Основным видом грузозахватных устройств, используемых при перегрузке сыпучих материалов на перегружателях, служат грейферы. Наиболее распространенными видами сыпучих материалов, определяющими технические параметры грейферов перегружателей, являются руда, уголь, агломерат, известняк. Различная объемная масса материалов (от 0,6 до 3,5 т/м3) и различные их свойства и состояния, такие как плотность, кусковатость, влажность, слеживаемость и смерзание, требуют создания широкой номенклатуры типов грейферов. Однако такой подход экономически неоправдан. Поэтому параметрический ряд грейферов, включая и грейферы перегружателей, составляется на базе определенных групп сыпучих материалов.
На рассматриваемых перегружателях чаще всего применяют два типа грейферов: угольные и рудные. Оба типа представляют собой четырехканатные полиспастные грейферы без интенсифицирующих устройств. В кинематическом отношении грейферы перегружателей классифицируют на штанговые короткозвенные и длиннозвенные; по характеру ведения процесса зачерпывания — на гравитационные и роющие. Число типоразмеров грейферов, устанавливаемых на каждом перегружателе, как правило, редко превышает два.
Управление четырехканатным грейфером производится при помощи грейферной лебедки, состоящей чаще всего из двух одинаковых механизмов: замыкающей и поддерживающей’лебедок.
Рудные грейферы могут быть короткозвенными и длинно-звенными, а угольные — только длиннозвенными.
Короткозвенные грейферы применяют для зачерпывания крупнокусковой тяжелой руды. Конструкция таких грейферов позволяет получить большие усилия на режущих кромках челюстей. Объем грейферов не превышает 8 м3.
Короткозвенный рудный грейфер конструкции СКМЗ показан на рис. 1. Грейфер представляет собой корпус, в котором жестко закреплена ось верхних блоков грейферного полиспаста. Нижние блоки полиспаста установлены на траверсе.
При раскрытии или закрытии грейфера последняя может перемещаться при помощи ползунов. В качестве направляющих используется рельс типа Р43. Челюсти шарнирно соединены с траверсой и через четыре короткие тяги (звенья) также шарнирно связаны с корпусом. Нижняя часть корпуса выполнена в виде клиньев, облегчающих внедрение грейфера в материал при зачерпывании.
Грейфер управляется поддерживающими и замыкающими канатами. Поддерживающие канаты соединяются с грейфером через коромысло. При подъеме (опускании) замыкающих канатов и неподвижных поддерживающих канатах траверса перемещается вверх (вниз), при этом ножи челюстей описывают достаточно пологую траекторию. В нижнем положении движение траверсы ограничивается упором. Независимо от того, находится ли грейфер на материале или в подвешенном состоянии, челюсти движутся синхронно и при любом положении траверсы располагаются симметрично относительно вертикальной оси грейфера (оси симметрии). Синхронность движения челюстей обеспечивается тем, что траверса перемещается только вдоль направляющих корпуса. Корпус, тяги и челюсть в кинематическом отношении для каждого раствора грейфера составляют неизменяемую систему — треугольник с шарнирным соединением сторон. В практике, однако, вследствие износа ползунов траверсы синхронность движения челюстей нарушается, что приводит в некоторых случаях к заеданию траверсы в направляющих.
По этой причине ползуны иногда заменяют опорными роликами. Отдельные узлы рассматриваемого грейфера показаны на рис. 2, 3.
Ось блоков траверсы повернута на некоторый угол по отношению к оси неподвижных блоков полиспаста (рис. 28). Такое конструктивное решение позволяет обеспечить допустимые углы отклонения канатов от осей ручьев блоков при различных расстояниях между подвижными и неподвижными блоками. Все блоки полиспаста установлены на подшипниках скольжения.
Металлоконструкция грейфера сварно-клепаная, выполнена из стали СтЗ спокойной плавки. Для увеличения износостойкости ножи челюстей наплавлены специальными -электродами.
Длиннозвенные симметричные канатные грейферы исследованы наиболее полно. Для них создана расчетная методика, согласующаяся с данными эксплуатации грейферов. Объем грейферов этого типа на перегружателях достигает 20 м3.
Длиннозвенный рудный грейфер конструкции завода «Сиб-тяжмаш» имеет меньшую массу и большую емкость (при одинаковой плотности зачерпываемого груза и грузоподъемности перегружателя), чем рудный грейфер конструкции СКМЗ. В рассматриваемом грейфере для уменьшения сопротивлений смыканию челюстей и улучшения зачерпывающей способности угол подъема плоскости задней стенки днища составляет 11° 30’. Блоки грейферного полиспаста установлены на подшипниках качения.
Конструктивное исполнение длиннозвенных угольных грейферов перегружателей также весьма разнообразно. Некоторые сварные конструкции грейферов показаны на рис. 3, 4. Каждый симметричный длиннозвенный грейфер имеет следующие основные части: верхнюю траверсу (или головку), нижнюю траверсу, челюсти, тяги (или длинные звенья) и грейферный полиспаст. Грейферы подвешиваются на двух замыкающих и двух поддерживающих канатах, взаимное положение которых отвечает схемам, изображенным на рис. 3 и 4.
Синхронное и симметричное перемещение челюстей 8 при раскрытии или закрытии грейфера обеспечивается двумя узлами. Первый узел представляет собой соединение тяг 6 попарно между собой при помощи пальцев. В одной тяге палец закрепляется неподвижно, в другой скользит по направляющему пазу при изменений наклона тяг (рис. 4, сечение А—А). При этом положение тяг относительно оси грейфера в любой момент будет симметричным. Второй узел состоит из зубчатых венцов (рис. 5), жестко соединенных с челюстями и находящихся между собой в зацеплении. Зубчатое зацепление обеспечивает симметричное расположение челюстей относительно нижней траверсы, а с учетом назначения первого узла — также и относительно оси симметрии грейфера.
Для предотвращения схода канатов с блоков грейферного полиспаста и повышения его к. п. д. ось блоков нижней траверсы, как и в короткозвенных грейферах, не лежит в одной плоскости с осью блоков верхней траверсы. Нижняя траверса сварно-клепаного грейфера конструкции завода «Сибтяжмаш» показана на рис. 6.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типы и конструкции грейферов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы