Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Краны штабелеры

Публикация:
   Техника безопасности при работе кранов штабелеров

Читать далее:




Техника безопасности при работе кранов штабелеров

Надежная и безопасная работа на складах обеспечивается при выполнении требований техники безопасности, регламентированных «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», а также специфических требований, обусловленных особенностями эксплуатации кранов-штабелеров.

На кранах-штабелерах должны быть установлены приборы и устройства, предохраняющие от повреждения оборудование и обеспечивающие безопасную работу оператора и обслуживающего персонала склада.

Защита от повреждения крана-штабелера сводится к предохранению от наезда на концевые упоры, а также от ударов о стеллажи и от перегрузки. Для предохранения крана-штабе-лера, тележки и грузоподъемника от наезда на концевые упоры на кране или стационарно устанавливают^конечные выключатели.

Для упрощения электромонтажа целесообразно конечные выключатели размещать на движущемся элементе или на приводе.

При использовании двухскоростных приводов устанавливают два конечных выключателя, один из которых переключает скорость на установочную, другой автоматически выключает кран-штабелер при подходе к концевому упору. Расстояние конечных выключателей один от другого и последнего конечного выключателя от упора должно быть не меньше соответствующих тормозных путей. Длина линеек, воздействующих на конечные выключатели, должна быть достаточной, чтобы на всем пути торможения сохранялся контакт между конечным выключателем и линейкой. Конечные выключатели включаются в электрическую цепь управления приводами так, чтобы обеспечивалась возможность движения в обратном направлении.

На кранах-штабелерах с автоматическим дистанционным управлением конечные выключатели предусматриваются независимо от установки датчиков системы автоматического управления. На приводах подъема кранов-штабелеров устанавливают по два конечных выключателя верхнего положения: рабочий и аварийный. Рабочий конечный выключатель размещают так, чтобы полная остановка грузоподъемника без груза производилась бы на расстоянии от верхнего упора не менее чем на 60 мм. За рабочим конечным выключателем верхнего положения должен монтироваться аварийный конечный выключатель, разрывающий силовую цепь двигателя. После остановки грузоподъемника аварийным выключателем зазор между упорами и соответствующей частью грузоподъемника должен быть не менее 50 мм. Аварийный выключатель может подключаться к цепи управления.. При этом он должен отключать дополнительный контактор.

Конечный выключатель нижнего положения располагают так, чтобы остановка грузоподъемника происходила перед его посадкой на буфера. После срабатывания конечного выключателя зазор между грузоподъемником и упорами может быть минимальным.

Выдвижные вилочные или телескопические захваты, устанавливаемые на грузоподъемнике, должны быть оборудованы упорами и конечными выключателями среднего и двух крайних положений, отключающими привод захвата при подходе к ним. Конечные выключатели выдвижных захватов регулируются так, что полная остановка захвата с грузом производится до удара в упор. Зазор между упором и соответствующим элементом выдвижного захвата не должен быть меньше 10 мм. При установке на захватах двухскоростных приводов должны предусматриваться дополнительные конечные выключатели, снижающие скорость захвата при подходе к среднему и крайним положениям.

Чтобы уменьшить вероятность наезда на стеллаж на мостовых кранах-штабелерах, управляемых из кабины, должны быть предусмотрены блокировки, исключающие:
— одновременное включение приводов передвижения моста и тележки;
— одновременное включение приводов подъема и поворота колонны;
— включение всех приводов, кроме привода поворота, если колонна не повернута в одно из четырех рабочих положений (вилы расположены вдоль или поперек моста).

Первые две блокировки легко достигаются при использовании крестовых переключателей для управления приводами. Для обеспечения последнего требования на поворотном круге устанавливают конечные выключатели, срабатывающие от линеек, расположенных через 90° одна от другой.

На стеллажных кранах-штабелерах должны быть выполнены такие блокировки:
— привод передвижения включается на рабочей или установочной скорости только при среднем положении выдвижного (телескопического) захвата;
— привод подъема включается на рабочей и установочной скоростях, если захват занимает среднее положение и только на установочной скорости — если он сдвинут относительно этого положения:
— привод выдвижного захвата не включается при работающих приводах передвижения или подъема.

В автоматических складских системах, включающих в себя стеллажные краны-штабелеры и линии загрузки и разгрузки должен осуществляться контроль геометрических размеров и массы пакетов. На рис. 1, а показан один из вариантов контроля размеров с помощью фотоэлементов. На первом участке транспортной системы проверяется ширина пакетов, их длина и высота, на последнем — масса. Если габаритные размеры и масса превышают допустимые, пакеты бракуют и выводят в тупиковые линии, где переформировывают.

Рис. 1. Контроль размеров и положения груза:
а — на транспортной линии загрузки крана-штабелера; б — на грузоподъемнике крана-штабелера; 1 — фотоэлементы для проверки ширины пакетов; 2 — транспортная линия; 3 — фотоэлементы для проверки длины пакетов; 4 — фотоэлементы для проверки высоты пакетов; 5 — весы; 6 — источник света; 7 — фотореле

На стеллажных кранах-штабелерах с автоматическим управлением контролируют не только размеры пакетов, но и положение их на грузовом захвате. Если пакет установлен неправильно или размеры его превышают допустимые (при этом один или несколько лучей фотоэлементов пересекаются грузом), приводы крана-штабелера не должны включаться. В этом случае управление краном переключается на наладочный (ручной) режим и оператор выправляет положение пакета или удаляет его.

При установке грузов в ячейки стеллажей грузоподъемник может зацепить стеллаж как при подъеме, так и при опускании груза. В первом случае происходит перегрузка крана, во втором — ослабление каната. Для ограничения перегрузок на кранах-штабелерах должны быть установлены ограничители грузоподъемности, отключающие привод подъема при увеличении нагрузки сверх номинальной (включающей массу груза и грузоподъемника) на 15 ± 5%.

На кранах-штабелерах отечественного производства для этой цели успешно применяют торсионные ограничители грузоподъемности, допускающие такую регулировку. Торсионные ограничители используют также для контроля ослабления каната. Это достигается следующим образом. Вал торсиона постоянно закручен на определенный угол под действием веса грузоподъемника. При увеличении нагрузки угол закручивания возрастает и при достижении предельного значения установленный на валу рычаг воздействует на конечный выключатель, разрывающий цепь привода подъема.

Наоборот, при установке грузоподъемника на полку стеллажа или на пол нагрузка с торсионного вала снимается и он возвращается в первоначальное положение. При этом рычаг ограничителя воздействует на второй конечный выключатель, который выключает привод подъема в сторону опускания и канат не разматывается.

При срабатывании ограничителя грузоподъемности в кабине крана-штабелера должна загораться сигнальная лампа. Привод подъема может быть включен только «Вниз». При срабатывании конечного выключателя ослабления каната привод подъема может быть включен только «Вверх».

Специфика работы мостовых кранов-штабелеров связана с возможностью наезда их на препятствия, которыми могут являться стеллажи или пакеты с грузом, причем не исключена возможность наезда при рабочих скоростях. При этом не должны иметь место аварии или несчастные случаи. Требования к прочности узлов и элементов кранов-штабелеров, а также методы расчета при действии особых нагрузок изложены выше. В настоящем разделе необходимо указать на дополнительные требования, обеспечивающие устойчивость кранов-штабелеров при на препятствия.

При скорости передвижения более 50 м/мин рекоме устанавливать обратные ролики или подхваты с дополните упругими элементами, снижающими жесткость констру: как следствие этого, нагрузки, действующие на кран при наезде на препятствие.

Подхваты или обратные ролики необходимо также уст вать на стеллажных кранах-штабелерах, если конструкщ вой части допускает опрокидывание или наклон последш правлении продольного перемещения при наезде на преп

На подвесных тележках мостовых кранов-штабелеров весных стеллажных кранах-штабелерах можно не устана подхваты или обратные ролики, если зазоры между шю кареток и нижним поясом подвесных путей не превышают. Во всех случаях применения подвесных кранов-штабе. подвесных тележек в непосредственной близости от карет ходимо размещать ловители, охватывающие нижнюю пoдвесного пути, на которые «садится» кран-штабелер при осей катков или других деталей кареток.

Кабины кранов-штабелеров, как правило, делают подъемными. Перемещение кабин непосредственно по колонне должно производиться по вертикальным направляющим, проходящим вдоль всей колонны, с помощью кареток, оборудованных роликами или башмаками, охватывающими направляющие так, чтобы исключались зазоры и раскачивание кабины. Подъем кабины может осуществляться отдельным канатным приводом. Кабина должна быть оборудована ловителями, срабатывающими при обрыве канатов или при превышении скорости опускания. Привод ловителей осуществляется ограничителем скорости.

В некоторых конструкциях мостовых и стеллажных кранов-штабелеров кабины, перемещающиеся непосредственно по колонне, поднимаются грузоподъемником, подхватывающим кабину с помощью кронштейнов, взаимодействующих с упорами, имеющимися на кабине. В этих случаях, если исключена жесткая связь между грузоподъемником и кабиной, ловители, приводящиеся в действие ограничителем скорости, устанавливают непосредственно на кабине. В кранах-штабелерах, где кабина монтируется на грузоподъемнике, предусматривают ловители грузоподъемников, срабатывающие при обрыве несущих канатов и при превышении скорости опускания. Ловители кабины или грузоподъемника должны быть механически связаны с ограничителем скорости. На двухколонных стеллажных кранах-штабелерах ловители должны быть размещены на каретках, взаимодействующих с обеими колоннами, и связаны между собой синхронизирующим устройством.

Тормозное усилие, создаваемое ловителем скользящего действия, должно быть не менее 1,25 усилия, создаваемого весом улавливаемых элементов. При срабатывании ловителей одновременно должен отключаться механизм подъема. Последующее включение его возможно только вверх, при этом ловители должны вернуться в исходное положение. Ловители не устанавливают, если кабина подвешена на двух или нескольких канатах, независимых один от другого, или цепях, нагрузка между которыми выровнена с помощью балансиров или пружин, а механизм подъема оборудован аварийным тормозом. Тормозной шкив аварийного тормоза жестко соединен с барабаном (звездочкой) механизма подъема. Тормозной момент на валу аварийного тормоза должен не менее чем в 1,5 раза превышать статический момент от веса улавливаемых элементов (кабины с оператором, грузоподъемника с грузом).

Ловители кабины или аварийный тормоз должны срабатывать при превышении скорости опускания кабины (или грузоподъемника с установленной на нем кабиной) в пределах 1,15—1,4 от номинальной скорости опускания кабины. Однако эта скорость не должна быть менее 0,5 м/с. Ограничитель скорости должен создавать не менее, чем двукратную силу, необходимую для приведения в действие ловителей или аварийного тормоза. Конструкция ограничителя скорости должна предусматривать возможность проверки его срабатывания при рабочей скорости опускания. Наиболее часто для этой цели на валу центробежного ограничителя скорости устанавливают контрольный шкив уменьшенного диаметра.

В качестве тягового органа ограничителя скорости должен применяться стальной канат диаметром не менее 6,0 мм. Если канат используется также для создания тормозного усилия, диаметр каната должен составлять не менее 8,0 мм, коэффициент запаса прочности каната ограничителя скорости должен быть не менее, чем восьмикратный. Натяжение каната должно производиться грузами или пружиной, работающей на сжатие. Положение натяжного груза или пружин должно контролироваться электрическим контактом, отключающим механизм подъема при ослаблении натяжения каната ограничителя скорости.

На кранах-штабелерах применяют центробежные ограничители скорости, взаимодействующие непосредственно с направляющими колонн. При этом должен быть обеспечен постоянный контакт между шкивом ограничителя скорости и направляющей колонны, исключающий их взаимное проскальзывание. Тормозное усилие, возникающее при срабатывании ограничителя скорости, должно создавать не менее чем двукратную силу, необходимую для приведения в действие ловителей или аварийного тормоза.

Рекомендуется устанавливать на кранах-штабелерах унифицированные узлы лифтовых ловителей и ограничителей скорости, прошедшие эксплуатационную проверку и разрешенные к применению органами Госгортехнадзора.

На складах, оборудованных стеллажными кранами-штабелерами, работающими совместно с передаточными тележками, необходимы дополнительные меры, исключающие возможность схода крана с путей, не состыкованных с передаточной тележкой.

На свободных концах путей кранов-штабелеров и передаточной тележки должны быть установлены механические упоры, выдерживающие наезд крана на скорости 32 м/мин. Упоры должны автоматически убираться при стыковке участка пути передаточной тележки с путем крана-штабелера и возвращаться в исходное положение после расстыковки. Участки крановых путей передаточной тележки и крановые пути кранов-штабелеров должны иметь стыковочные замки, обеспечивающие надежную стыковку с минимальными зазорами. Допускаемое смещение торцов рельсовых путей 2 мм, зазоры между путями не должны превышать 4 мм.

Переход стеллажного крана-штабелера на передаточную тележку и обратно должен производиться, когда тележка и рельсовый путь крана-штабелера соединены между собой стыковым замком. Стыковые замки должны быть оборудованы электроблокировкой, исключающей включение привода передвижения передаточной тележки, пока последняя соединена с рельсовым путем стеллажного крана-штабелера стыковым замком.

Необходимо обесточивать участок троллей крана-штабелера, расположенный на передаточной тележке (при ее передвижении) с целью исключить возможность движения крана-штабелера и воспрепятствовать замыканию троллей, находящихся на стеллажах и передаточной тележке, так как зазоры между торцами шин малы. Троллеи должны включаться только после завершения стыковки передаточной тележки.

Кран-штабелер, установленный на передаточной тележке, должен быть обесточен и при кабельном питании. Включение привода передвижения стеллажного крана-штабелера, находящегося на передаточной тележке, допускается, когда передаточная тележка соединена стыковым замком с рельсовым путем стеллажного крана-штабелера. Перевод крана-штабелера на передаточную тележку необходимо производить на скорости, не превышающей 32 м/мин. Для этого у концов путей, примыкающих к передаточной тележке, должны быть установлены линейки, воздействующие на конечные выключатели, снижающие скорость передвижения крана-штабелера. На передаточной тележке эти линейки должны быть продлены, чтобы взаимодействие конечного выключателя с линейкой не прекращалось. Менее надежно применять конечные выключатели с фиксированным положением контактов. В этом случае на передаточной тележке устанавливается концевой упор и вторая линейка, воздействующая на конечный выключатель, останавливающий привод передвижения крана-штабелера при подходе к упору. Расстояние от конечного включателя до упора должно быть равно тормозному пути крана-штабелера, движущегося на уменьшенной скорости.

На передаточных тележках должны быть установлены конечные выключатели и упоры, ограничивающие их перемещение вдоль фронта стеллажей. Передаточные тележки должны быть оборудованы двухскоростными приводами передвижения. Установочная скорость передаточной тележки не должна превышать 12,5 м/мин. Требования к установке конечных выключателей передаточной тележки те же, что и для кранов-штабелеров.

Операторы, работающие на кранах-штабелерах, видят лишь зону работы грузового захвата и межстеллажные проходы по ходу движения. Поэтому не допускается, как правило, работать двум мостовым кранам-штабелерам на одних и тех же путях, так как их колонны могут находиться в разных межстеллажных проходах, операторы не видят друг друга, и от взаимного наезда краны-штабелеры могут предохранить лишь блокировочные устройства, надежность работы которых не может рассматриваться как абсолютная.

Ограниченная обзорность операторами зоны загрузки и разгрузки требует проведения необходимых мер для защиты обслуживающего персонала складов. При работе мостовых кранов-штабелеров эти меры носят в основном организационный характер: инструктаж, вывешивание предупредительных надписей и т. п. При работе стеллажных кранов-штабелеров и прежде всего кранов-штабелеров с автоматическим управлением зоны выхода кранов-штабелеров из стеллажей должны быть ограждены и доступ в эти зоны должен быть запрещен. Когда загрузка или разгрузка кранов-штабелеров производится напольными электропогрузчиками, зоны работы тех и других должны быть разделены ограждениями, исключающими возможность их взаимного наезда.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Краны штабелеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техника безопасности при работе кранов штабелеров"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства