Для бурения скважин большого диаметра с обратной промывкой применяют буровые установки FA-10, FA-12 и FA-20 (СРР), предназначенные для сооружения водозаборных скважин, а также дренажных и водопонижающих скважин большого диаметра.
По конструкции эти установки во многом схожи между собой. Монтируют их на двухосных прицепах, на которых размещены все основные узлы и механизмы установки: приводной двигатель, коробка передач, всасывающий и вакуумный насосы, лебедка с тремя барабанами, ротор (или подвижной вращатель в установке FA-10) и мачта. В качестве приводного двигателя используют дизели типа Д-110 или Д-116 мощностью соответственно 48 и 33 кВт.
В настоящее время наиболее широко используют буровую установку FA-12; она позволяет бурить скважины вращательным способом с обратной промывкой с начальным диаметром до 1 270 мм на глубину до 250 м с отсосом пульпы с забоя эрлифтом и на глубину до 100 м с отсосом пульпы центробежным насосом, ударно-канатным способом с начальным диаметром до 600 мм на глубину до 250 м. Если установка дополнительно снабжена буровым насосом, то ее можно применять для бурения вращательным способом с прямой промывкой забоя на глубину до 250 м с начальным диаметром бурения до 190 мм. Установка смонтирована на двухосном прицепе с пневматическими колесами. На платформе прицепа размещены основные узлы установки: приводной двигатель, всасывающий и вакуумный насосы, передаточный вал, коробка передач с коробкой отбора мощности, лебедки с талевым, желоночным и инструментальным барабанами, механизм подачи, ударный механизм, выдвижной ротор и мачта. Скорость передвижения установки не более 30 км/ч.
На рисунке 1 показана кинематическая схема установки FA-12. Установка приводится в действие от двигателя (дизель Д-103), вращение от которого через гидравлическую и однодисковую муфты сцепления, установленные непосредственно на двигателе, передается через клиноременную передачу на передаточный вал установки, а через карданный вал и дисковую муфту сцепления — на буровой насос, подключаемый при бурении с прямой промывкой.
Рис. 1. Кинематическая схема буровой установки FA-12. Позиции даны в тексте.
Передаточный вал служит для распределения вращения на вакуумный и центробежный всасывающий насосы и коробку передач. Вакуумным насосом создается разрежение во всасывающей магистрали, в центробежном насосе при его пуске, для чего в нем установлен обратный клапан.
Коробка передач имеет пять прямых и одну обратную передачи и снабжена коробкой отбора мощности, от которой вращение передается на ротор И через карданный вал, предохранительную муфту и редуктор и на желоночный, талевый и инструментальный барабаны лебедки. Стол ротора может перемещаться по раме шасси прицепа, занимая два положения.
Барабаны лебедки свободно посажены на валы. С помощью талевого барабана спускают и извлекают обсадные трубы при креплении скважин, а также буровой снаряд при роторном бурении. Неподвижный конец талевого каната через гидравлический индикатор веса, контролирующий нагрузку на крюке (не больше 200 кН), закрепляют на кронблоке мачты. Показывающий манометр индикатора веса установлен на мачте у пульта бурильщика. Грузоподъемность инструментального барабана 3,2 т.
Желоночный барабан лебедки используют при очистке скважины от шлама при ударно-канатном способе бурения с помощью желонки. Его грузоподъемность 1,1т.
Валу инструментального барабана вращение передается от вала желоночного барабана через цепную передачу. Инструментальный барабан может приводиться во вращение также (вручную или автоматически) от механизма подачи. С помощью инструментального барабана и механизма подают буровой снаряд на забой при ударно-канатном и роторном способах бурения.
На валу инструментального барабана свободно сидит зубчатое колесо, передающее вращение ударному механизму установки. Включают его с помощью зубчатой муфты. Частоту ударов долота регулируют изменением частоты вращения приводного двигателя. Ударный механизм позволяет работать с буровым снарядом массой 1 800 кг, изменяя высоту подъема его над забоем в пределах 0,35…0,9 м.
По мере углубления скважины долото опускают, вращая механизм подачи с помощью инструментального барабана. При подъеме бурового снаряда ударный механизм и механизм подачи отключают.
Установка FA-12 оборудована цельносварной одно-секционной откидной мачтой, монтируют и демонтируют которую механическим способом, используя лебедку установки. В нижней части мачты установлены домкраты. Для гашения толчков во время ударно-канатного бурения на кронблоке мачты находятся два ряда упругих резиновых дисков. Грузоподъемность мачты 20 т, а высота до оси кронблока 13,1 м.
Для работы в ночное время установка имеет систему освещения из пяти фар и одной переносной лампы.
Компрессор МС-5, используемый при бурении с отсосом пульпы эрлифтом, представляет собой прицеп, на котором смонтированы компрессор и двигатель (дизель Д-103) мощностью 48 кВт. Прицеп имеет дышло для соединения с тягачом. Подача компрессора 87 л/с, рабочее давление сжатого воздуха 0,7 МПа.
При бурении с прямой промывкой применяют буровой поршневой горизонтальный насос типа 2PN-35 с подачей до 6,7 л/с и давлением до 4,5 МПа. Масса насоса 590 кг.
В отличие от установки FA-12, буровая установка FA-20, предназначенная для бурения более глубоких скважин (до 350 м), имеет два сменных ротора с проходными отверстиями 400 и 800 мм, которые монтируют на откидной раме. Управление основными рабочими механизмами пневматическое, для чего имеется компрессор С-350 с приводом непосредственно от двигателя. Мачту поднимают с помощью гидродомкрата.
Установка FA-10, предназначенная для бурения более мелких (до 150 м) скважин, оснащена двухбарабан-ной лебедкой с гидроприводом и имеет подвижной вращатель, перемещающийся по направляющим мачты. Мачта установки цельносварная, поднимается с помощью гидродомкрата.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Установка FA-10, FA-12 и FA-20"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы