Техническое обслуживание СПДЗ зданий повышенной этажности производят в соответствии с Инструкцией по эксплуатации и ремонту автоматизированных систем противопожарной защиты в жилых домах повышенной этажности. При техническом обслуживании проводят следующие виды работ. Ежедневно (ежесменно) проверяют наличие напряжения на щитах управления и приемных станциях, исправность аппаратуры и показания приборов (вольтметров, амперметров, манометров).
Еженедельно обслуживающий персонал под руководством и контролем ответственного за эксплуатацию ТСПЗ проверяет: целость пожарных извещателей, приемной аппаратуры, наличие замков и пломб на щитах электропитания и автоматики, в нишах пожарных кранов, на задвижках пожарного водопровода; наличие защитного остекления на ручных извещателях и пусковых кнопках; исправность устройств для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, работу лифтов, включение аварийного освещения; положение поэтажных дымовых клапанов, заслонок, вентиляторов, а также положение дверей, соединяющих этажные холлы с лестничной клеткой и входные двери лифтов (они должны быть закрытыми); отсутствие обледенения на заслонках вентиляторов в зимнее время; целость приборов и оборудования насосной станции пожарного водоснабжения. При отсутствии автоматизированного контроля исправности устройств СПЗ в процессе еженедельных осмотров проверяют работоспособность всех основных узлов ТСПЗ по указанной выше методике.
Ежемесячное ТО включает следующий перечень регламентированных работ, выполняемых, как правило, специализированными организациями в системе городского хозяйства или «Главспецавтоматики»: осмотр приборов и оборудования всех систем и проведение про-, филактических работ (чистка и подтяжка контактов, проверка крепежных деталей, проверка номиналов предохранителей, наладочные, смазочные и другие работы); проверка наличия напряжения питающей сети и резервного источника питания (с помощью индикатора напряжения или ампервольтметра); проверка состояния щитов, агрегатов, реле, кнопок, соединительных линий, изоляции проводов; проверка напряжения в линиях связи (лучах) станции (пульта) пожарной сигнализации, линиях оповещения людей и управления эвакуацией; контроль работы станции (пульта) пожарной сигнализации от пожарного извещателя и автоматического включения исполнительных механизмов (реле, автоматов, магнитных пускателей, переключателей, соленоидов и т. п.) СДУ, СПВ, COJ1 и УЭ, отзыва лифтов, системы аварийного освещения; проверка работы станции (пульта) пожарной сигнализации на срабатывание при обрыве и коротком замыкании луча; проверка работы исполнительных механизмов всех систем при дистанционном включении с помощью всех этажных пусковых кнопок или с пульта диспетчера; проверка выносных сигналов тревоги (ревунов, сирен, звонков, громкого боя); очистка от пыли, ржавчины и загрязнений пожарных извещателей и всех приборов, входящих в ту или иную систему.
Ежегодное ТО включает проведение регламентных работ месячного ТО, проверку тепловых извещателей многократного действия, а также измерение сопротивления контура заземления и восстановление рабочих характеристик элементов, приборов, узлов в соответствии с техническими (паспортными) их характеристиками. Раз в 3 года измеряют сопротивление (так называемое «прозванивание») проводов сигнализации и управления.
Методика проверки работоспособности систем противопожарной защиты ЗПЭ. Работоспособность СПЗ проверяют ежемесячно поэтапно (каждой системы или ее блоков в отдельности) или комплексно (проверяют в действии одновременно все системы). Поэтапная проверка работоспособности включает проверку СОП, СОЛ и УЭ, СДУ, СПВ, системы аварийного освещения и системы отзыва лифтов в безопасную зону. Поскольку для каждой из перечисленных систем характерно наличие систем сигнализации и управления, рассмотрим сначала методику проверки их работоспособности.
Щиты управления и цепи электропитания. Контроль их работоспособности включает проверку наличия тепловой защиты в щитах, исправности работы включающих устройств (кнопок, рубильников, контакторов и др.), световых указателей и надписей. В выходных цепях основного и резервного источников питания с помощью ампервольтметра замеряют величину питающего напряжения. Рукоятки всех включающих аппаратов (устройств) щитов местного (поэтажного) управления соответствующей системой устанавливают в положение «Отключено». Затем включают линию электропитания приборов и электрооборудования проверяемой системы и замеряют величины напряжения на зажимах приборов и электрооборудования. При этом напряжение питания должно соответствовать паспортным данным приборов и электрооборудования. Выключают основной источник питания и проверяют надежность работы реле автоматического включения резервного источника (АВР). В целях блокировки проверяемой системы искусственно обрывают цепь и нажатием кнопок ручного пуска проверяют поступление сигнала на устройства сигнализации. Проверяют также работу электрообогревателей механизма привода вентиляторов.
Система обнаружения пожара. Контроль ее работоспособности включает проверку извещателей, линий сигнализации (лучей) и станционного оборудования. Проверяют 5—10% извещателей от общего их количества, но не менее одного с каждого луча. Тепловые извещатели одноразового действия (типа ДТЛ) проверяют отключением провода от клеммы извещателя или размыканием цепи шлейфа [при этом сигнал тревоги регистрируется на станции сигнализации (пульте, концентраторе)]. Срабатывание извещателей типа ДТЛ можно вызвать с помощью теплоэлектровентилятора (ФЭН) или электролампы мощностью 100—150 Вт с рефлектором; таким же образом проверяют работу тепловых из-вещателей многократного действия типа ИТМ, ДИП-1 (комбинированный).
Дымовые извещатели ИДФ-1М, РИД-1, РИД-6М, ДИП-2 и комбинированные (КИ-1 и ДИП-1) проверяют с помощью стандартизированного устройства — так называемого «дымаря» (металлический стакан с тлеющим фитилем на удлинителе). Срабатывание извещателей К.И-1, ДИП-1 и ИДФ-1М фиксируется загоранием тиратрона, установленного в самом извещателе. В извеща-телях ДИП-2 и РИД-26М загорание сигнального устройства, свидетельствующее о работоспособном состоянии извещателя, вызывают нажатием на его кнопку. При проверке электропитания оборудования систем обнаружения пожара помимо операций, выполняемых при проверке щитов управления и цепей электропитания, с помощью мегомметра измеряют сопротивление шлейфов, величины которых должны соответствовать паспортным характеристикам станции пожарной сигнализации.
Основными операциями проверки работы приемной аппаратуры (в СПЗ ЗПЭ применяют станции ТОЛ-Ю/ /100, СД-10, РУОП-1, РУПИ-1, пульты ППС-1 и ППС-3, концентраторы «Сигнал-12АМ», «Сигнал-43» и др.) являются: измерение сопротивления линий связи между из-вещателями и приемной аппаратурой с помощью ампервольтметра (так, для TOJ1-10/100 оно должно быть не более 0,8 кОм, для СД-10 не более 1 кОм, для РУОП-1—не более 0,4 кОм, для ППС-1 и «Сиг-нал-.12АМ» — не более 0,5 кОм и т. д.); проверка работы приемной аппаратуры в режимах «Повреждение» (обрыв, короткое замыкание), «Контроль», «Пожар» (для станции РУПИ-1 и пультов ППС-1 и ППС-3 —в режиме «Тревога» вначале появляется сигнал «Внимание», а затем «Пожар»); проверка надежности работы приемной аппаратуры при переключении ее на питание от резервного фидера с помощью реле АВР.
Проверка работоспособности системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией включает проведение описанных выше операций по проверке щитов управления и цепей управления, а также контроль надежности автоматического и дистанционного включения и работы аппаратуры громкоговорящей связи по соответствующим этажам и зонам (включение магнитофонов, четкость произносимого текста, учитывая то, что со временем слеживается пленка и ухудшается работа лентопротяжного механизма, громкость и четкость звучания динамиков), светоуказателей направлений движения, светильников аварийного освещения, открывания дверей на незадымляемые лестницы и в другие зоны безопасности.
Проверка системы подпора воздуха. Имитация срабатывания пожарного извещателя или включение системы этажной кнопкой ручного пуска должно вызвать включение приводов жалюзи (заслонок) и их открывание на заборном и напорном патрубках приточных вентиляторов, а также на приточных отверстиях (проемах) воздуховодов (каналов), сообщающихся с лифтовыми шахтами, лестничными клетками (если они являются за-дымляемыми) и лифтовыми холлами. Одновременно должен включиться электродвигатель напорного вентилятора. После проверки работоспособности этих узлов системы подпора проверяют фактическую подачу приточного вентилятора (она должна отличаться от проектной не более чем на 10%, в противном случае производят регулировку вентилятора и проверяют герметичность тракта воздухоподачи и отсутствие дополнительных сопротивлений движению воздуха). Фактическую подачу вентилятора определяют при открытом этажном клапане на первом этаже (если вентилятор расположен на крыше) или на последнем (при расположении вентилятора в подвале). Для замера в воздуховоде перед вентилятором делают отверстие, в которое вставляют пневмомет-рическую трубку и по микроманометру при работающем вентиляторе определяют динамическое давление р (Па) и по нему рассчитывают скорость потока воздуха <ав (м/с): открытой дверь лифта на испытуемом этаже и входную дверь на первом этаже.
При проверке работоспособности системы дымоудаления поочередным воздействием на извещатели всех этажей стандартизованными испытательными приборами или включением поочередно всех этажных кнопок ручного пуска вызывают срабатывание исполнительных механизмов, открывающих жалюзи (заслонки) вентилятора дымоудаления и оконные проемы на испытуемых этажах, а также запуск вытяжных вентиляторов. Фактическую подачу вытяжного вентилятора определяют по той же методике, что и для приточного вентилятора. Фактический расход воздуха, удаляемого через этажный дымовой клапан, определяют по приведенной выше формуле для величины QBeHT. В эту формулу подставляют величину площади сечения клапана и величину замеренной анемометром скорости в сечении клапана.
Общий объем подсосов воздуха через закрытые этажные дымовые клапаны, равный разности между фактической подачей вытяжного вентилятора и фактическим расходом воздуха, удаляемого через этажный клапан, не должен превышать 10% общей подачи вентилятора. Все этажные дымовые клапаны, кроме клапанов первого этажа, при проведении этих замеров должны быть закрыты. При утечке воздуха, превышающей 10%, проверяют герметичность всего вытяжного тракта и устраняют обнаруженные неисправности. При работающей системе дымоудаления проверяют открывание дверей из поэтажных коридоров всех этажей в лестничную клетку или лестнично-лифтовый холл.
Работоспособность систем пожаротушения проверяют дистанционным и местным включением (от поэтажных кнопок или со щитовой в насосной) основного и резервного пожарных насосов, срабатыванием электроконтактного манометра при регулировке его на максимальное и минимальное давление воды, включением и выключением электрозадвижки на обводной линии и срабатыванием концевых выключателей или реле протока воды.
Комплексную проверку работоспособности СПЗ ЗПЭ производят в процессе ежемесячного ТО, которая состоит из комплексного опробования всех систем защиты людей в ручном и автоматическом режимах. При комплексной проверке работоспособности в ручном режиме поочередным нажатием всех поэтажных кнопок ручного пуска проверяют надежность включения в работу и выключения всей C3J1 (открытие и закрытие поэтажных дымовых клапанов и заслонок, срабатывание световой и звуковой сигнализации о пожаре, включение и выключение приточных и вытяжных вентиляторов, пожарных насосов, системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией, аварийного освещения, системы отзыва лифтов в безопасную зону). Комплексную проверку СЗЛ в автоматическом режиме производят имитацией срабатывания тепловых пожарных извещателей (искусственным разрывом луча шлейфа датчиков в соединительной коробке поочередно на каждом этаже) и срабатывания дымовых извещателей (поочередно по одному на каждом этаже) от стандартизованного прибора («дымаря»). При этом проверяют контрольные цепи извещателей на всех этажах здания и фиксируют включение в работу и выключение всех элементов СЗЛ, проверявшихся в режиме ручного пуска.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание СПДЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы