Конструкция подвески влияет .на плавность хода трактора. Чрезмерное раскачивание трактора в движении вызывает дополнительный расход мощности и ухудшает условия работы на нем. Выбор типа подвески зависит от величины рабочих и транспортных скоростей, на которые рассчитан данный трактор. Тип подвески определяет устройство гусеничного движителя. Различают два типа подвесок: полужесткую (упругую) и эластичную. У тракторов с полужесткой подвеской (Т-100М., Т-130, Т-4А, Т-54В, Т-38М) оси опорных катков устанавливаются на общей раме (по одной на борт) и составляют жесткую систему. На этой раме также размещены ведущее и направляющее колеса с натяжным устройством, образующие все вместе гусеничную тележку. Рама соединена с остовом трактора шарниром и может совершать вокруг него колебательные движения в вертикальной плоскости. Шарнирное соединение остова с гусеничной тележкой может совпадать, как у трактора Т-100М, Т-130, или не совпадать (Т-38М) с центром вращения ведущего колеса. Впереди остов опирается на рамы тележек через пружину или пластинчатую рессору.
Для упругого соединения остова с тележками гусениц употребляются пластинчатые рессоры, цилиндрические пружины и торсионные валы. Выполняющий роль рессорного устройства торсионный вал представляет собой упругий стержень, работающий на кручение (Т-38М). Концы вала, установленного в раме трактора, жестко соединены рычагами. Звенья, связанные одними концами с рычагами, а другими — с рамами гусеничных тележек, направлены в противоположные стороны и создают моменты, скручивающие вал.
Применяется также торсионно-балансирные подвески, имеющие переднее и заднее подрессоривание торсионами (виноградниковый трактор Т-54В).
При движении трактора с полужесткой подвеской каждая гусеничная тележка может перемещаться относительно рамы трактора независимо. Так как тележка обладает достаточно большой массой, то после преодоления препятствия происходит ее удар о почву, который, несмотря на упругую рессору, передается остову трактора. Поэтому скорость трактора с полужесткой подвеской ограничивается 9—12 км/ч.
Эластичная подвеска имеет независимое подрессоривание относительно остова каждого катка или группы катков. Эластичные подвески с подрессориванием двух или нескольких катков носят название балансирных. В качестве рессорных элементов такой подвески могут применяться пластинчатые рессоры, пружины и торсионные валы. Корпуса шарнирно соединены на оси. Опорные катки устанавливаются на осях, закрепленных в корпусах каретки, и могут перемещаться независимо друг от друга. Верхние части корпусов имеют кронштейны, в которые устанавливаются цилиндрические пружины для упругого относительного перемещения катков.
По конструкции шарниров гусеницы подразделяют на открытые и закрытые, или защищенные. У гусениц с открытым шарниром отверстия под пальцы изготовлены без механической обработки (ДТ-75М, ДТ-75, Т-74). Преимущество этой гусеницы — простота изготовления. Гусеницы с защищенными шарнирами имеют обработанные отверстия в звеньях, в которые устанавливаются также обработанные втулки и пальцы. Плотная посадка пальцев и втулок в звеньях и лабиринт защищают шарнир от абразивных частиц, и в результате срок службы гусеницы повышается (Т-100М, Т-130, Т-4). Сборка и разборка такой гусеницы требуют специальных приемов и отличаются большой трудоемкостью, тогда как для гусеницы с открытым шарниром на это уходит сравнительно небольшое время.
Рис. 1. Элементы гусеничных движителей:
а — гусеница с открытыми шарнирами; б — гусеница с закрытыми шарнирами; в — цевочное зацепление гусеницы и ведущего колеса; г — гребневое зацепление гусеницы и ведущего колеса; д — направляющее колесо с кривошипным натяжным устройством; е — направляющее колесо с ползунковым натяжным устройством: 1 — шайба; 2 — шплинт; 3 —палец; 4 — звено; 5 — втулка; 6 — лабиринт; 7 — остов трактора; 3 — кривошип натяжного устройства; 5 — рама гусеничной тележки- 10 — ползуны,
По способу изготовления звенья гусеницы могут быть литыми и штампованными. Звенья с открытыми шарнирами выполняются литыми, а звенья с закрытыми — как литыми, так и штампованными.
Ведущее колесо (звездочка) изготавливается в виде ступицы с привернутым к ней (или отлитым как одно целое) зубчатым венцом.
Число зубцов ведущего колеса иногда выполняется нечетным, а шаг меньшим вдвое, чем шаг гусеницы. Такие соотношения позволяют работать каждому зубу один раз за два оборота, причем всякий раз с новым звеном гусеницы (например, Т-100М, Т-130, Т-4А).
По типу зацепления с ведущим колесом различают гусеницы с цевочным и гребневым зацеплением. В цевочном зацеплении (например, Т-100М, Т-130, Т-4А, ДТ-75М, Т-74) зуб ведущего колеса входит в зацепление с цевкой — втулкой или проушиной звена, В гребневом зацеплении (Т-38М) впадина ведущего колеса входит в зацепление с выступом (гребнем) звена гусеницы.
Направляющие колеса могут иметь кривошипные и ползунковые натяжные устройства. Направляющие колеса с ползунковым натяжным устройством (Т-130, Т-100М, Т-4А, Т-54В) устанавливаются на рамах гусеничных тележек и перемещаются по рамам тележек на ползунах. Направляющие колеса с кривошипным натяжным устройством монтируются на раме трактора; их положение относительно остова можно изменять кривошипом (ДТ-75М, ДТ-75, Т-74).
По способу регулирования натяжные устройства делятся на механические и гидравлические. В первом случае натяжение регулируют, вращая гайки натяжного устройства, во втором — нагнетая шприцем в рабочую полость натяжного устройства масло при натяжении гусеницы и сливая масло из полости через специальное отверстие при ослаблении натяжения гусеницы (Т-130, Т-150). Этот способ в сравнении с механическим облегчает труд и экономит время.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типы подвесок и гусеничных движителей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы