Система охлаждения двигателей — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. На рис. 10 показана система охлаждения двигателя ЯМЗ-240. Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.
При работе двигателя охлаждающая жидкость подается циркуляционным насосом через наружную водяную трубу и каналы в блоке в водяные рубашки блока цилиндров, затем в головки цилиндров и собирается в водосборных трубопроводах, из которых нагретая жидкость подается через термостаты в радиатор, после чего снова поступает к водяному насосу. Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, термостаты автоматически направляют ее непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.
Для регулировки циркуляции воздуха через сердцевину радиаторов служат жалюзи радиаторов, управляемые из кабины водителя. На автомобилях в северном исполнении установлены электромагнитные муфты отключения вентиляторов.
Проверка и регулировка натяжения ремней привода вентиляторов и компрессора. В средней части проверяемой ветви ремня привода вентилятора устанавливают линейку перпендикулярно к проверяемой, ветви, нажимают на ремень с усилием 4 даН и определяют его прогиб.
Рис. 10. Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240: 1 — водяной радиатор, 2 — пароотводные трубки, 3 — расширительный бачок, 4 —.пробка заправочной горловины, 5 —радиатор отопителя кабины, 6 — компрессор, 7 — кран отключения радиатора отопителя кабины, 8 — термостаты, 9 — указатель температуры жидкости, 10 — рубашка системы охлаждения, 11 — водяной насос, 12 — сливные краны, 13 — пусковой подогреватель двигателя
Прогиб ремней привода должен быть в пределах 8 14 мм. Если величина прогиба отличается от приведенной, необходимо отвернуть на 2—3 оборота контргайку тяги двуплечего рычага натяжного ролика и, вращая ключом регулировочную гайку, установить требуемое натяжение ремня.
При регулировке натяжения ремня привода компрессора нужно отвернуть гайки и контргайки крепления компрессора и, вращая регулировочные гайки и перемещая компрессор, установить требуемое натяжение ремня.
Удаление накипи из системы охлаждения. Накипь рекомендуется удалять с помощью специального раствора, в состав которого входят: соляная кислота (синтетическая) 31% (ГОСТ 857—69) — или соляная кислота (техническая) 27,5% (ГОСТ 1382—69) — ингибитор ПБ-5 — 0,1 кг, уротропин технический (ГОСТ 1381— 73) — 2,5 кг, пеногаситель (сивушное масло или амиловый спирт) — 0,1 л, вода — до 100 л.
Удаление накипи следует производить в такой последовательности: тщательно промыть систему чистой подогретой водой и слить воду; снять термостаты с двигателя; залить через расширительный бачок раствор, запустить двигатель и дать раствору прогреться до 70 °С; через 10 мин остановить двигатель, слить раствор и промыть систему чистой водой 2 раза в течение 5 мин, затем 1 раз в течение 15 мин чистой подогретой водой с добавлением 5 г безводной соды и 5 г хромпика на 1 л воды и окончательно чистой подогретой водой в течение 10 мин. При большом количестве накипи все операции рекомендуется повторить.
При удалении накипи необходимо соблюдать меры предосторожности, так как кислота может вызвать ожоги, а хромпик — отравление.
Накипь из системы охлаждения можно удалять также с помощью раствора технического трилона (20 г трилона на 1 л воды), для чего в систему охлаждения заливают раствор и двигатель работает в течение смены в нормальном режиме. Операцию повторяют 4—5 раз. После промывки в систему добавляют раствор трилона 2 г на 1 л воды.
—
Конструктивные и эксплуатационные параметры системы охлаждения должны обеспечивать двигателю оптимальный температурный режим, равный 75…98 °С, независимо от режима его работы. При оптимальном тепловом режиме в двигателе создаются условия по развитию максимальной мощности, минимальному расходу топлива и наименьшему износу трущихся деталей. Однако от технического состояния системы охлаждения и своевременного ее обслуживания в значительной мере зависят экономичность, надежность работы и срок службы двигателя.
Техническое обслуживание системы охлаждения заключается в своевременной ее заправке охлаждающей жидкостью, промывке, проверке работы термостатов и герметичности заправленной системы и регулировке натяжения ремней.
В качестве охлаждающей жидкости для автомобилей КамАЗ и Урал применяют морозостойкую антикоррозионную жидкость Тосол А-40 или А-65. Для приготовления жидкости применяют концентрированную жидкость Тосол А и мягкую чистую воду в соотношениях по объему для жидкости Тосол А-40 соответственно 56 и 44%, для жидкости Тосол А-65 — 65 и 35%.
Заполнение системы охлаждения автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 низкозамерзающей жидкостью проводится через заливную горловину расширительного бачка при открытом кране ото-иигеля, при этом жидкость заливается до 2/3 объема бачка. Полное Удаление оставшегося в системе воздуха происходит автоматически при работе двигателя после открытия термостатов. После удаления воздуха уровень жидкости в системе понизится, но останется несколько выше уровня контрольного крана. Проверка уровня низко-замерзающей жидкости в системе охлаждения выполняется только
на холодном двигателе ввиду значительного объемного расширении при повышении ее температуры. Для проверки уровня жидкости от-крывается кран контроля уровня на расширительном бачке. Отсутствие течи из крана говорит о недостаточном ее уровне.
Нормальный уровень охлаждающей жидкости должен находиться выше крана контроля уровня, при этом объем жидкости в бачке должен быть не более 1/2 его объема.
Слив охлаждающей жидкости из системы проводится через сливные краны нижнего патрубка радиатора, котла и насосного агрегата предпускового подогревателя, подводящий трубы отопителя кабины при открытом кране отопителя кабины и снятой паровоздушной пробке расширительного бачка.
Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя для удаления остатков жидкости, так как это может вызвать повреждение уплотнительных резиновых колец, прогорание прокладок, коробление блока и попадание жидкости в масло.
Использование воды допускается в случае крайней необходимости и кратковременно. Однако опыт эксплуатации показывает, что на практике вода зачастую используется постоянно, причем без периодической промывки системы охлаждения. В результате тепло-отвод от двигателя ухудшается вследствие забивания накипью и продуктами коррозии мелких проходных сечений рубашек охлаждения в блоке и головках цилиндров двигателя.
Для заправки системы охлаждения надо использовать чистую, мягкую, лучше кипяченую воду. Перед заправкой в холодное время регулировочный кран отопителя следует закрыть. При необходимости открывать его не более чем на половину хода рукоятки только после прогрева двигателя до температуры не менее 80 °С.
Заполнение жидкостью системы охлаждения автомобиля Урал-4320 производится через заливную горловину радиатора при открытой пробке заливной трубы подогревателя и крана отопителя кабины. Уровень жидкости должен быть доведен до верхней кромки охлаждающих трубок радиатора. В процессе первоначальной заправки системы охлаждения в горловину радиатора рекомендуется засыпать 30 г герметизирующего порошка НИИСС-1 с последующим пуском и работой двигателя с частотой вращения 130… 150 рад/с (1300…1500 об/мин) в течение 1…2 мин и доливкой системы при остановленном двигателе до указанного уровня.
Во время заправки системы охлаждения водой уровень жидкости доводится до нижнего края горловины (на 20…30 мм выше верхней кромки трубок радиатора). В холодное время во избежание замерзания воды соединительный шланг с расширительного бачка снимается и закрепляется болтом крепления кожуха вентилятора отсоединенным концом вниз.
Для слива охлаждающей жидкости автомобиль устанавливается на горизонтальной площадке (наклон автомобиля назад недопустим). Пробки горловин радиатора и подогревателя должны быть сняты, краны котла подогревателя, насосного агрегата подогревателя, нижнего бачка радиатора и нижнего патрубка жидкостного насоса двигателя открыты.
Если для охлаждения использовалась вода, то после ее слива из системы охлаждения и пускового подогревателя на 10… 15 с включается насосный агрегат (для удаления воды из насоса во избежание примерзания крыльчатки), а после полного слива воды закрываются все четыре сливных крана. Закрывать пробками горловину радиатора и заливную трубку котла подогревателя после слива воды из системы охлаждения не рекомендуется, так как не исключена опасность их примерзания.
Пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатков из системы не допускается, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпаданию седел клапанов, прогоранию прокладок головок блока цилиндров и короблению головок.
При работе с низкозамерзающей жидкостью необходимо соблюдать соответствующие меры предосторожности, так как жидкость Тосол А и ее смеси с водой ядовиты.
Во избежание образования трещин в рубашке блока цилиндров не допускается заливка холодной жидкости в горячий двигатель.
Следует периодически проверять состояние клапанной пробки, ее уплотнения, воздушных каналов сердцевины радиатора. При значительной засоренности каналов сердцевины радиатора производится ее чистка струей воды или сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины со стороны вентилятора.
В случае использования в качестве охлаждающей жидкости воды промывка системы охлаждения проводится весной при сезонном обслуживании с целью удаления накипи, ржавчины, осадков.
Когда отложения накипи незначительны, систему охлаждения промывают чистой водой. При этом двигатель и радиатор промывают раздельно в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости в двигателе.
При промывке двигателя с него снимаются термостаты, выворачиваются из блока цилинаров, по одному с каждой стороны, сливные краны, открывается или выворачивается сливной кран радиатора, отсоединяются трубопроводы, идущие к расширительному бачку, и отверстия закрываются пробками. Вода для промывки подается в отверстие патрубка коробки термостата до тех пор, пока выходящая через сливные краны вода не станет чистой.
Для промывки радиатора необходимо надеть на верхний патрубок шланг, отводящий воду. Затем в нижний патрубок подавать воду под напором до тех пор, пока выходящая из верхнего патрубка вода не станет чистой.
Для удаления отложений накипи система охлаждения заправляется водой с добавлением 20 г технического трилона на один литр воды. В последующем в течение 4…5 дней в конце каждого рабочего Дня отработанный раствор из системы охлаждения сливается и в систему заливается свежий раствор.
Рис. 2.28. Регулировка натяжения приводных ремней двигателей:
а — автомобилей КамАЗ-5320 и К.амАЗ-4310: 1 — шкив генератора; 2 — шкив жидкостного иасоса; 3 — шкив гидромуфты;
б — автомобиля Урал-4320: 1 — шкив генератора; 2 — шкив жидкостного насоса; 3 — шкив коленчатого вала; 4 — натяжное устройство; 5 — натяжной ролик; 6 — шкив гидромуфты
Работоспособность термостатов проверяется на температуру начала открытия клапанов и величину их полного хода в сосуде с нагретой водой. При этом после нагрева воды до температуры 70 °С ее дальнейший нагрев проводится при постоянном перемешивании. Начало открытия клапана должно происходить при температуре 78….82 °С, полное открытие — при 90…95 °С. Полный ход клапана находится в пределах 6,8…8,5 мм. Неисправные термостаты заменяются.
Регулировкой натяжения приводных ремней обеспечивается работоспособность водяного насоса вентилятора, генератора и привода гидромуфты вентилятора (Урал-4320).
Регулировка натяжения ремней на автомобилях КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310 обеспечивается изменением положения генератора (рис. 2.28,а) с первоначальным ослаблением гаек крепления его и последующим их закреплением. Проверка натяжения ремней осуществляется нажатием на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс). Правильно натянутый ремень при этом нажатии должен иметь прогиб 15…22 мм.
На автомобиле Урал-4320 натяжение ремней привода гидромуфты вентилятора производится роликом 5 натяжного устройства (рис. 2.28, б). Для регулировки необходимо ослабить гайку крепления рычага, вставить в отверстие на торце рычага вороток, перемещая рычаг с роликом, натянуть ремни и затянуть гайку. Прогиб ремней при усилии 40 Н (4 кгс) со стороны водяного насоса должен быть в пределах 15…22 мм.
Регулирование натяжения ремней привода водяного насоса 2 и генератора производится смещением генератора. Прогиб вертикальной ветви ремня должен быть в тех же пределах.
В случае повреждения или вытягивания ремней заменять их следует в комплекте из одной размерной группы по длине. Номер группы обозначен на ремнях несмываемой краской. Разница в длине для ремней не должна превышать 3 мм.
Регулировка регулятора-выключателя гидромуфты производится последовательным уменьшением числа шайб между корпусом и датчиком, при условии, что температура жидкости при работе вентилятора в автоматическом режиме (положение рукоятки — «В») превышает 105 °С.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание системы охлаждения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы