Уход за системой смазки заключается в систематическом наблюдении за температурой и давлением масла, регулярной проверке качества и количества масла в поддоне картера, промывке масляных фильтров и своевременной замене масла.
Температуру масла следует поддерживать в пределах 80—95 °С. В весенне-летний период, при температуре окружающей среды выше +5 °С, трактор должен работать с включенным масляным радиатором. При низкой температуре окружающего воздуха радиатор необходимо отключать. Температура масла в определенных пределах может поддерживаться при помощи шторки (жалюзи) радиатора, управляемой трактористом из кабины.
В таблице 46 приводятся значения давления масла в системе смазки при нормальной температуре масла.
Если давление масла ниже нормальной величины, дизель необходимо остановить и устранить причины, вызывающие пониженное давление масла: низок уровень масла в поддоне картера, неисправен манометр, загрязнен фильтрующий элемент грубой очистки масла, нарушена регулировка сливного клапана, неисправен масляный насос, износились коренные и шатунные подшипники коленчатого вала.
Уровень масла проверяют с помощью масломерной линейки спустя 15—20 мин после остановки дизеля.
В поддоне картера дизеля масло должно находиться на уровне верхней метки масломерной линейки. Если масло будет залито выше верхней метки, это приведет к повышенному угару масла, нагарооб-Разованию и закоксовыванию поршневых колец. Запрещается также работать, если уровень масла ниже нижней метки на масломерной линейке, так как это может привести к повышенному износу деталей и аварии дизеля.
Если доливка масла не повышает давления масла в системе, проверяют исправность датчика и манометра, заменив их контрольными. Если и контрольный манометр не показывает нормального давления масла, необходимо проверить регулировку сливного клапана, состояние его деталей и устранить обнаруженные неисправности.
Если и после этого давление масла остается-ниже нормального, разбирают фильтр грубой очистки масла и промывают его фильтрующие элементы.
Опыты показывают, что часто падение давления масла вызывается засорением сетки маслоприемника. Для очистки сетки маслоприем- ; ника сливают масло и снимают поддон картера дизеля. При снятом поддоне проверяют одновременно исправность масляного насоса и его привода.
Только в том случае, если после проверки и устранения неисправностей уз юв системы смазки давление не поднимается до нормального, необходимо проверить зазоры в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала.
Для очистки масла в системах смазки дизелей установлены масляные фильтры. На дизелях Д-50, Д-250ЛГ, СМД-14, СМД-60, Д-130 устанавливается центробежный масляный фильтр (полнопоточная центрифуга), на дизелях А-41, А-01М — два центробежных масляных фильтра, работающих параллельно, на дизеле Д-108 — два параллельно работающих комбинированных фильтра.
Масляный фильтр дизеля СМД-14 очищают и промывают через каждые 240 ч работы, а при тяжелых условиях работы и при высокой температуре окружающего воздуха через каждые 120 ч.
Для промывки центробежного масляного фильтра необходимо отвернуть специальную гайку крепления колпака ротора и снять его. Отвертывают гайку, снимают упорную шайбу и осторожно снимают с оси ротор. Отъединяют крышку ротора от остова ротора, для чего отвертывают гайку и, держа ротор в руках, нажимают на выступающий конец колонки остова ротора.
Деревянным скребком снимают слой отложений с внутренней стенки крышки ротора. Промывать крышку ротора не рекомендуется.
Промывают детали фильтра дизельным топливом, а выходные отверстия форсунок прочищают медной проволокой диаметром 1,5 мм. Проверяют состояние уплотнительного кольца и смазывают его солидолом.
Собирают ротор. Риски на остове ротора и его крышке должны совпадать для того, чтобы не нарушалась балансировка ротора. Гайку 8 затягивают с усилием, соответствующим моменту 2—4 кгс-м.
При правильной сборке ротор должен вращаться легко, без рыв-ков, заеданий и биений от толчка рукой.
Закрепляют ротор на оси, устанавливают прокладку и колпак. Проверяют работу центробежного фильтра при работающем дизеле.
Рис. 1. Центробежный масляный фильтр дизеля СМД-14:
1 — форсунка; 2 — уплотнительное кольцо; 3 — крышка ротора; 4 —колпак; 5 — упорная шайба; 6 — специальная гайка; 7 — гайка; 8 — гайка крышки ротора; 9 — ось; 10 — прокладка; 11 — остов ротора.
Рис. 2. Прибор для замера числа оборотов ротора центробежного фильтра.
Рис. 3. Масляные фильтры дизеля Д-108:
1 — кронштейн фильтров; 2 — канал отвода масла в картер дизеля; 3 — канал в главную масляную магистраль; 4 — прокладка; 5 — стержень; 6 — ленточный фильтр; 7 — кожух; 8 — прокладка; 9 — набивка фильтра тонкой очистки; 10 —.каркас; 11 — тканевая обмотка; 12 — тарелка; 13 — войлочное кольцо; 14 — пружина; 15 —стяжной винт; 16—прокладка; 17 — пластинчатая пружина; 18 — прокладка; 19 — крышка фильтра тонкой очистки; 20—скрепка; 21 — горловина; 22 — крышка фильтра; 23 — спускная пробка.
Для этого запускают дизель и прогревают его до температуры масла не ниже 80 °С. Останавливают дизель. После его остановки ротор центрифуги должен вращаться по инерции не менее 40 с. Вращение ротора наблюдают через смотровое окно в колпаке, вывернув для этого специальную пробку. При наличии прибора КИ-1308В замеряют число оборотов ротора. С этой целью вывинчивают специальную гайку. Соединяют для замера числа оборотов ротора центробежного фильтра с осью ротора. Запускают дизель и, повернув крышку прибора против часовой стрелки, устанавливают ее в положение максимальной свободной длины язычка. Медленно поворачивая крышку прибора по часовой стрелке, определяют положение, при котором колебания свободного конца язычка будут максимальными. В этом положении язычок прибора становится почти невидимым, и стрелка прибора покажет на шкале число оборотов ротора центрифуги. Частота вращения ротора должна быть не менее 5500—6000 об/мин. Если число оборотов ротора будет ниже, необходимо разобрать центробежный фильтр и устранить обнаруженные дефекты.
Центробежные масляные фильтры (полнопоточные центрифуги) дизелей А-01М, А-41, СМД-60 по конструкции унифицированы с полнопоточной центрифугой дизеля СМД-14, за исключением корпуса и входящих в него деталей регулировочных клапанов.
Роторы промывают и очищают от отложений через каждые 240 ч работы дизеля. При работе в тяжелых условиях (высокая температура, большая запыленность), а также при работе дизеля на топливе, содержащем более 0,5% серы, и дизельном масле с присадкой ЦИАТИМ-339 роторы очищают через каждые 120 ч.
Фильтры промывают и очищают в такой же последовательности, что и центробежные масляные фильтры дизеля СМД-14.
Масляные фильтры дизеля Д-108 состоят из двух секций. В каждой секции установлены ленточный фильтр (фильтр грубой очистки) и нитчатый фильтр (фильтр тонкой очистки).
Через каждые 120 ч работы дизеля промывают корпус фильтров и ленточные фильтры дизельным топливом. Для этого отвертывают стяжные болты и снимают их вместе с крышками фильтра. Разбирают фильтр, промывают все детали дизельным топливом. Ленточный фильтр промывают капроновой или волосяной щеткой. Применять металлические предметы и ветошь для очистки фильтров запрещается. Ленточные фильтры с деформированной поверхностью внутреннего днища заменяют или ремонтируют.
Нитчатые фильтры моют дизельным топливом снаружи. После сборки фильтров проверяют плотность соединений крышек с кожухами.
Фильтры тонкой очистки через каждые 240 ч работы заменяют новыми или меняют в них нитчатую набивку и тканевую обмотку. Для набивки одной секции фильтрующего элемента требуется 300— 325 г хорошо разрыхленной путанки длиной по 100—150 мм из отходов прядильного производства от № 20 до № 40. Каркас обматывают тонкой хлопчатобумажной тканью или ситцем.
Смена масла в поддоне картера дизеля. В процессе работы дизеля смазочные свойства масла ухудшаются, масло окисляется под действием высоких температур и загрязнения частицами металла, нагара, пыли, а также водой и образующимися кислотами и щелочами. В полевых условиях качество масла определить трудно, поэтому его рекомендуется менять в зависимости от продолжительности работы дизеля.
Масло меняют при техническом обслуживании № 2. Для этого сразу же после остановки дизеля, пока масло еще горячее и механические примеси находятся во взвешенном состоянии, сливают масло из поддона картера, вывернув сливную пробку.
Очищают и промывают масляные фильтры, собирают их и устанавливают на место. Промывают сливные пробки и сапун дизеля, очищают снаружи маслозаливную горловину и ее крышку.
Присоединяют к дизелю установку для промывки системы смазки при неработающем дизеле. В емкость заливают промывочную жидкость, состоящую из 80% дизельного топлива и 20% дизельного масла. Присоединяют нагнетательный трубопровод установки к штуцеру-переходнику, а трубопровод — к штуцеру радиатора. Емкость устанавливают под сливное отверстие картера дизеля.
Открыв полностью отверстие дросселя, включают двигатель установки. Уменьшая проходное сечение дросселя, доводят температуру промывочной жидкости до 70—80 °С. Жидкость, циркулируя по каналам системы смазки, промывает ее. Систему смазки промывают в течение 10 мин, наблюдая за давлением в масляной магистрали трактора по манометру.
Затем полностью открывают отверстие дросселя и промывают каналы системы смазки без противодавления на дросселе в течение 5 мин. Во время промывки периодически поворачивают коленчатый вал дизеля, чтобы избежать оседания вымываемых загрязнений.
По окончании промывки присоединяют к штуцеру нагнетательный шланг компрессорной установки и продувают сжатым воздухом систему смазки для полного удаления из нее промывочной жидкости. В поддон картера заливают свежее дизельное масло.
Рис. 4. Схема подключения к дизелю установки для промывки системы смазки:
1 и 7 — фильтры; 2 — емкость для промывочной жидкости; 3 — всасывающий трубопровод; 4 — насос высокого давления; 5 — манометр; 6 — дроссель; 8 и 10 — нагнетательные трубопроводы; 9 — тройник; 11 — корпус фильтров; 12 — штуцер-переходник.
Проверка величины отложений в полости шатунной шейки. Масло, поступающее к шатунным подшипникам коленчатого вала, проходит дополнительную центробежную очистку в полостях шатунных шеек. Поэтому периодически необходимо проверять величину отложений в полостях шатунных шеек и при необходимости очищать их.
Для этого сливают масло из поддона картера дизеля, снимают поддон и отсоединяют сетку маслозаборника. Промывают дизельным топливом поддон и сетку маслозаборника.
Расшплинтовывают и вывертывают заглушку третьей шатунной шейки (у дизеля А-01М — пятой), предварительно сняв крышку коренного подшипника вместе с вкладышем. Проверяют толщину слоя отложений. Если толщина слоя отложений не превышает 10 мм, полости остальных шатунных шеек не очищают, но обязательно проверяют шплинтовку всех заглушек. При толщине слоя отложений в проверяемой шейке более 10 мм нужно поочередно очистить полости всех шатунных шеек и промыть их керосином.
Одновременно с этим проверяют затяжку гаек крепления коренных и шатунных подшипников и при необходимости подтягивают их динамометрическим ключом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за системой смазки дизеля гусеничного трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы