Основными мероприятиями по уходу за системой смазки двигателя, обеспечивающими ее нормальную работу, являются:
1) проверка уровня и доливка масла;
2) смена масла;
3) очистка фильтров;
4) промывка картера и очистка маслопроводов;
5) соблюдение надлежащего режима прогрева двигателя после его пуска;
6) наблюдение за давлением в системе смазки.
1. Для смазки двигателя надо употреблять только те масла, которые рекомендует завод-изготовитель.
2. Заправку двигателя маслом необходимо производить из чистой посуды через воронку с густой сеткой.
3. Ежемесячно следует проверять уровень масла в картере. При неработающем двигателе уровень масла в картере должен доходить до верхней метки щупа. После остановки двигателя замерять уровень масла можно не раньше чем через 30 мин, давая возможность маслу стечь в картер.
4. Через каждые 50—60 ч работы двигателя следует промывать фильтр грубой очистки, а через каждые 120 ч разбирать, очищать и промывать реактивную центрифугу.
5. Через каждые 240—250 ч работы надо менять масло в картере двигателя в таком порядке:
а) вывинтить магнитную пробку картера и спустить масло, пока оно горячее;
б) вывинтить две пробки на корпусе масляного фильтра и спустить масло из фильтра,
в) очистить и промыть в дизельном топливе магнитную пробку картера и поставить ее на место;
г) в картер залить по метке свежее дизельное масло.
6. Не допускать течи масла в соединениях.
7. При работе двигателя следить за показаниями масляного манометра и термометра. Номинальное давление масла 0,17— 0,25 МПа. Если манометр показывает нулевое давление или ниже 0,07 МПа при всех режимах работы, то необходимо:
а) проверить уровень масла в картере;
б) частоту вращения двигателя снизить до минимума, отпустить накидную гайку трубки манометра на штуцере блока и проверить давление в магистрали. При наличии давления двигатель остановить, проверить трубку и манометр, если надо – заменить;
в) если в магистрали нет давления, немедленно остановить двигатель, слить масло и промыть сетку масляного насоса;
г) проверить настройку сливного клапана.
Если после такой проверки давление масла в системе не поднимается до нормального, необходима разборка коренных и шатунных подшипников для проверки зазоров в них.
При техническом уходе за системой смазки необходимо также снять сапун, извлечь сетки и набивку из корпуса, промыть их в керосине; разрыхлить набивку, уложить ее и сетки в корпус сапуна и установить стопорное кольцо; смочить набивку дизельным маслом и дать ему стечь; затем сапун установить на место.
Уход за системой смазки двигателя заключается в осмотре механизмов и приборов системы, поддержании необходимого уровня масла в поддоне, периодической очистке фильтров, смене фильтрующих элементов тонкой очистки и смене масла.
При работе двигателя необходимо систематически следить по контрольным приборам за давлением и температурой масла, которые должны находиться в пределах, указанных заводом-изготовителем, и периодически в течение смены проверять, нет ли течи масла в местах соединений маслопроводов, через неплотности в отдельных узлах системы смазки и из поддона картера.
Для контроля работы реактивной центрифуги нужно в конце каждой смены проверять на слух, как вращается ее ротор. После остановки двигателя в течение не менее 40—60 сек должен быть слышен легкий шум (гудение) ротора, продолжающего вращаться по инерции. Отсутствие или малая продолжительность шума указывают на неисправность центрифуги. У дизеля СМД-14 вращение ротора контролируется через смотровое окно в верхней части колпака центрифуги.
При неработающем двигателе проверяют уровень масла в картере, крепление узлов и деталей системы смазки и отсутствие течи масла.
Уровень масла в картере измеряют масломерной линейкой спустя 15—20 мин после остановки двигателя. Уровень должен находиться вблизи верхней риски (метки) на масломерной линейке. Наливать масло выше верхней метки не следует, чтобы не вызвать пригорания поршневых колец, образования обильного нагара в камерах сгорания и на днищах поршней и увеличения расхода масла. Работа двигателя при уровне масла в картере ниже нижней метки запрещается, потому что в этом случае возможно нарушение подачи масла в систему, сопровождающееся интенсивным износом трущихся деталей и выплавлением подшипников.
Щелевые пластинчатые фильтрующие элементы нужно ежедневно (пока двигатель не остыл) очищать поворотом рукоятки.
При проведении технического ухода №1 (тракторные двигатели) и первого технического обслуживания (автомобильные двигатели) из корпусов фильтров нужно слить отстой.
Щелевые ленточные фильтрующие элементы и центрифуги нужно промывать в керосине или дизельном топливе при первом техническом уходе (обслуживании), а фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки заменять при смене масла.
Промывку и очистку от осадков центрифуги следует проводить следующим образом. Снять колпак, освободить, вынуть и разобрать ротор, очистить при помощи деревянного скребка внутреннюю полость ротора от грязевых отложений, снять сетчатые колпачки с маслоотводных трубок и промыть колпачки и детали ротора в дизельном топливе. После этого следует прочистить форсунки, не вывинчивая их, медной или латунной проволокой диаметром 1,5—1,7 мм, собрать ротор, закрепить его на оси и проверить легкость вращения. При правильной затяжке гаек ротор от толчка пальцем должен вращаться легко, без рывков и заеданий. Проверку числа оборотов производят при температуре масла 80 °С и давлении в масляной магистрали не ниже 1,7 кГ/см2 специальным прибором.
В процессе работы двигателя масло загрязняется продуктами окисления и разложения масла и топлива, а также посторонними примесями (минеральной и металлической пылью и водой). Вследствие этого ухудшаются его смазывающие свойства, или, как говорят, масло стареет. Поэтому нужно систематически, в сроки, указанные правилами, у большинства двигателей при техническом уходе № 2 или втором техническом обслуживании заменять масло полностью. Для этого сразу же после остановки двигателя, пока масло горячее, его сливают в чистую посуду из поддона, корпуса фильтров и масляного радиатора. Затем у тракторных двигателей промывают систему смазки при помощи специальной установки промывочной жидкостью, состоящей из 80% дизельного топлива и 20% дизельного масла. У автомобильных двигателей для промывки системы смазки в картер заливают 4—5 л масла, употребляемого для смазки данного двигателя, и вращают коленчатый вал пусковой рукояткой в течение 1—2 мин, После этого промывочное мае-ло сливают. По окончании промывки систему смазки заполняют свежим маслом до нормального уровня и запускают двигатель. При работающем двигателе проверяют показания приборов и плотность всех соединений в системе. Затем останавливают двигатель и проверяют уровень масла в поддоне.
При смене масла сапун разбирают и промывают его набивку в керосине или дизельном топливе. После этого набивку смачивают дизельным маслом и, дав маслу стечь, собирают сапун.
В системе вентиляции картера автомобильных двигателей периодически проверяют герметичность соединений трубок и крепление деталей, удаляют отложения из трубок. У двигателей ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 в сроки, указанные заводом-изготовителем, промывают набивку фильтра вентиляции в керосине и смачивают ее маслом. В корпус фильтра двигателя ЗИЛ-130 наливают 0,1 л масла АС-8.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за системой смазки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы