Потери топлива и смазочных материалов. Потери топлива и смазочных материалов делятся на количественные, качественные и количественно-качественные.
К количественным относятся потери, происходящие в результате розлива. При этих потерях уменьшается только количество топлива и смазочных материалов, а качество их остается неизменным.
Качественными потерями являются такие, при которых ухудшается качество топлива и смазочных материалов, а количество не уменьшается (в отдельных случаях даже увеличивается — при обводнении). К ним относятся: обводнение, загрязнение и случайное смешивание разных марок или сортов топлива и смазочных материалов, а также окисление малостойких углеводородов кислородом воздуха с образованием смол. Качественно-количественные потери характерны тем, что при уменьшении количества одновременно ухудшается качество топлива и смазочных материалов. К ним относятся потери от испарения, когда из состава топлива испаряются легкие фракции, ухудшая пусковые качества топлива.
Обычно при использовании топлива и смазочных материалов имеют место все три вида потерь. Преобладание того или другого вида потерь зависит как от вида топлива и смазочных материалов, так и от условий их применения. Учитывая, что потери топлива и смазочных материалов все же неизбежны, в настоящее время действуют нормы потерь.
К южной зоне относятся союзные республики: Азербайджанская, Армянская, Грузинская, Киргизская, Таджикская, Туркменская, Узбекская (за исключением Северо-Казахстанской, Павлодарской и Кокче-тавской областей) и Молдавская ССР; автономные республики: Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская; края: Краснодарский, Ставропольский и Приморский; области РСФСР: Астраханская, Ростовская и Волгоградская; области УССР: Одесская, Херсонская, Измаильская, Запорожская, Донецкая, Николаевская и Крымская.
К северной зоне относятся: вся азиатская часть СССР, за исключением республик Средней Азии, а также Приморского края и южной части Сахалинской области, автономные республики: Карельская, Коми и Удмуртская; области РСФСР: Вологодская, Ярославская, Костромская, Кировская, Свердловская, Архамгельская, Мурманская и Пермская; Национальные округи: Ненецкий и Коми-Пермяцкий.
К средней зоне относится вся остальная территория СССР.
При транспортировке топлив и смазочных материалов автомобильным транспортом нормы предельных потерь устанавливают в процентах от перевозимого нефтепродукта независимо от расстояния, климатической зоны и времени года.
Наиболее существенным фактором, влияющим на величину потерь и приводящим к чрезмерному испарению, розливу, загрязнению и обводнению топлива и смазочных материалов, является неправильная организация транспортирования, хранения и заправки автомобилей.
Транспортирование топлива и смазочных материалов. Основными видами потерь при транспортировании являются розлив, уте,чки, загрязнение и неполный слив топлива и смазочных материалов из емкостей транспортных средств.
Для транспортирования бензина и дизельного топлива используют автоцистерны и железные бочки, а для смазочных материалов — бочки.
Цистерды, бочки и прочую тару заполнять топливом и маслом нужно не полностью, так как летом, нагреваясь, топливо увеличивается в объеме и, если тара заполнена полностью и закрыта негерметично, оно будет выливаться, а если тара закрыта герметично, может взорваться. Бочки при транспортировании на автомобиле должны быть установлены вверх пробками и надежно закреплены, чтобы предупредить их раскатывание по кузову. Погрузку и разгрузку бочек следует производить осторожно, пользуясь специальными погрузчиками (бочкоподъемниками), а при отсутствии таковых—наклонными трапами. Категорически запрещается сбрасывать бочки с автомобиля на землю. Перед заполнением тара должна быть очищена. Грузовые автомобили после каждой перевозки на них этилированного бензина нужно тщательно очищать с обезвреживанием мест, загрязненных этилированным бензином.
Хранение топлива и смазочных материалов. При небрежном хранении топлива (бензина и дизельного топлива) и смазочных материалов имеют место все виды потерь. Топливо может интенсивно испаряться, теряя легкие пусковые фракции, окисляться с образованием смол, загрязняться и обводняться. Кроме того, возможны утечки и розлив топлива и смазочных материалов (жидких масел). Этого можно избежать, если соблюдать правила хранения топлива и смазочных материалов.
При воздействии солнечных лучей такая тара сильно нагревается вместе с находящимся в ней топливом и смазочными материалами. В резервуаре увеличивается интенсивность испарения их. Если внутреннее пространство тары свободно сообщается с воздухом, будут возникать большие потери легких (пусковых) фракций топлива. Кроме того, при повышенной температуре увеличивается процесс окисления углеводородов топлива и образование большого количества смол и других кислородных соединений. Во внутрь открытой тары легко будут попадать грязь и влага, а наличие повреждений тары явится причиной утечки топлива и смазочных материалов.
Таким образом, топливо и смазочные материалы необходимо хранить в плотно закрывающейся исправной таре, защищенной от воздействия солнечных лучей и осадков. Для этого должны строиться наземные или подземные топливо- и маслохранилища с соблюдением правил пожарной безопасности.
Наземные хранилища дешевы в сооружении и удобны в эксплуатации, а подземные сохраняют более стабильную температуру, уменьшая этим интенсивность испарения и осмоления топлива и смазочных материалов.
Устранение течи топлива и смазочных материалов. В течение всего срока хранения топлива и смазочных материалов необходимо тщательно следить за исправностью и герметичностью резервуаров, бочек и Другой тары, так как самые незначительные их повреждения ведут к огромным потерям топлива и смазочных материалов. Так, например, через потеющий шов резервуара длиной 1 м теряется около 60 л бензина в месяц, а при подтекании топлива из резервуара по 1 капле в секунду за сутки теряется более 4 л, а за год около 1,5 т. Поэтому при обнаружении самых незначительных подтеканий топлива в резервуа-pax, бочках, трубопроводах и др. необходимо немедленно их устранять. Для этого используются специальные бензостойкие аварийные замазки и клей БФ-2 и БФ-4.
Приготовление замазки. Для приготовления замазки берут посуду (банку) с плотно закрывающейся крышкой, наливают в нее ацетон, а затем кладут мелко нарезанный целлулоид. Встряхивают банку до растворения целлулоида и добавляют наполнитель (алюминиевую пудру или тальк), размешивают его до получения замазки средней густоты, банку плотно закрывают крышкой.
Заделка отверстий. При заделке отверстий в зависимости от их величины необходимо соблюдать следующее:
1. Если отверстие имеет незначительный диаметр, через которое утечка топлива происходит в виде отдельных капель, поверхность хорошо зачищают металлической щеткой, протирают авиационным бензином и кистью наносят на нее только один слой замазки. Затем ее выдерживают в течение 15—20 ч и закрывают цинковым белилом.
2. При наличии отверстия диаметром до 5 мм заделку производят 3—4-кратной накладкой замазки, давая ей возможность затвердеть перед нанесением каждого последующего слоя.
3. Отверстия величиной более 5 мм заделывают металлическими заплатками или деревянными пробками. Для этого поверхность резервуара в районе отверстия очищают металлической щеткой, покрывают слоем замазки и накладывают заплатку, размеры которой на 5—6 мм больше отверстия с каждой стороны. После подсушки края заплатки промазывают 2—3 раза замазкой, давая возможность затвердеть ей после нанесения каждого слоя.
При заделывании отверстия деревянной пробкой ее промазывают (после постановки в отверстие) 2—3 раза замазкой.
4. При использовании клея БФ-2 и БФ-4 зачищают поверхность резервуара или трубопровода, протирают тампонами, смоченными в ацетоне или спирте, и высушивают. Затем на очищенную поверхность наносят первый слой клея, через час — второй, а еще через час накладывают металлическую заплатку, прижимая ее к поверхности.
Определение плотности и пересчет топлива и смазочных материалов с объемных в массовые единицы. При сдаче топлива в хранилище составляется акт, в котором указывается плотность топлива, которая меняется с изменением температуры воздуха. Чтобы учет топлива, как и других нефтепродуктов, был точным независимо от температуры, замеренную плотность необходимо привести к плотности при 20 °С.
Пример. Замеренная плотность при 15 °С равна 0,735. Привести найденное значение плотности к 20 °С.
1. Находим разницу температуры: 20°—15°=5°.
2. По табл. 147 находим поправку плотности на Г в интервале плотности между 0,750 и 0,760, которая равна 0,000831.
3. Тогда поправка на 5° будет равна 0,000831X5 = 0,004155.
4. Так как замеренная плотность при температуре 15° выше, чем должна быть при температуре 20° С, то ее значение будет: 0,755 — -0,004155=0,740845.
Если плотность замерялась при температуре выше 20° С, то температурную поправку следует прибавлять к значению замеренной плотности.
Заправка автомобилен топливом. Заправлять автомобили топливом следует только закрытым способом, при котором из заправочной емкости в топливный бак топливо поступает не соприкасаясь с воздухом. Это позволяет избежать интенсивного испарения легких фракций топлива, загрязнения его частицами пыли и розлива. Следует отметить, что при несовершенстве заправочных средств потери топлива только от розлива достигают 1,5%.
В настоящее время заправку автомобилей топливом в основном осуществляют механизированными средствами: топливораздаточными колонками и топливозаправщиками. При отсутствии механизированных средств заправки применяются индивидуальные средства заправки (ручные заправочные агрегаты) или простейшее приспособление.
Топливораздаточными колонками оборудуются автозаправочные станции или стационарные заправочные пункты. Как те, так и другие располагаются у топливохранилищ.
Топливораздаточные колонки подразделяются по способу монтажа — на стационарные и передвижные; по принципу замера выдаваемого топлива — на колонки прерывного действия с замером мерными цилиндрами и прямоточные с замером непрерывно действующим прямоточным объемомером (счетчиком); по приводу насоса — на ручные, с электродвигателем и комбинированные (с ручным приводом и электродвигателем).
Колонку, как правило, снабжают фильтрами грубой, а часто и тонкой очистки.
Перед заправкой автомобилей дизельным топливом его необходимо отстаивать в течение 3—4 суток. При этом частицы грязи и воды осядут на дно резервуара, а при отборе топлива из верхних слоев с последующим пропусканием его через фильтры грубой и тонкой очистки, установленные в сеть топливопроводов топливозаправочной станции, будет обеспечено питание двигателя чистым топливом.
Для заправки автомобилей на местах их работы и стоянок, на строительных плошадках и участках, при движении колонн на большое расстояние применяются подвижные средства заправки, которые включают в себя не только раздачу топлива из собственной цистерны, но также наполнение цистерны топливом на нефтебазе, переезд от нефтебазы к заправляемым автомобилям и возвращение на нефтебазу для повторного наполнения цистерны.
Индивидуальными средствами заправки являются заправочные агрегаты, представляющие собой установки, у которых привод насоса осуществляется вручную, от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя. В настоящее время широко применяются ручные заправочные агрегаты РЗА и РЗАМ. В комплект агрегата РЗА входят ручной крыльчатый или поршневой насос, два фильтра, раздаточный кран К-25 или АК-25. Ручной заправочный агрегат РЗАМ отличается от РЗА фильтром улучшенной конструкции (ФДГ-ЗОТ).
При смазке автомобиля необходимо следить, чтобы смазочные материалы не попадали на окрашенные поверхности кузова и резиновые детали. По окончании смазочных операций излишки пластичных смазок, выступающих из сочленений, а также брызги и капли жидких масел должны быть тщательно обтерты или обдуты сжатым воздухом.
Емкости картеров автомобилей заполняют жидкой смазкой до установленного заводскими инструкциями уровня, определенного масло-измерительным стержнем, контрольной пробкой или другими способа-Ми. Несоблюдение этого условия приводит к нарушению нормальной работы узлов и агрегатов.
При недостатке масла быстро ухудшается его качество и нарушается Циркуляция, что не обеспечивает полноценную смазку деталей и от-В°Д тепла от них. Избыток масла приводит к сильному его разбрызгиванию, прорыву через сальники уплотнения, а в двигателях — к повышению нагарообразования.
Нагнетание пластичных смазок через пресс-масленки необходимо производить до тех пор, пока смазка полностью не заполнит зазоры между поверхностями трения деталей и не станет выходить через зазоры сочленений.
Работа по смазке автомобилей весьма трудоемкая и требует большой тщательности. Чтобы предупредить загрязнение и розлив жидких масел, для смазки автомобилей необходимо применять механизированное оборудование, которое облегчает смазочные работы и позволяет производить заполнение картеров жидкими смазочными материалами без соприкосновения с атмосферным воздухом.
Оборудование для заправки автомобилей моторными и трансмиссионными маслами. Для заправки автомобилей моторными и трансмиссионными маслами применяются маслораздаточные колонки, баки, насосы-дозаторы и маслораздаточные установки.
Колонка предназначена для заправки картеров двигателей автомобилей моторным маслом. Устанавливается на посту технического обслуживания автомобилей в отапливаемом помещении и работает при температуре воздуха не ниже +17 °С.
Маслораздаточная колонка модели 397 состоит из ручного насоса, счетчика количества отпущенного топлива, воздухоочистителя и раздаточного рукава длиной 4,5 м с краном. Производительность колонки до 10 л/мин. Применяется для заправки маслом картеров автомобилей на местах их работы и стоянок.
Масло раздаточный бак модели 133-1 представляет собой металлическую емкость (бак) 22 л с ручным насосом и рукавом длиной 2 м с краном. Производительность бака 3—4 л/мин. Применяется для заправки маслом картеров автомобилей на постах технического обслуживания.
Маслораздаточный насос-дозатор применяется для раздачи масла из бочек в заправочную посуду. Для этого нижним концом всасывающей трубы насос-дозатор завертывается в заливную горловину бочки. Доза выдаваемого масла 1 л, а производительность насоса 8 л/мин.
Установка модели 3119Б состоит из насоса, приводимого в действие электродвигателем мощностью 1 кВт, и двух рукавов длиной по 4 м каждый с раздаточными кранами. Монтируется установка на постах технического обслуживания в отапливаемом помещении и работает при температуре воздуха +17 °С. Применяется для заправки маслом картеров трансмиссии и ходовой части автомобилей.
Установка модели 3141 состоит из отдельных емкостей для моторного и трансмиссионного масел, пластичных смазок и воды. Каждая из емкостей снабжена отдельным шлангом с раздаточным краном или пистолетом (для пластичных смазок). Кроме того, имеется отдельный шланг с манометром для раздачи воздуха. Шланги намотаны на отдельные барабаны. Такая установка обеспечивает централизованную смазку и заправку автомобилей всеми видами смазочных материалов, водой и воздухом.
Смазка автомобилей пластичными смазками.
Для смазки автомобилей пластичными смазками применяют солидолонагнетатели:
— модели 03-972 (СПЭМ-250) и НИИМТ-390 с электромеханическим приводом, у которых высокое давление смазки создается плунжерным насосом, приводимым в действие электродвигателем;
— модели СПМ-2,03-1153 и 170 с пневматическим приводом, у которых сжатие смазки до высокого давления осуществляется за счет сжатого воздуха;
— модели 142 и 03-1279, создающих высокое давление смазки применяющимся в цилиндре (корпусе) поршнем с помощью рычажного устройства, приводимого в действие от руки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Транспортирование, хранение и заправка автомобилей топливом и смазочными материалами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы