При ежесменном техническом обслуживании машинист осматривает крановые пути, механизмы, приборы, металлоконструкции и канаты; очищает кран (в первую очередь — открытые зубчатые передачи) от грязи, снега и льда; проверяет шпоночные соединения и герметичность редукторов, а также действие тормозных и предохранительных устройств и их регулировку; устраняет дефекты, не разбирая машины, смазывает кран.
С объемом и характером работ ознакомимся на примере ЕО кранов КБ-100. ЗА. В механизмах крана проверяют, нет ли течи масла из редукторов (уровень масла контролируют с помощью щупа-маслоуказателя раз в неделю); не появились ли механические повреждения механизмов (включая износ рабочих поверхностей катания и реборд ходовых колес); в каком состоянии тормоза (равномерно ли отходят колодки, какова степень износа накладок). В механизмах, оборудованных тормозами с электрогидротолкателями, проверяют запас хода штока у электрогидротолкате-ля. Для этого нажимают рукой на верхний конец штока: При нормальном регулировании тормоза шток от усилия руки должен несколько опускаться вниз. Если не будет запаса хода у штока, тормоз не удержит на весу тяжелые грузы, что может привести к аварии.
При обслуживании кабины удостоверяются, что кресло легко перемещается по направляющим, а стекла надежно закреплены в резиновых уплотнениях рам. В крюковой подвеске следят за состоянием стропов, крюка, его крепления к траверсе, удостоверяются в том, что дренажное отверстие для стока воды чистое. Катки грузовой тележки осматривают и проверяют в доступных местах.
В механизме поворота проверяют и при необходимости регулируют зубчатое зацепление с венцом опорно-поворотного круга.
В опорно-поворотном круге зубчатое зацепление очищают от грязи и льда и визуально проверяют наличие всех болтов и плотность болтового крепления опорно-поворотного круга к ходовой раме и поворотной платформе. Б олты подтягивают по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю.
В металлоконструкциях проверяют состояние сварных швов и основного металла: не допускаются трещины, изгибы, вмятины. При повреждении окраски ее восстанавливают или временно защищают поврежденное место густым смазочным материалом. Плотность болтовых соединений контролируют особенно в местах стыков секций башен и стрел.
Допускается за одно обслуживание осматривать не все металлоконструкции. Однако обследование должно быть построено таким образом, чтобы каждый элемент металлоконструкций был осмотрен не менее трех раз за период между ТО-1.
Наружную изоляцию электропроводки особенно тщательно проверяют в местах подхода ее к электродвигателям и электроаппаратам, осматривают питающий кабель и его крепления и конструкции крана. Наружную поверхность электродвигателей очищают от пыли и грязи и проверяют, нет ли наружных повреждений или обрыва кабельных вводов, ослабления болтового крепления. Во время работы механизма машинист должен прислушиваться к работе электродвигателей, а при технологических перерывах в работе крана два-три раза за смену проверять на ощупь нагрев двигателей. Сильное гудение или стук корпуса или подшипниковых щитов свидетельствует о неисправностях электродвигателя.
Машинист убеждается в отсутствии внешних повреждений контакторов, реле автоматов, контроллеров, командоконт-роллеров, сопротивлений и тормозных электромагнитов. В процессе работы могут ослабнуть резьбовые соединения контакторов, реле и магнитных пускателей, причем отвинтившиеся винты или гайки падают на дно шкафа управления или защитной панели. Поэтому при осмотре удостоверяются, что на дне шкафа нет выпавших элементов крепления. У контроллеров и командоконтроллеров проверяют ход рукоятки или штурвала (должен быть легким) и четкость фиксации их на позициях. Тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели осматривают одновременно с механической частью тормоза. При этом проверяют, легко лиходит якорь электромагнита или штока электрогидравлического толкателя и нет ли повреждений на катушках электромагнитов и выводах электротехнического устройства двигателей электрогидравлических толкателей.
При ЕО проверяют исправность механизмов и ограничителей рабочих движений, а также работоспособность крана в целом. Действие конечных выключателей машинист проверяет, включая кран на холостом ходу, а ограничителя грузоподъемности — поднимая контрольный груз.
При техническом обслуживании выполняют следующие работы: осматривают металлические конструкции крана; проверяют состояние сварных швов, затяжку болтовых соединений; удостоверяются в отсутствии изгибов поясов и раскосов башен и стрел, отсутствии вмятин. Обнаруженные в сварных швах трещины вырубают и заваривают. Особое внимание обращают на болты крепления опорно-поворотного круга, в стыковых уголках и фланцах башни и стрелы, на крепление тяг плит противовеса, проверяют состояние кабины и ее подвеску.
Вскрывают редукторы механизмов крана и осматривают оси, валы, подшипники и шестерни. Контролируют состояние резиновых амортизаторов и пальцев эластичных муфт ходовых тележек; изношенные — заменяют. В необходимых случаях регулируют тормоза, а также зазоры между шестерней механизма поворота и венцом круга. Осматривают крепления букс ходовых колес. Контролируют подшипники валов электродвигателей, радиальный и осевой люфты роторов. При проверке крюковой подвески особое внимание обращают на зев крюка-на нем не должно быть трещин и выработок и он должен плавно вращаться в траверсе.
Осматривают запасовку канатов, их крепление в коушах и состояние коушей.
Выверяют вертикальность положения башни относительно крановых путей и при необходимости устраняют крен.
Смазывают кран.
Техническое обслуживание электрооборудования проводит машинист совместно с обслуживающим кран электромонтером.
При техническом обслуживании электродвигателей контролируют, плотно ли прилегает крышка коробки выводов статорной обмотки, крышки люка подшипникового щита, каково состояние контактных колец.
При работе двигателя в результате истирания контактнь х колец и щеток накапливается мелкая металлическая пыль, которая оседает на поверхности изоляции контактных колец и щеткодержателя. Она может привести к короткому замыканию. Поэтому при осмотре контактные кольца и щеткодержатели очищают сухой чистой тряпкой. Грязь и жир на поверхности контактных колец удаляют тряпкой, слегка смоченной бензином. Поверхность контактных колец должна быть чистой и гладкой. Угольные щетки должны иметь блестящую поверхность по всей площади соприкосновения с контактными кольцами. Двигатель должен работать бесшумно и без искрения. Одна из причин, вызывающих искрение щеток, состоит в том, что щеткодержатель заедает в шарнирах. Приподнимая щетку рукой и опуская ее на место, проверяют, нет ли заедания. Сильно изношенные щетки заменяют. Вновь устанавливаемые щетки предварительно обрабатывают по радиусу контактного кольца, а затем окончательно притирают к контактному кольцу стеклянной шлифовальной шкуркой (рис. 149). Для этого шкурку 2 пропускают между щеткой 1 и контактными кольцами 3 (шероховатой стороной к щетке) и протаскивают в одном направлении, нажимая при этом пружиной на щетку. Шкурку плотно прижимают к контактному кольцу. В обратном направлении шкурку перемещают при поднятой щетке. Образовавшуюся после притирки угольную пыль удаляют, продувая поверхность сжатым воздухом.
Во время технического обслуживания осматривают контакты контакторов, реле, контроллеров и магнитных пускателей, очищают электрооборудование от пыли и грязи и при необходимости регулируют тормозные электромагниты, реле времени и максимальные реле. Подтягивают резьбовые соединения контактов электропроводки и крепления самих аппаратов. У контакторов, реле и магнитных пускателей проверяют, легко ли они ходят и не заедает ли подвижная часть. Для этого вручную быстрым движением включают подвижную часть контактора, пускателя или реле до полного прилегания якоря к ярму и затем отпускают подвижную часть, медленно и постепенно отводя руку. При заедании подвижная часть не возвращается до конца в первоначальное положение. Заедание устраняют, подгибая соответствующие детали аппарата или изменяя их положение.
Катушки контакторов, пускателей и реле не должны иметь люфта и следов касания якоря: неплотно укрепленная катушка испытывает удары при включении аппарата, ее изоляция нарушается и катушка сгорает. Сильно закопченные контакты протирают сухой чистой тряпкой. Металлические контакты контакторов и автоматов, а также серебряные контакты пускателей, конечных выключателей ц реле не следует зачищать даже в тех случаях, когда их поверхность становится неровной, с небольшими наплывами металла: оксидная пленка на их поверхности имеет очень малое сопротивление (практически такое же, как и сам металл), поэтому стремление зачистить контакты до блеска приводит к их преждевременному износу. Контактные поверхности зачищают только при значительном подгорании или оплавлении их. Для зачистки применяют напильники с мелкой насечкой. Серебряные контакты зачищают бархатным напильником или замшей. Категорически запрещается применять шлифовальную шкурку, так как при этом в контактной поверхности остаются вкрапления непроводящих частиц, сопротивление контактов резко возрастает и они быстро выходят из строя.
При проверке селенового выпрямителя мягкой тряпкой очищают от пыли шайбы селеновых элементов и убеждаются, что нет видимых внешних повреждений, в частности не оборваны соединительные перемычки и нет следов пробоя шайб. Пыль, оседающая на шайбах селеновых элементов, ухудшает их охлаждение, в результате чего элементы перегреваются и могут выйти из строя. Во время проведения одного из ТО, но не реже одного раза в два месяца, проверяют нагрев селенового выпрямителя с помощью термометра. Температура выпрямителя в установившемся режиме работы не должна превышать 75°С.
При осмотре пускорегулирующих реостатов подтягивают крепление контактов, убеждаются, что элементы не оборваны и не касаются металлоконструкции крана. Электропроводка в месте подхода к резисторам должна располагаться таким образом, чтобы исключалась возможность перегрева изоляции проводов.
Во время ТО контролируют плотность и надежность контакта проводов на панелях зажимов и очищают их от пыли и грязи. Как правило, провода должны иметь наконечники. Только одно-проволочные провода сечением до 10 мм2 и многопроволочные сечением до 2,5 мм2 можно присоединять без наконечников, но обязательно со скруткой и пропайкой концов. Провод крепят на аппарате или панелях зажимов с помощью винта, плоской и обязательно пружинной шайбы.
При ТО замеряют сопротивление изоляции электропроводки и электроаппаратуры. Для этой цели применяют мегаомметр. Предварительно кран отключают от внешней сети и принимают меры, исключающие попадание человека под напряжение, создаваемое индуктором ме-гаомметра. Сопротивление изоляции отдельной жилы электропроводки должно быть не менее 1000 Ом на 1 В рабочего напряжения.
Согласно Правилам Госгортехнадзора, кран испытывают на холостом ходу и под нагрузкой. Выявление неисправности устраняют. Регулируют ограничители и защитные устройства.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание башенных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы