Для управления двигателем, коробкой передач и другими агрегатами, а также для контроля за их работой трактор имеет органы управления и контрольные приборы.
Органы управления подразделяются на основные и вспомогательные. Основные служат для изменения режима работы агрегатов, узлов, систем и контроля за ними в процессе выполнения трактором определенной работы. Основные органы управления находятся в кабине трактора и расположены так, чтобы тракторист мог легко управлять ими с сиденья. Контрольные приборы находятся на щитках перед трактористом.
Вспомогательные органы управления служат для подготовки трактора к работе, проведения технического обслуживания и других вспомогательных операций. Они расположены вне кабины трактора На облицовке трактора слева крепится щиток зимнего запуска трактора.
Подготовка и пуск двигателя. Перед пуском двигателя следует убедиться в том, что рычаги переключения передач и переключения муфт грузового вала находятся в положении «Нейтраль» и включен стояночный тормоз. Далее выполняются операции по подготовке к пуску. Для этого открывают кран топливного бака и заполняют ручным топливоподкачивающим насосом систему питания двигателя. Проверяют, чтобы рукоятка останова была вдвинута до упора* а рукоятку ручной подачи устанавливают в положение минимальной частоты вращения коленчатого вала (в зимнее время — в среднее положение). Закрывают шторкой радиатор и включают выключатель аккумуляторных батарей.
После предупреждения окружающих звуковым сигналом нажимают на кнопку стартера и запускают двигатель.
Продолжительность работы стартера во избежание разрядки аккумуляторных батарей должна составлять не более 20 с. Если двигатель не начинает устойчиво работать, то пуск повторяют через 1 мин. В случае, если он не запускается после трех попыток, следует найти и устранить неисправность.
После пуска прогревают двигатель сначала на минимальной, а затем на максимальной частоте вращения коленчатого вала с тем, чтобы температура охлаждающей жидкости достигла 50—60 °С.
Проверяют по указателям давления на щитке приборов давление масла в основной магистрали двигателя и в турбокомпрессоре. Нельзя устанавливать рукоятку ручной подачи топлива перед пуском в положение максимальной частоты вращения, так как в первый момент масло не поступает в полости подшипников, что приводит к преждевременному износу деталей двигателя.
Трогание с места и движение трактора. Большое значение для повышения срока службы дисков фрикционов коробки передач имеет правильно выбранная передача в момент трогания трактора с места. Положение рычагов кулисы необходимо подбирать в зависимости от предстоящего вида работы и состояния поверхности поля или дороги. Нельзя под нагрузкой трогаться с места на передачах IV режима. Перегрузки, возникающие при этом в трансмиссии трактора, воспринимаются фрикционами в момент замыкания дисков, вызывают их усиленное буксование, нагрев и, как следствие, износ и коробление.
Переход на IV режим при транспортных работах необходимо осуществлять с III режима только на ходу трактора. Трогание с места необходимо выполнять только на первой передаче. Трогание на высших передачах III режима также приводит к выходу из строя дисков фрикционов коробки передач.
Для трогания трактора с места устанавливают рукоятку ручной подачи топлива в положение, соответствующее минимальной частоте вращения коленчатого вала. Убеждаются в наличии воздуха в пневматической системе тормозов (не менее 4,5 кгс/см2) и давления масла в коробке передач (не менее 8,5 кгс/см2). Затем убеждаются в отсутствии людей впереди трактора или агрегатируемой с ним сельскохозяйственной машины, и оповещают о начале движения звуковым сигналом. Устанавливают в необходимое положение рычаги А и В кулисы (на транспортных работах — в положение III режима). Выключают стояночный тормоз. Нажатием на педаль подачи топлива увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя но 1700 об/мин. Быстро отпускают педаль подачи топлива и выжимают педаль слива. Переводят рычаг С переключения передач из положения «Нейтраль» в положение необходимой передачи’(на транспортных работах — в положение первой передачи). Плавно, но без промедления отпускают педаль слива и одновременно увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя. Это обеспечивает плавное трогание трактора с места.
Увеличение частоты вращения двигателя перед включением передачи («перегазовка») способствует быстрому заполнению бустера включаемого фрикциона и снижает буксование дисков.
Необходимо выполнять движения так, чтобы затрачивалось минимальное время с момента уменьшения частоты вращения двигателя до момента включения передачи и отпускания педали слива.
При работе трактора с сельскохозяйственными орудиями или при движении в тяжелых дорожных условиях перед троганием с места необходимо включить задний мост.
Переключение передач. При неизменном положении рычагов А и В кулисы переключение передач осуществляют переводом рычага переключения передач С в одно из четырех рабочих положений. При повышении скорости осуществляют последовательное переключение с первой на вторую передачу, со второй на третью и далее с третьей на четвертую передачу.
Для переключения передач на транспортных работах выжимают педаль слива и уменьшают частоту вращения коленчатого вала двигателя, затем устанавливают рычаг С в новое положение, быстро отпускают педаль слива и одновременно увеличивают частоту вращения двигателя.
Если трактор работает с сельскохозяйственными машинами, при переключении передач устанавливают такую частоту вращения, при которой исключается внезапная остановка двигателя.
Переключения с I на II, со II на III режимы, а также включение заднего хода осуществляют при полностью остановленном тракторе. Переключение с III на IV режим производят только на ходу трактора. Легкое переключение достигается при выравнивании скоростей вращения промежуточного и грузового валов коробки передач, которое осуществляют воздействием на рычаги С и Б и «перегазовкой» двигателя.
Скорость движения трактора на III режиме приближается к скорости IV режима, если в первом случае была включена четвертая передача, а во втором — первая. Поэтому, если движение трактора осуществлялось на III режиме какой-либо передачи и необходимо перейти на IV режим, то производят переключение на четвертую передачу, разгоняют трактор до максимальной скорости, возможной по условиям безопасности движения, а затем выжимают педаль слива и одновременно снижают до минимальной частоту вращения двигателя. Переводят рычаг С в положение первой передачи, а рычаг В кулисы в «Нейтраль»., После кратковременной выдержки переводят рычаг В в положение IV режима. Отпускают педаль слива и одновременно увеличивают частоту вращения. ‘
При затрудненном включении рычага В, а также при появлении характерного скрежета зубьев в коробке передач, быстро отпускают педаль слива и снова выжимают ее, а затем переводят рычаг В в положение IV режима.
При движении по хорошим дорогам и при достаточных навыках в управлении можно производить переключение с четвертой передачи III режима на четвертую передачу IV режима. Для этого выполняют следующие операции. Выжимают педаль слива и одновременно уменьшают частоту вращения двигателя. Переводят рычаг В в положение «Нейтраль» и отпускают педаль слива. Переводят рычаг В в положение IV режима и одновременно увеличивают частоту вращения двигателя.
Переключение с IV на III режим можно производить на ходу трактора. Для этого выполняют следующие операции. Выжимают педаль слива и уменьшают частоту вращения двигателя. Переводят рычаг В в положение «Нейтраль». Устанавливают рычаг С в положение четвертой передачи. Отпускают педаль слива и увеличивают частоту вращения двигателя, затем выжимают педаль слива, уменьшают частоту вращения. Переводят рычаг В в положение III режима. Отпускают педаль слива и одновременно увеличивают частоту вращения двигателя.
Повороты и преодоление препятствий. Для выполнения крутых поворотов предварительно переходят на пониженные передачи I, II режимов и увеличивают частоту вращения двигателя. При ее повышении возрастает подача насоса гидросистемы управления поворотом. Скорость относительного перемещения полурам повышается и соответствует скорости движения трактора. Обеспечивается своевременный вход и выход трактора из поворота. Если нельзя переключить передачу, необходимо перед поворотом выжать педаль слива. При необходимости притормозить трактор и увеличить частоту вращения двигателя.
Во избежание заносов трактора при движении в гололед поворот производят только на пониженных передачах. Нельзя при этом выжимать педаль слива и тормозить трактор.
Преодоление препятствий и спуски с уклонов осуществляют также на низших передачах. На уклонах используют торможение двигателем с кратковременным притормаживанием педалью тормоза и рычагом управления тормозами прицепов.
Остановка трактора и двигателя. Перед остановкой трактора рычаг ручной подачи топлива устанавливают в положение минимальной подачи. Затем, плавно отпуская педаль подачи топлива, снижают частоту вращения двигателя до минимальной.
Для остановки трактора выжимают педаль слива и удерживают ее в этом положении до полной остановки трактора. Рычаг переключения передач устанавливают в положение «Нейтраль» и несколькими плавными нажатиями на педаль тормоза останавливают трактор. Переводят рычаг управления муфтами грузового вала в «Нейтраль», отпускают педаль слива и включают стояночный тормоз.
При экстренной остановке трактора торможение и выжим педали слива производят одновременно. Педаль слива удерживают в этом положении до полной остановки трактора. Затем рычаги С я В устанавливают в положение «Нейтраль», отпускают педаль слива и включают стояночный тормоз. Если остановка кратковременная и тракторист не покидает кабины трактора, рычаг управления муфтами грузового вала может не переводиться в «Нейтраль» (в случае, если не был включен ранее IV режим).
При остановке трактора, движущегося с гружеными прицепами, во избежание «складывания» полурам трактора набегающими прицепами перед общим торможением предварительно притормаживают поезд тормозами прицепов, воздействуя на рычаг автономного управления.
При движении в гололед перед остановкой трактора снижают до минимальной скорость трактора путем перехода на низшую передачу и частоту вращения двигателя. Затем выполняют операции по остановке трактора. Нельзя отпускать педаль слива до полной остановки трактора, предварительно не установив рычаг управления муфтами грузового вала в положение «Нейтраль». В противном случае движущийся по инерции трактор останавливается торможением ведомого барабана фрикциона о колодку тормоза-синхронизатора, вызывая ее усиленный износ.
Перед остановкой двигателя дают поработать ему на максимальной частоте вращения в течение нескольких минут для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости до 50—60° С (при необходимости открывают шторкой радиатор). Снижают частоту вращения до минимальной и, вытянув рукоятку останова, останавливают двигатель. Выключают выключатель аккумуляторных батарей.
Нельзя производить резкую остановку двигателя, работающего на максимальной частоте вращения, во избежание износа подшипников турбокомпрессора, так как ротор турбокомпрессора после остановки двигателя некоторе время продолжает вращаться, а подача масла к подшипникам прекращается сразу после его остановки.
Контроль за работой узлов и агрегатов трактора. При работе трактора необходимо постоянно следить за показаниями контрольных приборов узлов и агрегатов.
Давление масла в магистрали блока на прогретом двигателе должно быть в пределах 4—7 кгс/см2 (400—700 кПа) при 1700 об/мин и не менее 1 кгс/см2 (100 кПа) на минимальной частоте вращения двигателя на холостом ходу. После длительной эксплуатации допускается работа двигателя при давлении масла в магистрали блока не ниже 3,5 кгс/см2 (350 кПа) при 1700 об/мин и не ниже 0,5 кгс/см2 (50 кПа) при минимальной частоте вращения.
Давление масла после фильтра турбокомпрессора.должно быть не менее 3 кгс/см2 (300 кПа) при 1700 об/мин и не менее 0,5 кгс/см2 (50 кПа) при минимальной частоте вращения. В процессе длительной эксплуатации допускается падение давления масла до 2,5 кгс/см3 (250 кПа) при 1700 об/мин. Работа при пониженном давлении может привести к преждевременному износу подшипников турбокомпрессора.
Температуру охлаждающей жидкости поддерживают в пределах 75—100° С. Тепловой режим двигателя регулируют прикрыванием радиатора шторкой. Если этого недостаточно, капот двигателя закрывают утеплительным чехлом. Передняя часть чехла имеет специальный клапан, при помощи которого можно изменять обдув радиатора воздухом.
Работа двигателя под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 70° С ухудшает сгорание топлива. Происходит конденсация его на стенках гильз. Топливо смывает масляную пленку, в результате чего резко возрастает износ гильз и поршневых колец. Неполное сгорание топлива снижает также мощность двигателя и его экономичность. По этой же причине не допускается длительная работа двигателя на частотах вращения коленчатого вала холостого хода двигателя.
При отсутствии течи в системе охлаждения допускается кратковременное повышение температуры до 105 °С. В этом случае приоткрывают радиатор или клапан утеплительного чехла. Если температура жидкости превышает 100 °С при полностью открытой шторке и клапане, уменьшают нагрузку, перейдя на низшую передачу или останавливают трактор. Дают двигателю поработать на максимальной частоте вращения до снижения температуры, останавливают двигатель и проверяют уровень охлаждающей жидкости.
При работе трактора под нагрузкой следят по тахоспидометру за частотой вращения двигателя. Как уже говорилось ранее, двигатель имеет максимальную мощность при полной подаче топлива и частоте вращения 1700 об/мин. Поддержание ее посредством правильного выбора скорости движения трактора способствует реализации максимальной мощности двигателя, а следовательно, максимальной производительности агрегата.
Давление масла в гидросистеме коробки передач при частотах вращения двигателя, равных 750—1700 об/мин, должно быть в пределах 8,5—10 кгс/см2 (850—1000 кПа). Давление на каждой передаче должно возрастать быстро, а педаль слива четко возвращаться в исходное положение после снятия с нее ноги.
Работа на тракторе при давлении ниже 8,5 кгс/сма (850 кПа) приводит к повышенному буксованию дисков и появлению следующих дефектов, нарушающих работу ведущего вала:
1) износ фрикционного слоя с поверхностей дисков;
2) коробление дисков;
3) появление трещин и излом дисков;
4) изменение геометрических размеров дисков в процессе работы;
5) спекание дисков.
Внешними признаками, свидетельствующими о наличии какого-либо из указанных дефектов, являются: уменьшение скорости движения трактора на данной передаче при неизменной частоте вращения двигателя; произвольное движение трактора при включенной зубчатой муфте грузового вала, при положении рычага переключения передач «Нейтраль» и отпущенной педали слива; движение трактора при положении рычага переключения передач в «Нейтрали» со скоростью одной из передач.
Для обеспечения безопасной работы трактора следят за показаниями давления воздуха в пневматической системе. Оно должно поддерживаться в пределах 5,5—7 кгс/см2 (550— 700 кПа). Снижение давления ниже указанного предела недопустимо, так как при возможной аварийной ситуации запас воздуха может быть недостаточен для эффективного срабатывания тормозов трактора и прицепа.
При работе трактора необходимо постоянно следить за состоянием системы энергоснабжения электрооборудования трактора по показаниям амперметра.
При номинальной частоте вращения двигателя амперметр должен показывать зарядный ток. Величина его зависит от состояния аккумуляторных батарей. В первый момент после пуска двигателя зарядный ток имеет довольно большую величину, но по мере дальнейшей работы двигателя величина его уменьшается. При полностью заряженных батареях стрелка амперметра устанавливается на ноль.
В случае, если в течение длительного времени после запуска двигателя (3—4 ч) амперметр показывает большой зарядный ток (до 80 А), производят проверку реле-регулятора и аккумуляторных батарей.
Причинами большого тока являются повышенное напряжение в системе энергоснабжения или короткое замыкание в аккумуляторных батареях. Если амперметр показывает разрядку при номинальной частоте вращения двигателя, проверяют состояние генератора и реле-регулятора. Причинами неисправности являются: зависание щеток в щеткодержателях, разрушение щеток или повышенный их износ, замасливание контактных колец, ослабление ремня привода генератора, а также снижение регулируемого напряжения реле-регулятором.
—
Практическое освоение навыков управления тракторами является составной частью программы подготовки тракториста-машиниста.
В процессе обучения управлению трактором предусматривается отработка следующих упражнений.
Упражнение 1: подготовка трактора к работе, изучение расположения органов управления и контрольно-измери-тельных приборов, отработка последовательности пользования органами управления при работе на тракторе.
Упражнение 2: пуск тракторного двигателя при помощи пускового двигателя и электрического стартера, контроль работы двигателя, техническое обслуживание двигателя.
Упражнение 3: вождение трактора передним ходом по прямой и с поворотами на различных передачах.
Упражнение 4: вождение трактора передним и задним ходом с одновременным маневрированием скоростью и направлением движения, проезд через ворота.
Упражнение 5: подъезд к прицепной и навесной машине, сцепка с рабочей машиной или орудием, регулирование положения навесного орудия относительно трактора.
Упражнение 6: вождение трактора с навесным орудием в транспортном положении, движение на подъемах и спусках, проезд через канаву, мост, железнодорожный переезд.
Упражнение 7: выполнение операций первого технического обслуживания трактора.
Подготовка трактора к работе включает в себя следующие операции: очистку от пыли и грязи; визуальный осмотр трактора с целью обнаружения некомплектности, ослабления крепления узлов и деталей, течей масла, топлива и охлаждающей жидкости; проверку уровней смазочных масел в двигателе, механизмах трансмиссии и др.; проверку наличия и количества топлива в топливном баке, охлаждающей жидкости в радиаторе, масла в баке гидросистемы;
контроль состояния ходовой части, рулевого управления, тормозов.
После устранения замеченных неполадок и дозаправки приступают к запуску двигателя. Окончательное заключение степени готовности трактора к работе делают после запуска двигателя, опробования трактора при движении передним и задним ходом, вслушивания работающего двигателя и заключительного внешнего осмотра всего трактора.
Ознакомление с расположением органов управления и контрольно-измерительных приборов должно выполняться при остановленном двигателе, на горизонтальном участке опорной поверхности.
Современный трактор имеет многочисленные органы управления и контрольно-измерительные устройства, расположенные как в кабине, так и непосредственно на двигателе и на других частях трактора.
Органы управления пусковым и основным двигателем: выключатель «массы», включатель стартера, рычаг включения приводной шестерни и муфты сцепления пускового устройства, педаль (рычаг) управления подачей топлива, управление жалюзи или шторкой радиатора и др.
Контрольно-измерительные приборы двигателя: указатели температуры жидкости в системе охлаждения, давления масла в системе смазки, -та-хоспидометр, контрольные лампы перегрева жидкости в системе охлаждения и аварийного давления масла в системе смазки двигателя.
Органы управления движением трактора: педаль (рычаг) управления муфтой сцепления, рычаг (рычаги) переключения передач, педаль (педали, рычаг) тормоза, рулевое колесо или рычаги управления механизмами поворота, кнопка звукового сигнала, переключатель указателей поворота и др.
Органы управления рабочим оборудованием трактора: рычаги управления силовыми цилиндрами, рычаг и маховичок управления гидроувеличителем сцепного веса, рукоятка управления силовым (позиционным) регулятором гидросистемы, рукоятка управления захватами гидрокрюка, рычаг (тяга) привода защелки горного тормоза, рычаг управления задним валом отбора мощности, поводок переключателя заднего ВОМ и независимого на синхронный привод и др.
Включатели и контрольно-измерительные приборы электрооборудования и других систем: амперметр, центральный переключатель, переключатель ближнего и дальнего света, включатель стартера и электрофакельного подогревателя, контрольная лампа включения дальнего света, включатель задних фар, контрольный элемент работы электрофакельного подогревателя и др.
Запуск двигателя выполняется в такой последовательности.
Проверяют наличие топлива в баках основного и пускового двигателей, при необходимости дозаправляют.
Открывают краны топливных баков. При запуске холодного двигателя прикрывают жалюзи или шторку радиатора. Проверяют подвижность хода рейки топливного насоса. Устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение, выключают валы отбора мощности. Выключают подачу топлива. Для облегчения прокручивания коленчатого вала включают декомпрессионный механизм. При запуске холодного двигателя пользуются устройством для подогрева всасываемого воздуха.
При помощи электрического стартера или пускового двигателя прокручивают коленчатый вал.
Выключают декомпрессионный механизм и включают подачу топлива.
Если двигатель не запускается, то в первую очередь смотрят, не попал ли воздух в систему питания. При необходимости прокачивают систему питания ручным топливоподкачивающим насосом и удаляют пузырьки воздуха.
После запуска проверяют работу двигателя по контрольно-измерительным приборам, на слух и визуально.
Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно быть в пределах 0,2…0,5 МПа, а температура охлаждающей жидкости — 60…70 °С. Двигатель должен работать ровно, устойчиво, не издавать посторонних звуков и шумов.
Для остановки двигателя выключают подачу топлива топливным насосом. При экстренной остановке двигателя, помимо выключения подачи топлива, перекрывают доступ воздуха в цилиндры при помощи специальной заслонки или клапана во впускном канале.
Трогание трактора с места начинают после подачи звукового сигнала при полной уверенности, что вблизи трактора и под трактором нет людей и что движению трактора ничто не препятствует.
При трогании трактора полностью выключают муфту сцепления, включают передачу и, постепенно увеличивая подачу топлива, плавно, но достаточно быстро включают муфту. Увеличение подачи топлива должно соответствовать нарастающей нагрузке на трактор, при этом скорость движения трактора должна плавно увеличиваться, а частота вращения коленчатого вала постепенно приближаться к номинальной частоте.
Для остановки трактора выключают муфту сцепления, уменьшают подачу топлива, выключают передачу и затем освобождают педаль муфты сцепления.
В случае экстренной остановки трактора дополнительно вводят в действие тормозную систему.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Управление трактором"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы