Последовательность укладки катушек из прямоугольного провода в открытые пазы статора такая же, как и в полуоткрытые, но в каждом пазу размещаются не четыре, а только две стороны катушек: одна — в верхнем, другая — в нижнем слоях пазов.
Открытые пазы не изолируют, так как корпусная изоляция находится на катушках. В некоторых случаях она предохраняется тонкими коробами из изоляционного материала. На дно пазов устанавливают прокладки. В крупных машинах обмотки укладывают два обмотчика, находящихся с обоих торцов статора. Это позволяет опускать катушки в пазы равномерно по всей длине статора.
Вначале укладывают катушки первого шага. Обе стороны катушки вводят в пазы одновременно, после чего нижнюю сторону осаживают с помощью осадочной доски на дно паза, а верхнюю временно оставляют в верхней части паза. После укладки всех катушек первого шага последующие катушки устанавливают в пазы окончательно. На нижние стороны уложенных катушек в пазовой части помещают прокладки между слоями. Заполненные сторонами катушек пазы заклиниваются. Перед укладкой катушек последнего шага верхние стороны замковых катушек поднимают из пазов и укрепляют над ними. Эта операция затруднена из-за большой жесткости катушек, поэтому при ее выполнении от обмотчиков требуется особая аккуратность, так как чрезмерный или резкий изгиб лобовой части катушки может привести к нарушению изоляции. Лобовые части катушек увязываются между собой и крепятся к бандажным кольцам по мере укладки в пазы.
Укладка обмотки с компаундированной изоляцией имеет свои особенности. Изоляцию высоковольтных обмоток современных машин пропитывают либо битумными, либо эпоксидными компаундами. Битумные компаунды термопластичны, т. е. они размягчаются при нагреве и застывают при охлаждении. Эпоксидные компаунды термореактивны. Они затвердевают и после этого не размягчаются.
Непрерывная изоляция, пропитанная битумными компаундами, в холодном состоянии твердая и хрупкая. При нагреве она становится мягкой и пластичной. Поэтому катушки с пропитанной битумным компаундом изоляцией перед укладкой в пазы обязательно нагревают до температуры его размягчения. Для этого непосредственно у рабочего места, где производится укладка обмотки, размещают нагревательные печи — термостаты с температурой нагрева 120—130 °С. В них загружают несколько катушек, предназначенных к укладке. Разогретую катушку вынимают и укладывают в пазы, а на ее место помещают следующую. За короткое время, пока катушка еще не остыла, ее нужно уложить.в пазы, заклинить, поставить на постоянное место ее лобовые части, отрихтовать и укрепить их, подвязав к бандажным кольцам. Остывшую катушку уже нельзя ни перемещать в пазах, ни изгибать ее лобовые части, так как изоляция может потрескаться.
Особая сложность возникает при подъеме шага и укладке замковых катушек. К этому моменту работы первые катушки уже остывают и их изоляция теряет гибкость. В то же время уложенные в статор катушки нельзя поместить в нагревательную печь. Замковые катушки разогревают, пропуская по ним однофазный ток от сварочного трансформатора или постоянный ток от преобразователя. В любом случае источник тока должен быть рассчитан на небольшое напряжение и большой ток. Соединяя последовательно несколько катушек, подбирают напряжение источника тока таким, чтобы плотность тока в проводниках катушек была 6—7 А/мм2 (не выше 8 А/мм2). В этом случае процесс нагрева катушек длится около 30—40 мин. Нагрев контролируется по температуре наружного слоя изоляции. Она должна быть 75—90°С. Температура внутренних слоев изоляции будет выше и компаунд размягчится, после чего можно отгибать верхние стороны замковых катушек и заканчивать укладку всей обмотки.
Изоляцию обмоток, пропитанную в эпоксидных компаундах, нельзя размягчать нагреванием. В сравнительно небольших машинах катушки такой обмотки укладывают в пазы до пропитки, а пропитывают уже после укладки, погружая в компаунд весь обмотанный статор. Технология укладки при этом такая же, как и обмоток с гильзовой изоляцией. В более крупных машинах катушки обмотки пропитывают эпоксидным компаундом до укладки в пазы и подсушивают, но не запекают. После подсыхания изоляции на поверхности катушек их укладывают в пазы машины, закрепляют пазовые и лобовые части и лишь после этого запекают в печи, так как эпоксидный компаунд затвердевает только при высокой температуре. В печь помещают весь статор.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Укладка обмоток в открытые пазы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы