К зданиям повышенной этажности (ЗПЭ) относятся здания высотой 10 и более этажей. Для современных ЗПЭ характерны следующие моменты пожарной опасности: многофункциональность зданий (наличие в них различных по назначению помещений — магазинов, ателье, мастерских, складов и т. п.), обусловливающая существование дополнительных источников опасности возникновения пожара; нередко значительная высота и сложная планировка зданий (особенно лечебных и учебных заведений, зданий гостиничного и административного назначения); увеличение пожарной нагрузки за счет применения большого количества предметов комфорта, отделочных материалов, бытовой химии; рост количества источников пожара за счет применения электробытовой техники; образование токсических продуктов при горении синтетических материалов; быстрое распространение огня и продуктов пожара по зданию.
Перечисленные выше факторы не только усложняют тушение пожаров прибывшими подразделениями, но и существенно затрудняют (а иногда делают невозможным) проведение эвакуации и спасание людей, застигнутых пожаром в здании. По этой причине пожары в подобных зданиях нередко приводят к многочисленным жертвам, поэтому для своевременного обнаружения пожара и обеспечения безопасной эвакуации людей в ЗПЭ (равно как и в зданиях с массовым пребыванием людей, не относящихся к ЗПЭ) наряду с соответствующими объемно-планировочными решениями предусматривают устройство технических средств противопожарной защиты (ТСПЗ). Как показывают статистические исследования, применение ТСПЗ, особенно работоспособных систем оповещения, спринклерных и дренчерных установок, существенно уменьшает число жертв пожаров в ЗПЭ. При этом, как показывает мировая практика, максимальный эффект в обеспечении безопасности людей достигается в тех случаях, когда все ТСПЗ объединены конструктивно и функционально и управляются центральным процессором. Применение ТСПЗ ЗПЭ и зданий с массовым пребыванием людей регламентируется соответствующими главами СНиП.
Рис. 1. Блок-схема системы защиты людей жилого дома высотой 23—25 этажей
Технические средства автоматической пожарной сигнализации в ЗПЭ, в том числе и в зданиях с массовым пребыванием людей, могут иметь как самостоятельное значение (т. е. выполнять только функции обнаружения пожара и сообщения о нем), так и использоваться для запуска (включения) систем пожаротушения, противо-дымной защиты, оповещения людей и управления эвакуацией. Для защиты помещений, в которых в случае пожара возможно сравнительно быстрое нарастание температуры (жилые квартиры, номера гостиниц, мастерские, раздевалки, кладовые, бельевые и т. п.), применяют установки АПС с тепловыми извещателями. Защиту путей эвакуации (коридоров, проходов, лифтовых холлов, лестничных клеток), осмотровых и выставочных залов и т. п. помещений в ЗПЭ и в зданиях с массовым пребыванием людей осуществляют с помощью дымовых сигнализационных установок. Аппаратуру АПС обычно располагают либо в центральном диспетчерском пункте (ЦДП) защищаемого здания (крупной гостинице, комплексе ЗПЭ жилого или административного назначения, крупном универмаге и объекте музейного назначения), либо в помещении дежурного персонала ЗПЭ, включая здания с массовым пребыванием людей (дежурного слесаря или электрика ЖЭК, дежурного администратора или дежурной по этажу гостиницы, вахтера объекта и т. д.).
Система противодымной защиты (СПДЗ) предназначена для обеспечения безопасности людей при появ- > лении на путях эвакуации ЗПЭ (или здания с массовым пребыванием людей) таких опасных факторов пожара (ОФП), как дым и токсические продукты горения. Безопасность людей при появлении названных ОФП обеспечивается применением систем подпора воздуха и систем дымоудаления. Сущность СПДЗ состоит в создании избыточного давления в лестничной клетке и шахте лифта, предотвращении распространения огня и дыма по инженерным коммуникациям, организации дымоудаления из мест его образования и распространения.
Система подпора воздуха (СПВ), структурная схема которой показана на рис. 2, служит для ограничения возможности распространения дыма и токсических продуктов горения по зданию посредством подачи большого количества свежего воздуха в шахты лифтов, лифтовые холлы и обычные (задымляемые) лестничные клетки, создающего в этих объемах избыточное давление, препятствующее их задымлению. Работает система следующим образом. При срабатывании пожарного извещателя 1 сигнал тревоги фиксируется на приемном устройстве сигнализации, с которого через щит управления подается командный импульс на открывание приемных воздушных клапанов 7 и включение двигателя 5 приточного вентилятора 6. Чистый воздух, нагнетаемый в шахту лифта (лифтовый холл или лестничную клетку), создает требуемый подпор (избыточное давление) не менее 20 Па (2 кгс/м2), благодаря чему исключается или уменьшается задымление этих помещений. Для ручного дистанционного включения СПВ могут быть использованы этажные кнопки управления.
В качестве приточных вентиляторов для создания подпора воздуха в лифтовых, лестничных клетках, шахтах и холлах используют серийно выпускаемые осевые и центробежные вентиляторы различных типов; применение того или иного типа вентилятора зависит от вида приточной системы (канальная или бесканальная), требуемых величин напора и подачи, при которых обеспечивается требуемое значение подпора воздуха (не менее 20 Па). В СПВ ЗПЭ воздушные клапаны могут быть прямоугольного и круглого сечения с заслонками поворотного, падающего и жалюзийного типов. Клапан прямоугольного сечения с поворотной заслонкой типа КВР приводится в действие с помощью исполнительных механизмов (электродвигателями) ПР-1М или МЭО-4/100. Унифицированный клапан круглого сечения типа Р также работает от этих приводов. Чаще всего применяются прямоугольные клапаны с заслонками падающего типа КДП (или поворачивающиеся вокруг вертикальной оси), удерживаемые с помощью электромагнитных защелок, например типа МИС-6100 или ЭУ-6100. Воздушные клапаны со стороны помещения должны иметь предел огнестойкости не менее 0,25 ч. Описанные выше конструкции клапанов выполнены в металле и имеют предел огнестойкости, равный 0,25 ч.
Рис. 2. Структурная схема системы подпора воздуха
1 — пожарный извещатель; 2 — этажная пусковая кнопка; 3 — приемная станция пожарной сигнализации; 4 — щит управления; 5 — электродвигатель; 6 — вентилятор подпора воздуха; 7 —приемный клапан для подачи воздуха в шахту лифта, лестничную клетку или лифтовый холл
Рис. 3. Вентилятор системы подпора воздуха
Система дымоудаления (СДУ) предназначена для естественного или принудительного отвода дыма из жилых помещений, коридоров, проходов с целью обеспечения безопасных услозий эвакуации людей при пожаре. СДУ работает следующим образом.
Рис. 4. Воздушная заслонка с электромагнитным приводом
1 — корпус; 2 — створка клапана; 3 — конечный выключатель; 4 — защелка; 5 — электромагнит; б — ограничительный тросик; 7 — противовес
Рис. 5. Структурная схема системы дымоудаления
1 — пожарный извещатель; 2 — приемная станция пожарной сигнализации; 3 —дымовой клапан; 4 — вытяжной вентилятор для выброса дыма; 5 — электродвигатель; 6 — этажный щит управления; 7 — этажная пусковая кнопка
При получении сигнала о возникновении пожара на путях эвакуации на пульте диспетчера фиксируются световой и звуковой сигналы тревоги и через щит управления подается командный импульс на включение электродвигателя вытяжного вентилятора и приводов для открывания клапанов (заслонок) на заборном и выхлопном патрубках и на приемных отверстиях каналов дымоудаления. Аналогично работает система при включении ее с пульта диспетчера (в автоматизированных системах после получения сигнала о пожаре) или с помощью этажных кнопок ручного пуска.
Рис. 6. Клапаны дымоудаления жалюзийного (а), падающего (б) типа и двухстворчатый (в)
Рис. 7. Схема разводки спринклерной сети с размещением узлов
Учитывая, что удаляемые продукты горения и дым могут иметь высокую температуру (более 300—400 °С), вытяжные вентиляторы при многократном использовании должны быть специального исполнения (из жаростойких материалов) и с электродвигателем, вынесенным из потока. При пожаре для одноразового использования можно применять вентиляторы обычного исполнения (в том числе и на одном валу с электродвигателем), поскольку они выдерживают температуру 500— 600° С в течение более 1 ч. Однако после использования в таких условиях вентилятор требует тщательной ревизии и проверки работоспособности. Клапаны дымоуда-ления (этажные, а также устанавливаем! на заборном и выхлопном патрубках вентилятора) могут иметь различную конструкцию и привод. В частности, в СДУ ЗПЭ используют клапаны тех же типов, что и в системах подпора воздуха. Однако к ним предъявляют более высокие требования по огнестойкости (предел огнестойкости со стороны канала дымоудаления должен быть не менее 0,5 ч). Выполнение этого требования означает необходимость применения специальной огнезащиты клапана с использованием вспучивающихся красок или негорючей теплоизоляции.
Рис. 8. Схема разводки спринклерной сети с размещением узлов управления на защищаемом этаже
1 — узел управления спринклерной сети; 2 — регулятор давления воды в сети; 3 — водопровод; 4 — водонапорные баки; 5 — спринклерная сеть; 6 — пожарные краны; 7 — пожарные насосы
В качестве системы пожаротушения в ЗПЭ применяют внутренний водопровод с пожарными кранами (в их нишах устанавливают кнопки для дистанционного включения насосов-повысителей). В гостиницах высотой более 16 этажей, а также в зданиях с массовым пребыванием людей для защиты от воздействия ОФП используют водяные спринклерные и дреичерные установки. При проектировании ТСПЗ ЗПЭ и объектов с массовым пребыванием людей следует особое внимание уделять диспетчеризации контроля работоспособности различных систем и управления ими в случае пожара. Предпочтительнее при этом центральные диспетчерские пункты, оснащенные автоматизированными пультами, ЭВМ и микропроцессорами, поскольку в этом случае существенно возрастает надежность функционирования ТСПЗ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство и принцип работы СПДЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы