покрытии и полов монтируют после установки мостов в проектное положение, что вызвано очень большой массой этих элементов.

Иногда галерею монтируют между двумя перегрузочными станциями — отдельно стоящими зданиями (рис. 83). При этом для подъема мостов используют перегрузочные станции, к которым подвешивают полиспасты или на которые устанавливают монтажные порталы.

Галереи собирают в стороне, а затем лебедками подтягивают к месту монтажа. Для этого во время укрупнительной сборки под нижний пояс собранной галереи подкладывают катки, выполненные из труб или бревен. Затем галерею крепят к тяговой лебедке и подтягивают. По мере движения галереи во время ее перемещения под нижний пояс подкладывают катки. На левой перегрузочной станции закрепляют два полиспаста, а на правой устанавливают временный монтажный портал, расчаленный вантами. Чтобы мост свободно прохот дил между перегрузочными станциями, сначала поднимают один конец выше опоры, в данном случае правый, а затем второй.

Мост стропуют в узлах, где сходятся раскосы и стойки. Поднимают его четырьмя лебедками, расположенными за перегрузочными станциями. При этом стремятся к тому, чтобы две левые и две правые лебедки работали синхронно, иначе во время подъема мост будет перекашиваться.

Монтаж ленточных конвейеров начинают с разбивки главной осп галереи, после чего устанавливают натяжную и приводную станции, а затем монтируют всю среднюю часть.

От качества выполненного монтажа зависит качество работы ленточных конвейеров, так как малейшее отклонение в разбивке опор вызовет перекос всего конвейера.

При большой массе галерей, когда грузоподъемности монтажных кранов недостаточно, применяют один или два портала. Порталы устанавливают перпендикулярно галерее.

Последовательность монтажа следующая. Фермы моста, находящиеся в горизонтальном положении, укрупняют с помощью самоходных гусеничных кранов. Полностью собранные фермы устанавливают вертикально. После окончательной сборки ферм поднимают портал сначала до угла 45° к горизонту двумя гусеничными кранами, а затем до вертикального положения с помощью двух вант. Порталом поднимают первую ферму моста и закрепляют на опорах, затем устанавливают вторую ферму. После их закрепления, не отцепляя полиспастов, монтируют связи и распорки по нижним и верхним поясам ферм моста. Когда устойчивость собранного моста будет достаточной, освобождают полиспасты портала. Все остальные элементы моста, кроме ферм, монтируют гусеничными кранами.

Демонтируют портал в обратной последовательности — вантами наклоняют до 45°, а затем двумя гусеничными кранами опускают на землю.

Такелажные работы при монтаже строительных конструкций в большинстве случаев приходится выполнять на большой высоте. Поэтому каждый такелажник должен знать правила техники безопасности.

К работе по монтажу строительных конструкций допускаются лишь рабочие, прослушавшие вводный (общий) инструктаж на рабочем месте о правилах безопасного выполнения конкретной работы. Проведение инструктажа оформляют в журнале соответствующей записью, которая подтверждается подписями рабочего, получившего инструктаж, и лица, проводившего инструктаж.

Такелажники, выполняющие работу на высоте, к которой предъявляются повышенные требования по технике безопасности, должны пройти обучение по утвержденной программе, сдать экзамены по технике безопасности и иметь соответствующее удостоверение. До прохождения обучения их к самостоятельной работе не допускают.

В сроки, установленные Министерством здравоохранения СССР, такелажники проходят предварительный и периодический медицинские осмотры.

К верхолазным и другим особо опасным строительно-монтажным работам допускаются лица не моложе 18 лет. Верхолазными считаются все работы, которые выполняются на высоте более 5 м от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила, над которым производятся работы с временных монтажных приспособлений или непосредственно с элементов конструкций оборудования, машин и механизмов при их установке, монтаже и ремонте. При этом рабочий должен быть в предохранительном поясе.

Администрация монтажного участка обязана все монтажные приспособления, подъемные механизмы и вспомогательные приспособления до пуска в работу подвергнуть техническому освидетельствованию.

Каждый такелажник должен знать правила знаковой сигнализации (табл. 9), применяемой при перемещении грузов крапами.

Во время подачи знаковой сигнализации место, с которого подаются сигналы, должно быть хорошо освещено. При недостаточном освещении места работы, а также при сильном снегопаде или тумане и в других случаях, когда машинист крана плохо различает сигналы стропальщика, работы по подъему или перемещению грузов следует прекратить.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Такелажные приспособления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Такелажные работы при монтаже строительных конструкций"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства