Катушки обмотки из прямоугольного провода укладываются в открытые или полуоткрытые пазы с параллельными стенками. Полуоткрытые пазы выполняют в низковольтных машинах мощностью более 100 кВт. Конструкция пазовой изоляции в них такая же, как при обмотках из круглого провода, т. е. изолируются не катушки, а пазы машины, в которые укладывают пазовые короба, состоящие из двух или трех слоев изоляционного материала.
После предварительного осмотра и подготовки статора к укладке обмотки в его пазы устанавливают комплект пазовых коробов и прокладок согласно чертежу обмотки.
Катушки поступают на обмоточный участок скомплектованными по две. Так же они должны лежать и в пазу машины. Обмотчик развязывает первую пару катушек, отделяет катушку, нижняя сторона которой находится снаружи, и располагает ее на внутренней поверхности статора вдоль пазов, в которых должны лежать ее стороны. После этого вкладывает нижнюю сторону первой катушки в паз. Чтобы не повредить изоляции, кромки шлица должны быть закрыты изогнутыми под углом изоляционными вкладками или выступающими из паза сторонами изоляционного короба. Верхняя сторона катушки также опускается в паз. После этого нижняя сторона осаживается на дно паза и сдвигается в сторону от шлица паза. Другая сторона катушки остается в верхней части паза. Так же как и в двухслойной всыпной обмотке, эта сторона катушки может быть размещена в пазу окончательно только на заключительной стадии укладки при закрывании замка. Поэтому в начале укладки верхние стороны замковых катушек помещают в пазы временно. Их можно вообще не опускать в пазы, но в этом случае они мешают укладке других катушек.
После того как первая катушка установлена, в паз опускают нижнюю сторону второй катушки из той же пары и осаживают ее на дно так, чтобы она плотно легла рядом со стороной первой катушки. Верхняя сторона второй катушки также помещается в паз временно. Лобовые части уложенных катушек выравнивают, чтобы они плотно соприкасались одна с другой на всем протяжении и располагались симметрично по обоим торцам статора. После этого развязывают следующую пару катушек и в том же порядке укладывают в пазы. Так продолжают до тех пор, пока не уложены все катушки первого шага, т. е. столько катушек, сколько пазовых делений в шаге обмотки.
Рис. 1. Последовательность укладки подразделенных катушек в полуоткрытые пазы:
а—г — последовательность заполнения паза;
1, 2, 3, 4 — очередность укладки в пазы сторон катушек
Следующие за ними катушки должны быть уложены в пазы окончательно обеими сторонами. Поэтому перед укладкой очередной катушки, верхняя сторона которой помещается в уже наполовину заполненный паз, нижние стороны находящихся в ней катушек окончательно выравниваются; для этого по ним ударяют молотком через осадочную доску и на них устанавливают прокладку — изоляцию между слоями обмоток. Материал изоляции и его толщина указаны в чертеже, а ширина прокладки должна быть равна ширине свободной от корпусной изоляции части паза, чтобы между верхними и нижними сторонами катушек не оставалось неизолированного промежутка и в то же время прокладка не коробилась (коробление может произойти, если она будет чрезмерно широкой). После установки прокладки укладывают очередную катушку. Ее нижняя сторона, так же как и в первых катушках, осаживается на дно паза и сдвигается в сторону от шлица паза, а верхняя сторона одновременно сдвигается в ту же сторону, но в верхнем слое первого паза, как показано на рис. 1, в. Далее в те же пазы устанавливается следующая катушка из той же пары, что и предыдущая. Ее нижняя сторона занимает положение, а верхняя — положение.
Стороны катушек, лежащих в заполненных пазах, после выравнивания их лобовых частей уплотняют, выступающие из паза кромки изоляции подрезают фигурными ножами, края корпусной изоляции подворачивают в паз, на них сверху устанавливают прокладки, указанные в чертеже, и паз заклинивают. Таким же образом укладываются все остальные пары катушек до тех пор, пока не доходят до пазов, верхние стороны которых заняты сторонами катушек первого шага. С этого момента начинается заключительная операция укладки обмотки, связанная с подъемом шага.
Верхние стороны первых шагов катушек должны быть вынуты из пазов и приподняты над ними, чтобы можно было уложить нижние стороны последних катушек. При подъеме верхних сторон несколько деформируются лобовые части и особенно головки катушек, поэтому поднимать их нужно осторожно, плавно, без резких рывков. Поднятые стороны замковых катушек отгибают к центру статора и подвязывают к установленным внутри статора деревянным рейкам. В освобожденные таким образом пазы устанавливают нижние стороны последних катушек, после чего поочередно опускают и укладывают в пазы поднятые стороны замковых катушек и последние пазы заклинивают.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Укладка обмоток в полуоткрытые пазы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы