Каждая марка стали имеет определенную структуру, которая зависит от содержания в стали углерода и легирующих примесей. При нагреве стали выше определенной температуры, различной для разных марок, можно изменить ее первоначальную структуру. Температуру, при которой происходят эти изменения, называют критической. На этом свойстве стали и основана ее термическая, т. е. тепловая обработка (нагрев и охлаждение), в результате которой изменяются структура и зависящие от нее механические свойства стали (прочность, твердость, вязкость, пластичность).
Основными видами термической обработки являются закалка, отжиг, нормализация и отпуск.
Закалка. Сталь закаливают, чтобы придать ей большую твердость и прочность. При закалке сталь нагревают до критической температуры, а затем, после небольшой выдержки, быстро охлаждают. Чем быстрее охлаждается сталь, тем большую твердость она приобретает. Обычно при закалке нагретый металл охлаждают в воде или масле.
Вместе с твердостью в процессе закалки сталь приобретает и хрупкость.* Кроме того, в результате закалки в деталях возникают внутренние напряжения, вызванные быстрым охлаждением, которые могут привести к короблению или даже к образованию трещин в детали.
С целью повышения износоустойчивости деталей применяют поверхностную закалку. Лучшие результаты дает закалка токами высокой частоты. При высокочастотном нагреве быстро нагреваются поверхностные слои изделия, в то время как слои, расположенные ближе к середине нагреваются значительно медленнее. Поэтому при последующем быстром охлаждении поверхностные слои изделия закаливаются и приобретают необходимую твердость, а сердцевина детали остается вязкой, незакаленной. Обработанные таким образом детали хорошо работают на износ, сохраняя одновременно значительное сопротивление излому.
Отжиг. Отжигом называется нагрев стали до определенной температуры с последующим, после некоторой выдержки, очень медленным охлаждением.
Отжиг стали производят для повышения вязкости и пластичности стали и улучшения ее обрабатываемости.
Нормализация. Нормализация стали заключается в нагреве ее до температуры, несколько превышающей температуру нагрева при отжиге, с последующим, после небольшой выдерж-. ки при этой температуре, охлаждением на воздухе. Нормализацию применяют для получения мелкозернистой однородной структуры стали и улучшения обрабатываемости резанием. В связи с тем, что при нормализации скорость охлаждения больше, чем при отжиге , сталь после нормализации имеет большую твердость по сравнению с твердостью отожженной стали.
Отпуск. Отпуском называют нагрев закаленной стали до температуры ниже критической с последующим охлаждением на воздухе, в воде или масле.
Отпуском достигают ослабления внутренних напряжений, вызванных закалкой, уменьшения твердости до желаемого предела, повышения вязкости и уменьшения хрупкости закаленной стали.
Химико-термическая обработка стали
Наряду с термической обработкой стали для улучшения ее механических свойств применяют химико-термическую обработку, к которой относится: цементация, азотирование и цианирование.
Цементация заключается в насыщении углеродом поверхностного слоя стали. Для этого изделия подвергают нагреву в контакте с материалом, богатым углеродом и называемым карбюризатором. В качестве карбюризатора широко применяют древесный уголь и углеродсодержащие газы.
Цементации подвергают стали с низким (до 0,25%) содержанием углерода. Последующая после цементации закалка таких сталей позволяет получить твердый поверхностный слой детали и вязкую сердцевину.
Азотирование заключается в насыщении поверхностного слоя стальных деталей азотом, в результате чего значительно возрастают твердость и износостойкость этого слоя. После азотирования закаливать детали не требуется.
Цианирование заключается ;в насыщении поверхностного слоя стали одновременно углеродом и азотом, после цианирования производят закалку деталей, которые приобретают те же качества, что и после цементации.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Термическая обработка стали, применяемые в краностроении"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы