Правильная установка валов во многом зависит от точности расположения опор и соединительных муфт. В большинстве случаев валы монтируют вместе с муфтами, зубчатыми колесами, шкивами и другими сопрягающимися деталями. Поэтому в операциях по их монтажу много общего. При установке валов следует проверять их соосность (рис. 48), параллельность (рис. 49), перпендикулярность (рис. 50) и горизонтальность.
Проверка соосности валов по линейке (рис. 48, а) производится следующим образом. На каждую шейку укладывают по две полоски бумаги одинаковой толщины. Затем на бумажные полоски устанавливают металлическую линейку и пробуют вытащить бумажки из-под линейки. Если валы соосны, то все бумажки должны быть плотно прижаты линейкой.
С помощью щупа соосность валов проверяют следующим образом. На одну шейку вала устанавливают хомут с регулировочным винтом (рис. 48,6).
Вынимают одну из пластин щупа и по ней устанавливают зазор между регулировочным винтом и шейкой другого вала. Проверку соосности производят щупом, поворачивая вал на 90 и 180°. Если величина зазора в этих положениях будет одинаковой, то валы соосны.
Рис. 48. Проверка соосности валов
а — по линейке; б —с помощью щупа и хомута; е—скобами; г — угольниками
Рис. 49. Проверка параллельности валов I — вал; 2 — нить; 3 — хомут
При проверке соосности валов скобами или угольни- I ками (рис. 48, в, г) замеряют зазоры, поворачивают скобы с валами на полный оборот и через 90° производят новые замеры зазоров.
Изменение величины а позволяет замерить перекос 1 осей, а величины b — несоосность валов.
Рис. 50. Проверка перпендикулярности валов
Параллельность двух валов можно проверить при помощи нити и двух хомутов со стрелками, закрепленных на валах (рис. 49). Поворачивают один и другой валы вокруг продольной оси так, чтобы стрелки хомутов остановились против нити. Отклонение концов стрелок от натянутой нити укажет величину непараллельности валов.
Перпендикулярность валов также проверяют с помощью хомута со стрелкой (рис. 50). Хомут поворачивается вместе с валом и если при повороте вала на 180° расстояние а окажется равным расстоянию, то валы перпендикулярны.
Рис. 51. Методы выверки муфт
а — по линейке; б — по клиньям; в — по рейсмусам (скобам); г — по скобам и болтам; д — замер зазоров индикаторами; е — замер зазоров микрометром
Соосность, параллельность и перпендикулярность валов достигается путем подбора регулировочных прокладок под подшипники, узлы и агрегаты.
Горизонтальность валов проверяют по уровню.
В строительных машинах наибольшее распространение находят жесткие, пальцевые и зубчатые муфты, которые соединяют отдельные валы между собой.
При установке жестких муфт биение концов валов не должно превышать 0,01—0,02 мм. Установленную на концы валов муфту проверяют на радиальное и торцевое биение, величина которых допускается в пределах 0,03— 0,04 мм. Соединительные болты полумуфт должны плотно входить в отверстия от легких ударов медного молотка. В пальцевых муфтах проверяют прилегание пальцев к поверхностям отверстий. Пальцы одной полумуфты должны входить в отверстия другой туго, но без больших усилий. Величина зазоров между соприкасающимися поверхностями отверстий и пальцев не должна превышать 0,3—0,6 мм. Между полумуфтами должен предусматриваться осевой зазор не менее 1—-2 мм. В зубчатых муфтах допускается радиальное биение зубьев по окружности в пределах 0,04—0,1 мм. Перекос валов не должен превышать 3°.
При грубой центровке выверку муфты производят пРи помощи лнпейки, клиньев и щупа (рис. 51).
Линейку устанавливают на поверхность муфты в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Наличие зазора б указывает на несоосность полумуфт.
С помощью щупа или клина по зазору с устанавливают величину перекоса полумуфт.
Для точной центровки полумуфт применяют скобы. Повернув скобы на 90 и 180°, замеряют при помощи щупа индикаторов или микрометра зазоры между ними. В зависимости от типа муфты скобы могут крепиться струбцинами, хомутами или болтами полумуфт. Крепление скоб электросваркой (прихваткой) не допускается.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Установка валов, осей и соединительных муфт"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы