На газобаллонных грузовых автомобилях ЗИЛ применяются два вида газового топлива: сжиженный углеводородный газ с рабочим давлением в баллонах до 1,6 МПа и сжатый природный газ (с начальным давлением в баллонах до 20 МПа). Газобаллонное оборудование автомобилей и конструкция двигателей соответственно учитывают существенные различия в свойствах этих видов топлива.
Сжиженный углеводородный газ, состоящий из смеси различных газов нефтяного происхождения (в основном пропана, пропилена, бутана и этана), получают преимущественно при переработке или при добыче нефти.
Сжиженные углеводородные газы могут легко переходить из газообразного состояния в жидкое при нормальной температуре без дополнительного охлаждения и при сравнительно невысоком давлении.
Сжиженный углеводородный газ обладает высокой антидетонационной стойкостью и является полноценным моторным топливом.
В целях безопасности для обнаружения наличия газа в окружающей среде при его утечке из системы топливоподачи автомобиля в газовое топливо вводятся сильно пахучие вещества (одо-ранты).
Сжатый природный газ является смесью различных углеводородов метанового ряда, а также неуглеводородных компонентов: сероводорода, гелия, азота, углекислого газа и др.
Природный газ получают непосредственно из чисто газовых месторождений. Газ, сжатый до очень высокого давления (20 МПа и более), при обычной температуре сохраняется в газообразном состоянии. В жидкое состояние природный газ может быть переведен только при охлаждении его до температуры около —161 °С.
Основой для получения сжатого природного газа в качестве моторного топлива является газ, поступающий по разветвленной сети газопроводов от природных месторождений к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям, где он проходит технологическую подготовку и сжимается до давления 25 МПа, необходимого для обеспечения заправки автомобильных баллонов на рабочее давление 20 МПа в заданный временной интервал.
Получение необходимых мощностных, топливно-энергетических, экологических показателей двигателей и тягово-динамических показателей автомобилей, а также обеспечение стабильности регулировки аппаратуры в процессе эксплуатации могут быть достигнуты только при условии заправки автомобилей кондиционным газовым топливом, имеющим заданный состав как по компонентам, так и по содержанию различных примесей.
Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции вырабатывают две марки газового топлива — А и Б, различающиеся по содержанию метана и азота. Газ марки А содержит метана (95±5)% и азота — (0 + 4)%, а для марки Б содержание метана и азота составляет соответственно (90±5) и (4 ) 7)%. Указанные виды газообразного топлива предназначены для использования их для автомобилей, работающих в холодной, умеренной и жаркой климатических зонах.
Из-за более низкой плотности заряда газовоздушной смеси (по сравнению с бензовоздушной смесью) при работе на природном газе мощность двигателя снижается на 15…20% по сравнению с бензином при равной степени сжатия.
Температура воспламенения сжатого природного газа значительно выше, чем у бензина (соответственно 530 и 470 °С). Это затрудняет холодный пуск двигателя, особенно при низких температурах окружающего воздуха.
По токсикологической характеристике сжатый природный газ относится к веществам 4-го класса опасности. Он оказывает вредное воздействие на центральную нервную систему, вызывает раздражение кожных покровов, слизистых оболочек глаз, верхних дыхательных путей.
Природный газ при определенных концентрациях с воздухом взрывоопасен. Пределы воспламенения с воздухом (объемные) составляют: верхний 15%, нижний 4%.
При дросселировании газа, например, в газовом редукторе или в вентиле при резком открытии температура газа резко снижается (эффект Джоуля—Томсона). По этой причине одним из важнейших эксплуатационных показателей сжатого природного газа как моторного топлива является предельное содержание в нем влаги (не более 9 мг/м8). Наличие повышенного количества влаги в газовом топливе может вызвать образование ледяных пробок в системе питания двигателя. Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей даже в умеренном климате показывает, что подобные явления наступают уже при влаге 15…20 мг/м8.
Применение газообразного топлива на автомобилях ЗИЛ обеспечивает увеличение срока службы масла, снижение нагаро-образования на деталях поршневой группы, повышение надежности работы свечей зажигания, снижение выбросов токсичных веществ с отработавшими газами двигателя.
—
К преимуществам газообразного топлива по сравнению с жидким относится следующее:
1) высокое октановое число, что позволяет значительно повысить степень сжатия, увеличить мощность и экономичность двигателя;
2) меньшее содержание вредной примеси окиси углерода в отработавших газах в результате лучшего сгорания газообразного топлива и, следовательно, меньшее загрязнение окружающего воздуха;
3) отсутствие конденсации топлива и смывания масла со стенок цилиндров, вследствие чего возрастает срок службы двигателей, так как уменьшается износ деталей кривошипно-шатунного механизма;
4) увеличение срока службы масла в двигателе, потому что оно не разжижается топливом и меньше загрязняется механическими примесями;
5) повышение срока службы свечей зажигания и глушителей шума выпуска, так как при работе двигателя на газообразном топливе нагаро-образование незначительно.
Горючие газы, применяемые в автомобильной промышленности, могут быть естественными и искусственными. Естественные (природные) газы добываются из подземных газовых или нефтяных скважин. Искусственные газы являются побочными продуктами, получаемыми на различных химических и металлургических заводах.
Горючие газы перевозятся в баллонах, в которых они могут находиться в сжатом или сжиженном виде.
Сжатыми (сжимаемыми) называются такие газы, которые при обычной температуре окружающей среды и высоком давлении (до 200 кГ/см2 или 20 ООО кн/м2) сохраняют газообразное состояние. К ним относятся естественный, коксовый, светильный и канализационный газы.
Сжиженными (сжижаемыми) газами называются такие, которые переходят из газообразного состояния в жидкое при нормальной температуре и небольшом давлении (до 16 кГ/см2 или 1600 кн/м2). К ним относятся смеси углеводородов, получаемых при переработке нефти: этана, пропана, бутана, этилена, пропилена и бутилена.
По теплотворности горючие газы делятся на три группы: высококалорийные (5500—9000 ккал/м3 или 23—38 Мдж/м3); среднекалорийные (3500—5500 ккал/м3 или 15—23 Мдж/м3) и низкокалорийные (1000— 3500 ккал/м3 или 4—15 Мдж/м3). Для газобаллонных автомобилей используют только высоко- и среднекалорийные газы, причем использование сжиженных газов предпочтительнее, чем сжатых.
Газобаллонные автомобили, работающие на сжиженных газах, по сравнению с автомобилями, работающими на сжатых газах, имеют следующие преимущества:
1) больше грузоподъемность автомобиля, так .как баллоны легче и количество их меньше;
2) меньше рабочее давление в газобаллонной установке (10 кГ/см2 или 1000 кн/м2 для сжиженного природного газа и 16 кГ/см2 или 1600 кн/м2 для сжиженного нефтяного газа, тогда как для сжатого газа давление достигает 200 кГ/см2 или 20 000 кн/м2), а следовательно, надежнее и безопаснее работа на таком автомобиле;
3) выше теплотворность газовоздушной смеси, что способствует увеличению мощности двигателя;
4) большая концентрация тепловой энергии в единице объема, что позволяет увеличить радиус действия автомобиля;
5) проще заправочные станции;
6) возможность перевоза сжиженных газов на большие расстояния (автомобильным, железнодорожным, речным и морским транспортом), сжатые газы перевозить значительно труднее.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Топливо для газобаллонных автомобилей ЗИЛ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы