Длительная, бесперебойная и экономичная работа трактора, его двигателя и механизмов возможна лишь при использовании рекомендованных заводами топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей.
Топлива. В пусковых двигателях П-23 используют автомобильный бензин марки А-72 по ГОСТ 2084—67, а в пусковых двигателях ПД-ЮУ и П-350 — смесь из 15 частей (по объему) автомобильного бензина марок А-66 или А-72 того же ГОСТа и одной части масла, применяемого для смазки дизеля. Масло смешивают с бензином в отдельной чистой посуде до получения однородной смеси.
Дизели работают на дизельном топливе, качество которого должно обеспечивать: бесперебойную подачу топлива на всех эксплуатационных режимах; хорошее смесеобразование; самовоспламенение и плавное сгорание рабочей смеси; минимальную коррозию деталей дизеля.
Вязкость (внутреннее трение) — один из основных показателей качества дизельного топлива.
Величина ее«меняется с изменением температуры, поэтому всегда указывают, при какой температуре определялась вязкость. При недостаточной вязкости топлива возрастает износ деталей топливной аппаратуры. При чрезмерной вязкости ухудшается фильтрация топлива и его распыливание форсункой. Вязкость дизельного топлива нормируется в сантистоксах (сСт); при 20° С вязкость должна быть не менее 1,5 сСт и не более 6 сСт.
Температурой самовоспламенения топлива называется наименьшая температура, при которой топливо воспламеняется без постороннего источника пламени.
Самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в камеру сгорания, происходит не сразу, а спустя определенный промежуток времени, который называют периодом задержки самовоспламенения. В этот период топливо, соприкасаясь с нагретым от сжатия воздухом, подогревается и, испаряясь, смешивается с ним, а топливный насос продолжает подачу топлива в камеру сгорания. Чем продолжительнее период задержки самовоспламенения, тем больше топлива накопится в камере сгорания к моменту самовоспламенения. Это вызывает при самовоспламенении топлива резкое нарастание давления в цилиндре (жесткую работу дизеля), которое сопровождается глухими стуками и нередко приводит к преждевременному износу подшипников и шеек коленчатого вала.
Самовоспламеняемость топлива оценивают цетановым числом.
Коррозийное действие дизельного топлива обусловливается наличием в нем сернистых соединений и органических кислот. Общее содержание серы в дизельном топливе, изготовленном из малосернистых нефтей, не должно превышать 0,2%, а сернистых — 1%.
Для уменьшения износа деталей от коррозии сернистыми соединениями в дизельное топливо вводят специальные антикоррозийные присадки.
Механические примеси и вода в дизельном топливе недопустимы. Наличие механических примесей в топливе даже в очень малых количествах приводит к нарушению нормальной работы дизеля вследствие быстрого износа точных деталей топливного насоса и форсунки.
Присутствие воды в топливе влечет за собой коррозию металлов, к тому же при пониженных температурах вода превращается в мельчайшие кристаллы льда, которые нарушают, а иногда прекращают подачу топлива.
Механические примеси и вода могут попасть в дизельное топливо, если не соблюдаются правила его перевозки, хранения и заправки.
Для дизелей тракторов используют дизельное топливо ГОСТ 4749— 73 и ГОСТ 305—73.
По ГОСТ 4749—73 выпускается топливо марок ДА, ДЗ и ДЛ, а по ГОСТ 305—73 — А, ЗС, ЗиЛ.
Топливо ДА и А (арктическое) используют при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше; ДЗ и ЗС (зимнее северное) — при температуре воздуха минус 30 °С и выше; 3 (зимнее) — при температуре минус 20 °С и выше; ДЛ и Л (летнее) — при температуре воздуха 0 °С и выше.
Дизельное топливо по ГОСТ 4749—73 вырабатывается из малосернистых нефтей и содержит серы не более 0,2%.
Топливо по ГОСТ 305—73 по содержанию серы делится на две группы: первая — с содержанием серы не более 0,2% и вторая — с содержанием серы от 0,2 до 0,5%. При обозначении марки топлива добавляется цифра, указывающая процент содержания серы. Например, «Л-02,» обозначает топливо летнее «Л» с содержанием серы 0,2.
Масла. Для смазки механизмов тракторов применяют масла, получаемые главным образом путем переработки нефти. Различают масла дистиллатные, получаемые фракционной перегонкой мазута, и остаточные, получаемые в результате переработки остатков от перегонки мазута.
Нефтяные масла по способу очистки от нежелательных примесей (асфальтосмолистых веществ, сернистых соединений и др.) разделяются на масла кислотной и селективной очистки.
Чтобы надежно и длительно работали механизмы трактора, масла должны:
1) иметь оптимальную вязкость на всех эксплуатационных режимах;
2) обладать высокими маслянистостью и противоокислительной устойчивостью, химической стабильностью и температурой вспышки;
3) не содержать минеральных кислот и щелочей, воды и механических примесей.
Кроме того, они должны вымывать нагар и другие примеси из зазоров между деталями, т. е. иметь хорошую «моющую» способность.
Для улучшения эксплуатационных свойств в масла для двигателей и механизмов силовой передачи добавляют в небольших количествах комплексные присадки.
Буквы в марках масла обозначают: А — автотракторное; Д — дизельное; С — селективной очистки; К — сернокислотной очистки; п __ что масло содержит присадку; 3 — наличие в масле загущающих присадок, улучшающих его вязкостно-температурные качества; цифру — кинематическую вязкость масла в с^нтистоксах (сСт) при 100 °С. В скобках дано обозначение масла по новой классификации по ГОСТ 17479—72: М — моторное; цифра — вязкость в сСт при 100 °С; Б, В и Г — группа масла по эксплуатационным свойствам. Масла группы Б применяются для малофорсированных двигателей, группы В—для среднефорсированных двигателей, а группы Г — для высокофорсированных двигателей.
Если эти буквы без цифрового индекса — масло универсальное и может применяться в карбюраторных двигателях и дизелях, а если они имеют индекс «2», то — только в дизелях. Буква «3», как и в старой классификации, обозначает, что масло содержит загущающие присадки и может использоваться круглый год (всесезонное).
Трансмиссионные масла предназначены для смазки механизмов силовой передачи и управления тракторов. Чтобы при высоких давлениях в зубчатых передачах обеспечить слой смазки между зубьями, трансмиссионные масла обладают большей вязкостью и хорошей маслянистостью. Они имеют низкую температуру застывания.
Консистентные смазки используют для смазки механизмов тракторов, к которым затруднена непрерывная подача жидкого масла или в которых жидкая смазка не удерживается. Чаще других применяют солидолы жировые — УС-1, УС-2 (ГОСТ 1033—5.1) и солидолы синтетические — пресс-солидол С и автомобильный УСс (ГОСТ 4366—64). Менее консистентные и легко плавятся солидолы УС-1 и пресс-солидолы С, более консистентные и тугоплавкие солидолы УС-2 и УСс. Кроме того, применяются смазки ЦИАТИМ-221 по ГОСТ —9433, ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59 и № 158 по МРТУ 12Н № 139—64.
Охлаждающие жидкости. В системах охлаждения двигателей нужно применять воду чистую, с небольшим количеством солей жесткости (кальция, магния и др.). Вода, имеющая жесткость до 3 мг-экв/л, считается мягкой, 3—6 мг-экв/л — средней жесткости. При использовании воды с такой жесткостью накипи образуется немного. Воду с жесткостью более 6 мг-экв/л можно использовать для охлаждения двигателей, предварительно умягчив ее.
Простейший способ умягчения воды — кипячение в течение 30— 40 мин с последующим отстаиванием и фильтрацией через матерчатый фильтр. Воду, которую сливают после работы из системы охлаждения, нужно накапливать, отстаивать и фильтровать для последующего использования.
Для умягчения воды применяют золу или тринатрийфосфат. В мешочек из плотной ткани шириной 10 см и длиной 20 см засыпают 300—320 г золы, просеянной через решето. Мешочек с золой опускают в верхний резервуар радиатора. Через каждые 20 ч работы трактора золу в мешочке заменяют. После 80 ч работы зольную воду сливают в чистую посуду. Систему промывают водой и затем в нее заливают отстоявшуюся зольную воду.
Систематическое применение золы не только препятствует образованию накипи, но и способствует постепенному разрушению накипи, ранее образовавшейся в системе охлаждения.
Три натр ийфосфатом воду умягчают в баке. На каждый литр воды добавляют по 0,5 г тринатрийфосфата и перемешивают до полного растворения химиката. Затем воде дают отстояться 8—10 ч и, отфильтровав, используют в системе охлаждения.
При использовании воды, умягченной тринатрийфосфатом, систему охлаждения следует периодически промывать водой.
Простым и эффективным способом умягчения воды является пропускание ее через глауконитовый или пермутитовый фильтр.
При температуре окружающего воздуха минус 10 °С и ниже для охлаждения двигателей вместо воды следует применять низкозамерзаю-Щие жидкости (антифризы «40» и «65») ГОСТ 159—52.
Антифриз «40» плотностью при 20 °С 1,067—1,072 г/см3 замерзает при температуре минус 40 °С.
Антифриз «65» плотностью при 20 °С 1,085—1,090 г/см3 замерзает при температуре минус 65 °С.
Антифризы — сильные яды, поэтому заправлять и сливать их следует, пользуясь специальной посудой.
После окончания эксплуатации тракторов в условиях низких температур антифриз сливают в тару, которую плотно закрывают. На таре должна быть надпись: «Яд».
Антифризы нужно заливать в систему охлаждения на 5—7% (по объему) меньше, чем воды, в связи с большим коэффициентом расширения при нагревании. При работе трактора вода из антифриза постепенно испаряется, поэтому при снижении уровня жидкости в радиаторе в систему охлаждения доливают чистую мягкую воду. Периодически, обычно через 60 мото-часов работы, проверяют состав и температуру антифриза специальным прибором — гидрометром.
Если антифриза нет, можно использовать водоглицериновые и водо-спиртные смеси. При наличии в смеси глицерина с водой 40% глицерина по массе смесь замерзает при температуре минус 15 °С, а если глицерина 60%, смесь замерзает при температуре минус 35 °С.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости гусеничных тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы