На складах тяжеловесных грузов необходимо соблюдать следующие требования техники безопасности.
Прежде чем начать подъем тяжеловесного груза, масса которого близка грузоподъемности крана или автопогрузчика, его отрывают от земли на несколько сантиметров, убеждаются в устойчивости крана (автопогрузчика), исправности тормозов и лишь после этого продолжают подъем. Запрещается подтягивание груза краном или захват груза при косом натяжении грузового каната.
При управлении краном крановщик руководствуется указаниями строполыцика, обмениваясь с ним сигналами в соответствии с инструкцией.
Для перемещения груза краном его поднимают на высоту не менее 0,5 м над встречающимися предметами. Скорость передвижения крана без груза не должна превышать 10 км/ч, с грузом — 5 км/ч.
Стропы накладывают на поднимаемый груз равномерно, без узлов и перекручиваний. Чтобы стропы не перетирались на острых углах поднимаемого груза, под них ставят подкладки.
При кантовании подвешенного на крюк груза строполыцик обязан пользоваться багром. Строп снимают с крюка крана только тогда, когда груз устойчиво помещен на предназначенное место. На кран или автопогрузчик разрешается навешивать только исправные и испытанные грузозахватные приспособления, имеющие клейма или бирки о допускаемой грузоподъемности.
Правилами безопасной эксплуатации на всех стреловых, козловых кранах крюки грузозахватных приспособлений оборудуются замыкающими устройствами.
Для застропки длинномерных грузов с гладкой поверхностью (трубы, вала прокатных станов и др.) необходимо обеспечить хорошую затяжку стропов и против скольжения применять деревянные прокладки.
Во избежание несчастных случаев правилами Госгортехнадзора предусмотрен ряд требований к стальным канатам (тросам), применяемым в качестве грузовых, стреловых, несущих и чал очных.
Если полученный канат не имеет сертификата завода-изготовителя, он должен быть испытан. На основе испытания устанавливают грузоподъемность каната.
Износ стального каната характеризуется главным образом числом перегибов, которые он выдерживает до разрушения.
К траверсе, захватному органу, барабану канат следует крепить таким способом, чтобы исключалась возможность его перетирания. На рис. 182, в показан рекомендуемый способ крепления каната заплеткой. В данном случае конец каната обводится вокруг коуша и заплетается на длине, равной не менее чем 15 диаметрам каната, но не короче 300 мм.
Рис. 1. Застропка груза с гладкой поверхностью
Рис. 2. Схема сращивания концов канатов:
а, б — зажимами; в — заилеткой; 1 — канат; 2 — коуш; 3 — зажимы
Широкое распространение получили U- и Г-образные зажимы. Расстояние между зажимами и длину свободного конца каната после последнего зажима принимают равными не менее шести диаметрам каната. Гайки на зажимах следует затягивать равномерно, при этом канат должен подвергаться предварительному натяжению.
В процессе эксплуатации необходимо следить за степенью затяжки зажимов и состоянием каната под ними. Для этого следует состояние зажимов проверять через 10 дней, а каната на месте сращивания — через 3 месяца путем снятия зажимов.
Из уравнений видно, что при подъеме конструкций одной массы усилия, возникающие в конструкции и ветвях стропа, будут изменяться в зависимости от угла между ветвями — чем больше угол, тем больше усилия.
По правилам Госгортехнадзора стропы рассчитываются на работу под углом а ~ 90°. Грузоподъемность стропа при этом угле считается номинальной и указывается в паспорте. При уменьшении угла а до 60° грузоподъемность увеличивается примерно на V4 номинальной и при увеличении угла а до 120° уменьшается на 73. Сжимающие усилия при а = 90° (Т = 0,5 Р) создают опасность разрушения конструкции при попытке ее подъема стропом. Эта опасность особенно велика при подъеме больших тонкостенных изделий (санитарно-технические кабины, арматурные каркасы и др.). Для того чтобы уменьшить сжимающее усилие до безопасных пределов, необходимо соответственно уменьшить угол а, что достигается заменой стропа траверсой.
Рис. 3. Схема нагрузки канатных стропов в момент подъема груза
При эксплуатации цепных стропов необходимо соблюдать следующие основные требования.
При выборе цепей для работы с теми или иными грузами следует учитывать не только их диаметр, но и угол наклона между стропами. При величине угла между стропами 120° две цепи выдерживают такую же нагрузку, как и одна такого же диаметра, расположенная вертикально.
Если стропы выполнены из четырех цепей, нагрузку по отношению к стропам из двух цепей можно удваивать только до диаметра цепи 19,0 мм. Относительное удлинение стропов во всех случаях не должно превышать 10% от первоначальной длины.
Для предотвращения травматизма при производстве погрузочно-разгрузочных работ с тяжеловесными грузами следует окрашивать: траверсы балочные, автоматические захваты—чередующимися полосами красного и белого цветов под углом 45°; нижний пояс решетчатой траверсы — чередующимися полосами красного и белого цветов под углом 45°, а верхний пояс, стойки, раскосы и т. д. — красным цветом; элементы грузозахватных приспособлений (крюки, серьги, кольца, блоки и т. п.) — красным цветом.
Погрузка и выгрузка тяжеловесных грузов (массой свыше 500 кг) вручную, как правило, не разрешается. В исключительных случаях допускается выполнение таких работ под руководством опытных мастеров с применением исправных такелажных приспособлений (лебедок, домкратов, талей, канатов, цепей, роликовых катков и др.).
Длинномерные балки, рельсы, швеллеры, листы сдвигают к краю платформы и спускают по металлическим или деревянным накатам на землю только при помощи ломов. Особую осторожность необходимо соблюдать при выгрузке труб.
Круглые предметы с узкой поверхностью (бандажи, диски, зубчатые колеса и др.) перемещают плашмя по уложенным слегам или на тележках. Перекатывать эти неустойчивые грузы опасно.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техника безопасности на складах тяжеловесных грузов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы