В качестве охлаждающей жидкости используют чистую мягкую воду (лучше дождевую или кипяченую). Жесткую воду смягчают кипячением или добавлением 6—7 г каустической соды либо 10— 20 г бельевой соды на 10 л воды. Тщательно перемешанному раствору дают отстояться не менее 3 ч.
Заполняют водой систему охлаждения через воронку с мелкой сеткой из чистой посуды до уровня 4—5 см от верхней плоскости заливной горловины. Понижение уровня воды при работе можно допустить еще не более чем на 4 см.
Температуру воды в системе нужно поддерживать в пределах 75—85° и в случае закипания воды работу прекращать.
В нагретый двигатель нельзя заливать холодную воду, так как от резкого перепада температуры могут появиться трещины в головке и рубашке блока. По этой же причине нельзя заливать зимой в холодный двигатель слишком горячую воду.
В холодное время года заполнять систему надо последовательно: сначала при открытых спускных отверстиях пропускают 2—3 ведра воды, нагретой до 60—70°, а затем дважды с интервалом в 3—4 мин заливают воду с температурой 90° при закрытых спускных отверстиях.
Для удаления осадка и частичек грязи через каждые 400—500 ч работы следует промывать систему охлаждения. Воду спускают сразу же после останова двигателя, ко^да частицы находятся во взвешенном состоянии. После остывания двигателя через систему пропускают 5—7 ведер воды.
Через 900—1000 ч работы систему нужно очищать от накипи. С этой целью в систему заливают раствор, состоящий из 0,8—1 кг каустической или бельевой соды и 0,5 л керосина на 10 л воды. Через 10—12 ч работы двигателя надо сливать раствор из системы и тщательно промывать ее чистой водой.
Во время длительных остановок при температуре воздуха ниже 0° нужно сливать охлажденную до 60° воду из системы и прокручивать коленчатый вал дизеля. После этого нужно убедиться в том, что вся вода из системы спущена. Спускные отверстия следует оставлять открытыми.
Во избежание замерзания воды в системе и повреждения двигателя для заливки в систему охлаждения в зимнее время следует применять антифриз или спиртовые растворы. При температуре окружающего воздуха до —35° употребляют антифриз, состоящий из 55% этиленгликоля и 45% воды. Если довести содержание эти-ленгликоля в смеси до 80%, то система охлаждения может работать без слива при температуре до —55°. Так как антифриз во время нагревания расширяется, то его заливают в систему на 6—8% меньше, чем воды. Нужно помнить, что антифриз ядовит и брать его в рот категорически запрещается.
В случае применения спиртовых растворов следует учитывать, что температура их замерзания зависит от соотношения составляющих. Так, смесь из 50% денатурированного спирта и 50% воды замерзает при температуре —28°, а аналогичная смесь древесного спирта и воды замерзает при температуре —50°. Ввиду тс>го, что спирт испаряется, для поддержания нужного соотношения составляющих в растворе проверяют его удельный вес, .пользуясь ареометром.
Если отсутствуют незамерзающие смеси, то в порядке исключения в систему охлаждения дизелей можно заливать зимнее дизельное топливо.
Недостатком топлива, применяемого в качестве охлаждающей жидкости, является повышенная окислительная способность и разрушающее воздействие его на резиновые детали. При этом создается повышенная опасность возникновения пожара на экскаваторе. Чтобы уменьшить влияние окислителей, дизельное топливо нагревают до 150° и опускают в него немного латунной или медной стружки.
Использовать для заправки в систему охлаждения летнее дизельное топливо категорически запрещается, так как оно вызывает интенсивную коррозию радиатора и блока дизеля, способствует быстрому разрушению резиновых соединений и может вывести из строя водяной насос.
Обслуживание водяного радиатора заключается прежде всего в том, что поддерживается чистой его внешняя поверхность, а также сохраняется целость его деталей. При незначительном внешнем загрязнении радиатор промывают водой, поливая из рукава. Несмывающиеся пыль и грязь надо удалять мягкой металлической щеткой, не допуская повреждения и смятия пластин радиатора. Радиатор после очистки необходимо протереть сухой тряпкой и продуть сжатым воздухом.
Признаки сильного загрязнения радиатора — быстрое нарастание температуры и кипение воды при нормальном режиме работы.
Течь жидкости из радиатора не допускается.
К неисправностям радиатора относятся большое отложение накипи в паровоздушном клапане, трубках сердцевины и засорение их грязью. Клапан и трубки следует периодически очищать от накипи и грязи.
Паровоздушный клапан радиатора снимают и его детали тщательно очищают волосяной щеткой. При уходе за радиатором надо следить за состоянием его крепления.
Обслуживание водяного насоса заключается в периодическом подтягивании сальников в тех случаях, когда он пропускает воду. Сальник подтягивают до устранения течи воды, но так, чтобы валик насоса вращался свободно.
Натяжение ремней вентилятора должно быть таким, чтобы усилием руки, приложенным в середине ремня, он отжимался примерно на 15—25 мм. Разница в натяжении отдельных ремней не должна превышать 10 мм.
Обслуживание термостата заключается в контроле температуры начала (75°) и полного открытия (85°) клапана термостата. Достигается это тем, что пробку термостатов опускают в ведро с горячей водой соответствующей температуры.
Термостат заменяют, если его клапан открывается при значительном отклонении от указанных выше температур.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание систем охлаждения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы