Система пуска предназначена для быстрого и надежного запуска двигателя внутреннего сгорания путем сообщения коленчатому валу скорости, обеспечивающей нормальное протекание рабочего процесса. Частота вращения коленчатого вала, обеспечивающая пуск двигателя, называется пусковой частотой вращения. Для карбюраторных двигателей она равна 5—8 с-1, для дизелей —21 — 42 с-1.
Для вращения коленчатого вала в момент пуска необходимо приложить большой крутящий момент для преодоления сопротивлений сжимаемой смеси (воздуха), трения движущихся частей двигателя, разгона их от состояния покоя до пусковой частоты вращения.
Пуск двигателя осуществляется с помощью пусковых устройств, которые делятся на основные, предназначенные для прокручивания коленчатого вала, и вспомогательные, облегчающие пуск.
Существуют следующие способы пуска автотракторных двигателей: пуск от руки, пуск электрическим стартером и пуск вспомогательным карбюраторным двигателем.
Пуск от руки осуществляется за счет мускульной силы человека. При этом коленчатый вал двигателя проворачивается с помощью рукоятки, сцепляемой с храповиком коленчатого вала, или с помощью шнура, наматываемого на маховик. Пуск от руки может применяться для карбюраторных двигателей мощностью 35—45 кВт и дизелей мощностью 18—22 кВт.
Пуск электрическим стартером получил наибольшее распространение на всех автомобильных двигателях, многих автотракторных дизелях и пусковых двигателях дизелей. Стартер представляет собой электрический двигатель постоянного тока последовательного возбуждения с механизмом привода и включающим устройством. Питается стартер от аккумуляторной батареи.
Включающее устройство предназначено для включения электрической цепи стартера при пуске двигателя и выключения ее после пуска. Включающие устройства могут быть с непосредственным (механическим) и дистанционным (электромагнитным) управлением. При непосредственном управлении ввод шестерни стартера в зацепление ее с зубчатым венцом маховика, а также замыкание электрической цепи стартера осуществляется с помощью электроконтактного устройства, действующего при нажатии на педаль стартера. Такое управление стартером применяется на тракторах, самоходных шасси и др., где стартер и аккумуляторная батарея расположены вблизи от места водителя. При дистанционном управлении электрическая цепь стартера замыкается с помощью специального реле, что позволяет избежать сложной системы привода при значительном удалении места водителя от двигателя. Такое управление стартером применяется на большинстве автомобилей.
Механизм привода стартера может быть механическим и электромагнитным. При механическом приводе шестерня стартера вводится в зацепление с зубчатым венцом маховика с помощью рычажного устройства, включаемого водителем. Для предотвращения повреждения стартера после запуска двигателя шестерня стартера Устанавливается на муфте свободного хода роликового или фрикционного типа. При электромагнитном приводе шестерня стартера вводится в сцепление с зубчатым венцом маховика с помощью специального электромагнита, что предотвращает возможность включения стартера при работающем двигателе. Мощность стартера зависит от типа, мощности и размеров двигателя и колеблется от 0,3 до 15 кВт.
Рис. 1. Стартер с дистанционным управлением и его электрическая схема
Основными частями стартера с дистанционным управлением является стальной цилиндрический корпус с четырьмя полюсными сердечниками, обмоткой возбуждения, якорь, в пазах которого уложена обмотка, коллектор и щетки, укрепленные на передней крышке. Обмотка возбуждения стартера включена последовательно в обмотку якоря. Вал якоря вращается в бронзовых втулках. С валом якоря связана шестерня, вводимая в зацепление с зубчатым венцом маховика при пуске двигателя. Шестерня вводится в зацепление принудительно рычагом в момент включения стартера.
При повороте ключа КЗ выключателя зажигания включаются зажигание и стартер СТ. В этом случае ток от аккумуляторной батареи поступает в обмотку реле включения. Сердечник реле при этом намагничивается и замыкает контакты, включив тем самым втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле. При прохождении тока по обмоткам якорь втягивается внутрь втулки. При этом связанный с якорем рычаг включения через муфту включения и пружину введет шестерню в зацепление с венцом маховика. Вход зубьев шестерни в венец маховика облегчается тем, что втулка, перемещаясь по винтообразной нарезке вала якоря, сообщает шестерне кроме поступательного еще и вращательное движение. Когда шестерня войдет в зацепление, контактное кольцо, связанное с якорем через шток, замкнет контакты тягового реле и включит стартер. Одновременно контактное кольцо прижмется к упругому контакту, и ток от аккумуляторной батареи пойдет в первичную обмотку катушки зажигания через зажим ВК, минуя вариатор. При замыкании контактов тягового реле втягивающая обмотка 6 закорачивается, после чего якорь реле удерживается только одной обмоткой. Магнитное поле, создаваемое этой обмоткой, оказывается достаточным для удержания стартера во включенном состоянии.
После пуска двигателя якорь стартера разобщается с венцом маховика муфтой свободного хода. Муфта состоит из наружной обоймы с втулкой и внутренней обоймы с шестерней. Наружняя обойма имеет четыре клиновидных паза, в которых размещены ролики. С помощью пружины через толкатель ролики отжимаются в узкую часть пазов и заклиниваются между обоймами, благодаря чему при вращении якоря против часовой стрелки шестерня передает крутящий момент на венец маховика. Когда двигатель запущен, частота вращения внутренней обоймы превысит частоту вращения наружной. При этом сила трения, преодолев сопротивление пружины, выведет ролики в широкую часть пазов. Обоймы муфты будут разобщены и якорь стартера будет предохранен от разноса. После выключения стартера якорь тягового реле, а вместе с ним и все детали привода возвращаются пружиной в исходное положение.
После запуска двигателя стартер выключится автоматически благодаря тому, что обмотка реле включения соединена с «массой» через якорь генератора, и генератор в этом случае пошлет в обмотку реле ток, идущий навстречу току от аккумуляторной батареи. Сердечник реле размагнитится, его контакты разомкнутся и цепь обмотки тягового реле будет разомкнута.
Пуск с помощью вспомогательного карбюраторного двигателя широко применяется у тракторных дизелей. Чаще всего в качестве пусковых применяют двухтактные карбюраторные двигатели с жидкостным охлаждением. Механизм передачи вращения от вала пускового двигателя к валу дизеля состоит из муфты сцепления, редуктора и автоматической муфты выключения. Редуктор (обычно двухступенчатый) служит для прокручивания вала двигателя с пониженной частотой вращения при особо неблагоприятных условиях. В этом случае процесс запуска двигателя состоит из двух этапов — подготовительного с пониженной частотой вращения и окончательного — с пусковой частотой вращения. Автоматическая муфта выключения имеет назначение и устройство, аналогичные муфтам свободного хода стартера.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Типы пусковых устройств"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы