Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей воды должна находиться в пределах 80—95 °С.
Длительная работа дизеля при более низкой или более высокой температуре воды уменьшает срок его службы. При перегреве увеличивается износ деталей гильзо-поршневой группы вследствие понижения вязкости масла, выгорания его и отложения кокса, снижается мощность дизеля. При чрезмерном охлаждении дизеля топливо плохо испаряется, трудно воспламеняется, медленно горит, поэтому мощность дизеля уменьшается, на деталях поршневой группы и клапанах откладываются смолистые вещества, что приводит к закоксовыванию поршневых колец.
Уход за системой охлаждения заключается в проверке и поддержании необходимого уровня воды в системе, проверке и регулировке натяжения ремня вентилятора, периодической промывке системы охлаждения и удалении накипи, проверке работы термостата, дистанционного термометра и паровоздушного клапана.
В систему охлаждения заливают чистую и мягкую воду, очищенную от механических примесей.
При работе трактора уровень воды в радиаторе должен быть не ниже 60 мм от верхнего края горловины. Доливать воду в радиатор следует только при работе дизеля на холостом ходу во избежание выхода из строя головки цилиндров.
Натяжение ремня вентилятора проверяют и регулируют при техническом обслуживании № 1, а также ежесменно на протяжении первых двух-трех смен работы после установки нового ремня. Следует помнить, что чрезмерное натяжение ремня приводит к преждевременному износу подшипников водяного насоса, генератора и ремня вентилятора; при недостаточном натяжении ремень пробуксовывает, преждевременно изнашивается, а дизель перегревается.
Рис. 1. Проверка натяжения ремня вентилятора:
а — схема проверки; б — приспособление для проверки натяжения ремня вентилятора: 1 — опорная планка; 2 — стержень; 3 — динамометр.
Для проверки натяжения ремня у дизеля СМД-14 к наружной поверхности ремня прикладывают линейку или специальное приспособление, нажимают с усилием 4—5 кгс на динамометр в середине ветви ремня между шкивами вентилятора и генератора. Усилие нажатия на ремень определяют по шкале динамометра. По шкале стержня определяют величину прогиба ремня. Натяжение ремня считается нормальным, если прогиб ремня при этом составит 5—8 мм.
Для этого у дизеля А-01М натяжение одного ремня осуществляется поворотом генератора, а другого натяжным роликом, закрепленным на крышке картера шестерен.
У дизеля Д-108 отвертывают три гайки, которыми кронштейн оси вентилятора прикреплен к кожуху шестерен распределения, и контргайку на натяжном винте. Вращая натяжной винт, добиваются требуемого натяжения ремня вентилятора. Затем затягивают контргайку и гайки крепления кронштейна. После регулировки натяжения ремня устанавливают одинаковый зазор (примерно 10 мм) между лопастями вентилятора и диффузора радиатора, что достигается перемещением диффузора вверх или вниз.
У дизелей Д-50, Д-240ЛГ, А-41 и СМД-14 натяжение ремня вентилятора осуществляется перемещением генератора, у дизеля СМД-60— натяжного ролика.
При работе трактора нужно следить за тем, чтобы на ремень не попадало топливо и масло, чтобы он не имел перекоса в плоскости шкивов.
Удаление накипи из системы охлаждения проводится при проведении ТО № 3. Сразу же после остановки дизеля сливают воду из системы охлаждения, пока находящиеся в ней примеси не успели осесть.
При наличии в воде масляных загрязнений заливают в систему охлаждения следующий шламоудаляющий раствор из расчета на 10 л воды: 150 г технического тринатрийфосфата, 20 г едкого калия и 25 г едкого натрия (каустической соды). Запускают дизель, прогревают его до температуры раствора 80—85 °С на холостых оборотах, затем останавливают дизель и сливают раствор из системы охлаждения.
После удаления шлама систему охлаждения нужно очистить от накипи. Накипь удаляют различными способами, основанными на разрушении нерастворимых в воде солей и частичном переводе их в растворимые с помощью растворов.
На стенках системы охлаждения, как правило, образуется смешанная накипь, состоящая из карбонатных, гипсовых и силикатных отложений.
Эту накипь удаляют комбинированным методом. Систему охлаждения промывают сначала одним из содовых растворов, а затем кислотным раствором.
Из кислотных растворов лучше всего использовать молочную кислоту, так как она не корродирует металл. Соляную кислоту используют лишь в крайних случаях при больших отложениях накипи.
Проверка работы термостата. Если во время эксплуатации трактора наблюдается замедленный прогрев дизеля (в теплое время года более 5—8 мин), необходимо снять и проверить термостат. Для этого сливают часть воды из системы охлаждения, снимают корпус термостата, вынимают термостат и осматривают его. Если центральный клапан термостата при температуре окружающего воздуха открыт, следовательно, нарушена герметичность сильфона и термостат необходимо заменить.
Если же центральный клапан закрыт, проверяют работу термостата, погрузив его в сосуд с водой. Постепенно нагревают воду и следят за температурой воды по термометру.
При исправном термостате его центральный клапан должен начать открываться при температуре 70 °С и полностью открыться при 83—85 °С. Величина открытия клапана (ход клапана) должна быть не менее 9 мм, при этом боковой клапан должен закрывать отверстия в корпусе термостата,
Термостат, который не соответствует этим показателям, необходимо заменить. При установке термостата следует проверить состояние резинового уплотнительного кольца.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за системой охлаждения гусеничного трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы