Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация кранов

Публикация:
   Устранение неисправностей металлоконструкций, механизмов, канатно-блочных систем

Читать далее:




Устранение неисправностей металлоконструкций, механизмов, канатно-блочных систем

Металлоконструкции. При работе и монтаже крана могут возникнуть неисправности металлоконструкций. Осмотр металлоконструкций и устранение неисправностей проводят в соответствии с РД 22-82-81 «Краны башенные строительные. Методические указания по проведению обследования металлоконструкций». Металлоконструкции ремонтируют только по согласованию с заводом-изготовителем крана.

Рассмотрим типичные повреждения металлоконструкций и способы устранения повреждений.

Трещины в металлоконструкциях, сварных швах, шкворнях или осях могут появиться из-за ударов при перевозке и монтаже, перегрузок при работе, дефектов изготовления. Трещины в несущих элементах могут привести к разрушению металлоконструкций и аварии крана. Чтобы обнаружить трещины, металлоконструкции и сварные швы осматривают перед каждым монтажом крана, при поступлении крана с завода и после его очередной перевозки с одной стройки на другую. Металлоконструкции проверяют также при ЕО. Места возможных образований трещин показаны на рис. 154, а стрелками.

Трещины ликвидируют в такой последовательности: засверливают конец трещины, разделывают кромки, а затем заваривают. В ряде случаев для усиления конструкции приваривают накладки.

Погнутости поясов и раскосов (показаны пунктиром на рис. 154,6) бывают, как правило, в решетчатых конструкциях (краны КБ-308, С-981), а вмятины — в трубчатых или оболочковых (краны КБ-100.3). Эти неисправности чаще всего возникают при небрежном обращении с металлоконструкциями во время перевозки и монтажа крана. Если отклонение от прямолинейности не превышает 1/750 от длины элемента при конструкциях из профильного проката и 1/500 — из тонкостенных оболочек, а вмятины не превышают половины толщины элемента, выполненного из профильного проката или труб, и 1,25 от толщины элемента из тонкостенных оболочек, металлоконструкции не правят. При больших отклонениях от непрямолинейности и вмятинах конструкции восстанавливают. При небольших деформациях правку выполняют без подогрева и усиления конструкции, при больших -с подогревом газовой горелкой и последующим усилением накладками и заплатой.

Изгиб металлоконструкций чаще происходит из-за нарушений правил монтажа крана. Например, если в момент подхода башни крана к вертикальному положению не обеспечить плавного притормаживания и своевременной остановки подъемной лебедки, башня мож-ei изогнуться и запрокинуться назад. В кранах с^ поворотной башней (например, КБ-Ю0.3А) несвоевременное выключение лебедки при подъеме башни может привести к смыканию полиспастных обойм, выключению вследствие этого стрелового полиспаста из работы, резкому увеличению скорости движения и поломке или искривлению башни. Полностью искривленные башни и стрелы заменяют новыми, а аварийные отправляют в ремонт. При повреждении элементов металлоконструкций их ремонтируют, заменяя погнутые детали новыми.

Выработка (увеличение диаметра) отверстий проушин (рис. 154, в) возникает в таких соединениях, как проушины телескопических подкосов башни, двуногой стойки, соединения флюгеров с ходовой рамой и ходовыми тележками, отверстия в рамах ходовых тележек. При выработке отверстий увеличиваются зазоры, повышаются динамические нагрузки и, как следствие, напряжения в элементах крана.

Выработку измеряют с помощью штангенциркуля при текущем ремонте по люфту или при вынутой оси. При Arf не более 2 мм допускается дальнейшая эксплуатация крана, при большей-проушину ремонтируют.

Разрушение (вздутие) элементов замкнутого сечения (показано пунктиром на рис. 154, г) возникает, когда влага попадает в полость элементов и замерзает там. Увеличиваясь в объеме, лед разрушает стенки элементов. Наиболее подвержены таким разрушениям кольцевые балки ходовых рам и поворотных платформ, поясов и раскосов башен и стрел. Разрушенные элементы заменяют или ремонтируют.

Отгиб полок двутавра (монорельса) стрелы, по которому передвигается грузовая тележка, может возникнуть при перекосе и деформации тележки или неправильной установке ее катков. При этих дефектах конструкции нагрузка на катки тележки передается неравномерно, что приводит к перегрузке отдельных катков и, как следствие, к отгибу полок двутавра. Чтобы предотвратить это, перед монтажом крана проверяют, прямолинеен ли нижний пояс монорельса и правильно ли установлены все катки тележки на его полках, не перекошена ли тележка. Для снижения удельных нагрузок форма катка должна соответствовать профилю двутавра. При этом катки должны плотно прилегать к внутренней стороне полки двутавра без перекосов и зазоров. При отклонении от прямолинейности и перекосе тележки эти недостатки устраняют.

Разработка болтовых соединений ухудшает условия работы болтов. Этот вид неисправности представляет большую опасность для прочности как самих болтовых соединений, так и всего крана в целом. Болтовые соединения разрабатываются, как правило, из-за того, что во время эксплуатации крана своевременно не подтягивают болты. В связи с этим необходимо восставливать первоначальную силу затяжки резьбовых соединений при ЕО и всех видах ТО. При контроле болтовых соединений устанавливают погнутость болтов, качество резьбы и степень затяжки гаек. Одиночные болты соединений следует затягивать сразу до отказа, а групповые постепенно, в 2…3 приема, переходя с одной гайки к другой. При разработке болтовых соединений отверстия развертывают до большого диаметра и ставят соответствующие новые болты.

Нарушение защитной окрас-к и приводит к коррозионному разрушению. Поэтому металлоконструкции крана окрашивают не реже одного раза в два года. Перед окрашиванием поверхность зачищают, обезжиривают и загрунтовывают в два слоя атмосферостойкими красками. Защитную краску наносят в два слоя при температуре не ниже 10°С.

Механизмы. Рассмотрим типичные неисправности механизмов.

Несоосность валов приводит к преждевременному выходу из строя валов, подшипников и соединительных муфт.

Несоосность, как правило, вызывается недостаточной центровкой сопрягаемых элементов. На унифицированных лебедках электродвигатель крепят к редуктору на фланце и поэтому несоосность может возникнуть только в узле соединения вала редуктора с барабаном. В этом случае несоосность вызывает значительные колебания редуктора и связанного с ним электродвигателя, опасные для прочности фланцевого крепления двигателя. Несоосность сверх допустимых пределов может привести к поломке и самого выходного вала редуктора. Такую лебедку необходимо отремонтировать и отцентрировать на заводе, так как исправить несоосность на стройплощадке невозможно. Браковочным признаком этих лебедок служит размер колебания свободного конца электродвигателя. При перемещении свободного конца двигателя, например лебедки Л-500, более 3 мм по вертикали эксплуатация лебедки не допускается, лебедка подлежит ремонту. Для устранения несоосности на рамных лебедках редуктор, как правило, закрепляют, а регулируют положение корпуса электродвигателя и выносной опоры барабана.

Неудовлетворительная балансировка тормозного шкива приводит к дополнительным динамическим нагрузкам на валы и подшипники редуктора и двигателя. В унифицированных лебедках с фланцевым креплением двигателя неудовлетворительная балансировка вызывает вибрацию двигателя и всего механизма. Чтобы обеспечить нормальную работу механизма, проверяют, правильно ли посажен тормозной шкив на вал двигателя (не высока ли шпонка и не сидит ли шкив на ней). Если шпонка высока, ее заменяют. Если шпонка нормальная, снимают тормозной шкив с вала и статически балансируют его.

При неправильной сборке зубчатых колес редуктора и их износе в редукторе появляются периодические стуки, постоянный равномерный шум, нагреваются подшипники. Стук в редукторе может быть вызван забоинами на зубьях одного из зубчатых колес, не плотностью и эксцентричностью посадки колес на валах. При образовании небольших забоин их запиливают, при больших — зубчатые колеса заменяют. Если неплотно или эксцентрично посажены колеса, их также заменяют.

Шум в редукторе возникает обычно при плохом зацеплении зубьев шестерен, не обеспечивающем необходимого контакта зубьев. Неисправность устраняют постепенной приработкой зубьев.

Подшипники лебедки нагреваются от неправильной их установки при сборке, что вызывает осевое защемление подшипников. Чтобы устранить защемление подшипников с закладными крышками, замеряют регулировочные кольца между крышками и наружными обоймами подшипников, обеспечив суммарный зазор 0,4 мм. При фланцевом креплении крышек тот же зазор обеспечивается с помощью регулировочных прокладок между корпусом редуктора и фланцем крышки. Регулировочные кольца устанавливают при разборке редуктора, прокладки — после снятия крышек. Зазор при закладных крышках проверяют щупом.

При определении требуемой толщины прокладки (рис. 155) крышек нутромером штангенциркуля измеряют расстояние а между торцами редуктора и подшипника и определяют высоту h буртика крышки. Толщина прокладки Д должна быть на 0,4 мм больше разности между высотой буртика и расстоянием между торцами: h — а. Если окажется, что расстояние между торцами а больше высоты буртика Л, крышку снимают и фланец проторцовы-вают, чтобы увеличить буртик.

Причиной шума в редукторе и нагрева подшипников может быть также отсутствие или недостаток смазки в редукторе. Чтобы устранить неисправность, доливают смазочный материал до необходимого уровня, который проверяют щупом или контрольной пробкой.

При трехопорных валах перегрев подшипников может возникать от перетяжки подшипников в результате перекоса вала. Правильность установки вала такой лебедки проверяют как непосредственно на кране, так и в мастерских. Для этого снимают барабан, редуктор наглухо притягивают болтами к раме, а выносную опору выходного вала редуктора освобождают от крепления. Когда выносная опора, не затянутая болтами, расположена выше опорной поверхности рамы, под нее устанавливают подкладки. Если выносная опора упирается в раму, подкладки укладывают под редуктор. Далее вручную проворачивают вал. Если выносная опора-при этом перемещается в горизонтальном и вертикальном направлениях, значит, вал изогнут и его надо отремонтировать или заменить.

Пробуксовывание тормоза заключается в том, что при выключении двигателя тормоз не может удержать груз. Рассмотрим, как устраняют неисправности, вызванные разными причинами.

Неправильно отрегулированный тормоз необходимо заново отрегулировать.

Выработку тормозных накладок определяют визуально по следам от заклепок на поверхности тормозного шкива или замером толщины накладок. Допускается работа тормоза при толщине накладок не меньше 4 мм в средней части и не менее 2,5 мм по краям. При большем износе накладок их заменяют.

При перекосе тормоза колодки неплотно прилегают к шкиву, что не позволяет полностью использовать тормозной момент. Причинами перекоса могут быть неправильная установка тормоза на раме либо дефекты, допущенные при его изготовлении. В первом случае устраняют перекос тормоза, устанавливая прокладки под болтами крепления рамы тормоза к основанию, во втором — тормоз заменяют.

При замасливании поверхности шкива или накладок их промывают керосином или бензином и зачищают.

При отказе тормоза могут быть случаи, когда его колодки не размыкаются при включении электромагнита, механизм остается заторможенным даже при включении электродвигателя, что может привести к перегреву и выходу двигателя из строя. Такой отказ может быть вызван тем, что чрезмерно затянуты пружины, тормозные накладки примерзли к шкиву, недостаточен уровень жидкости в электро-гидр о толкателе или жидкость замерзла. Затяжку пружины проверяют линейкой. Если длина пружины меньше установочной, приведенной в Инструкции, затяжку регулируют. Примерзание накладок обнаруживают следующим образом. С помощью рычага поднимают коромысло; тормоза, наблюдая при этом за колодками. Если накладки не отходят от шкива, а колодки стремятся отделиться от накладок, значит, накладки, примерзли. Чтобы устранить неисправность, в торец накладки упирают деревянный брус и по нему постукивают молотком. Жидкость в электрогидротолкателе может замерзнуть, если она не соответствует условиям работы при низких температурах или механизм долго не работал. Чтобы устранить неисправность, электрогидротолкатель разогревают до 50…60°С паяльной лампой. Действие толкателя проверяют, поднимая коромысло. После разогрева толкателя неправильно выбранную жидкость заменяют новой. Если после разогрева эдектрогидротолкатель по-прежнему не работает, его направляют в ремонт. При недостаточном уровне жидкости в толкателе ход штока уменьшенный. Для проверки уровня жидкости коромысло поднимают вверх до отказа с помощью рычага. Если ход штока при подъеме коромысла вручную превышает ход штока при включении толкателя, уровень жидкости недостаточен и требуется долить жидкость в корпус электрогидротолкателя.

Течь масла из-под уплотнений происходит либо в результате переполнения редуктора маслом, либо вследствие выхода из строя или некачественного выполнения уплотнений.

Переполнение редуктора маслом можно определить по игле щупа маслоука-зателя. В этом случае уровень масла будет находиться выше верхней риски иглы. Излишек масла следует слить, отвернув пробку редуктора.

При выходе из строя или при повреждении уплотнительных колец (манжет) их следует заменить новыми при разборке лебедки.

При появлении течи масла из глобоидного редуктора поджимают уплотнительные прокладки с помощью болтов. На унифицированных механизмах поворота на выходных шестернях ставят дополнительное резиновое кольцо и поджимают стяжные болты.

При появлении течи через сливную пробку или щелн крышек подтягивают крепление или заменяют прокладки.

Ослабление узлов крепления редуктора крана ухудшает условия работы механизмов: редуктор при работе дергается, что приводит к нарушению соосности валов; разрабатываются болтовые и шарнирные соединения; отламываются лапы двигателя из-за толчков, передаваемых на двигатель от редуктора. Узлы крепления ослабевают по следующим причинам: недостаточно затянуты болты; не приварены стопорные планки и упоры; неудовлетворительная конструкция механизма; несоосны соединения.

На все редукторы при работе действуют знакопеременные горизонтальные силы, появляющиеся от реверсивной работы зуОчатых передач, некоторой допускаемой несоосности, усилий в открытых передачах. Как правило, эти усилия невелики, но, действуя постоянно, они могут ослабить узлы крепления. Поэтому для надежной работы механизма следят за состоянием крепежных болтов редуктора и для дополнительного крепления его к раме приваривают стопорные фиксирующие планки.

Износ ходовых колес происходит как на рабочей поверхности катания, так и у реборд. Если одновременная выработка ведущих колес превышает 3…4% диаметра (для крана КБ-100.3 допускаемая выработка 20 мм при диаметре колеса 500 мм) или толщина реборд вследствие износа стала меньше 15 мм, колеса сдают в ремонт или заменяют. Причинами выработки рабочих поверхностей катания ходовых колес являются: различные диаметры колес крана, приводимых от одного двигателя, в результате чего происходит пробуксовывание и повышенный износ; применение литых колес вместо штампованных; отсутствие или неправильное выполнение термообработки. Выработка реборд ходовых колес объясняется неточностью укладки кранового пути: наличием поперечного уклона и больших отклонений ширины колеи от номинальных размеров, а также не параллельностью осей колес.

При поперечном уклоне пути кран под действием собственной силы тяжести стремится сдвинуться в сторону уклона. При этом реборды постоянно прижаты к рельсам, что приводит к интенсивному их износу. То же самое происходит и при отклонениях по ширине колеи и непараллельности осей колес, когда при движении крана колеса постоянно прижимаются к рельсам то одной, то другой ребордой.

При разработке втулочно-пальцевых муфт (износ упругих втулок или пальцев, ослабление креплений) заменяют втулки или пальцы и подтягивают крепления. При износе рабочей поверхности, разработке посадочного отверстия и отверстий под втулки муфты отправляют в ремонт.

К анагно-блочные системы. Рассмотрим, как устраняют неисправности, вызванные различными причинами.

Выпадение каната из ручья блоков приводит к перетиранию его об острые края металлоконструкций, обрыву и падению груза или стрелы. Канат может выпадать из-за того, что отогнулись ограждающие устройства, канат косо натянут по отношению к блоку или неправильно запасован. В последнем случае канат, заклиниваясь между ребордой и ограждением, отгибает его.

Как правило, на кране канатные блоки располагаются на большой высоте и устранение неисправностей сопряжено с трудоемкими верхолазными работами. Чтобы избежать этих неисправностей, необходимо при очередном демонтаже внимательно проверять предо хранительные устройства.

Заедание канатов на блоках может происходить в том случае, если заклиниваются подшипники блока либо канат задевает за ограждающее устройство блока. Ввиду того что эти неисправности приводят к интенсивному износу ручья блоков н каната, необходимо немедленно устранять их. Если погнуто ограждение, его выправляют или разгибают, обеспечив свободный проход каната. Подшипники болтов прочищают и заполняют чистым смазочным материалом или заменяют новыми. Если забились смазочные отверстия, их прочищают.

Закручивание грузового каната возможно при большой длине подвески. Это обычно происходит из-за того, что канат неправильно разматывали из бухты во время его запасовки на блоках или при большой жесткости каната. Неисправность можно предотвратить раскручиванием каната иди применением приспособления против закручивания. Например, на кране КБ-100.2 канат раскручивают так (рис. 156). Конец каната, закрепленный на барабане стреловой лебедки, освобождают и временно крепят зажимом к поворотной платформе. Вращением грузовой лебедки на спуск с нее полностью сматывают грузовой канат. Затем его растягивают по земле и раскручивают. Такой метод позволяет раскрутить канат на % его полной длины-этого вполне достаточно, чтобы он перестал закручиваться.

Чтобы канат легче было раскручивать, его можно закрепить во вращающемся фаркопфе, установленном на автомобиле, тракторе или другом тягаче. Если канат нельзя раскрутить на кране, применяют приспособление (рис. 157, а), состоящее из грузика и канатной оттяжки, связанной со скобой. Чтобы предохранить грузик от падения, если перетрется оттяжка, его дополнительно крепят страхующим канатом.

На кране КБ-100 использовано приспособление (рис. 157, (5) в виде серьги 6\ подвешенной на канате к стреле. Серьга разводит грузовые канаты в стороны и не дает им скручиваться. На кранах большой высоты подъема (например, КБ-160.2, С-981А) применяют стрелы (рис. 157, в, г) с широко расставленными на стреле или балансире блоками.

Перетирание канатов происходит, как правило, при их неправильной запасовке. В этом случае во время работы крана канаты могут касаться один другого или металлоконструкции. Канаты перетираются также, когда груз поднимают при закрученном канате. Работа крана с перетертым канатом может привести к падению груза или стрелы, поэтому канаты разводят на расстояние, при котором они не смогут задевать за металлоконструкцию и соприкасаться.

Рис. 157. Приспособления, предотвращающие закручивание грузового каната:
а -с грузиком, 6 -с серьгой, в-с разнесенными блоками, г. -с балансиром; 1, 5 — канаты, 2 — грузик, 3 — оттяжка, 4 — скоба, 6 — серьга, 7 — балансир

Рис. 158. Замена грузового каната на кране КБ-100.3А:
1,2 — канаты, 3…5 — проволока

Обрыв каната может привести не только к падению груза, но и к опрокидыванию крана, поэтому при обрыве проволок в соответствии с браковочными нормами Госгортехнадзора канат заменяют. Целесообразней всего это делать во время монтажа крана, когда обеспечен свободный доступ ко всем блокам. Если необходимо заменить, например, грузовой канат на действующем кране, поступают следующим образом.

Например, на кране КБ-100.3 (рис. 158) крюковую подвеску опускают на землю в положение, дающее возможность свободно перетягивать канат. Со стреловой лебедки снимают конец грузового каната и скрепляют с новым канатом мягкой проволокой. С помощью грузовой лебедки старый грузовой канат наматывают на барабан, протягивая новый канат через все блоки. После этого канаты разъединяют; старый сматывают с барабана грузовой лебедки, а новый закрепляют и наматывают.

Износ ручья и реборд блоков, как правило, возникает, если заедают подшипники блока или косо натянут канат. При недостаточно плотной запрессовке могут ослабевать втулки в корпусе блока. В этом случае блоки отправляют в ремонт для замены втулок.

Поломки блоков (отколыреборд, трещины в корпусе блока) чаще всего возникают при перевозках и монтаже крана. Краны, имеющие блоки с дефектами, к работе не допускаются, поэтому перед монтажом кранов все неисправные блоки заменяют новыми илн отремонтированными.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Устранение неисправностей металлоконструкций, механизмов, канатно-блочных систем"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства