На кранах-штабелерах устанавливают ограничители передвижения моста и тележки, а также ограничители подъема груза. Краны-штабелеры должны иметь также ограничители грузоподъемности, блокировки, отключающие механизм подъема при появлении слабины в подъемных канатах или цепях, ловители кабин (на кранах, управляемых из кабины ) и др.
Ограничители грузоподъемности играют важную роль. Довольно часто при установке груза в стеллаж вилы или груз зацепляются за металлоконструкцию стеллажа. В этих случаях ограничитель грузоподъемности защищает кран-штабелер от перегрузок, так как максимальные моменты электродвигателей подъема обычно в 2—2,5 раза превышают номинальные, и при отсутствии ограничителей грузоподъемности пришлось бы учитывать соответствующее увеличение нагрузок на металлоконструкцию и механизмы крана. Чаще всего применяют пружинные или торсионные ограничители грузоподъемности.
Пружинный ограничитель грузоподъемности представляет собой стакан, в который установлена тарированная пружина. На пружину воздействует шток, на конце которого закреплен уравнительный блок механизма подъема. От величины деформации пружины зависит срабатывание ограничителя.
На легких кранах-штабелерах конструкции ЦКБА ограничитель грузоподъемности срабатывает и при ослаблении канатов. Для этой цели в ограничителе имеется вторая, более слабая пружина, которая находится в деформированном состоянии под действием веса грузового захвата. При установке грузового захвата на пол или на полки стеллажа пружина освобождается и микропереключатель выключается, в результате чего цепь управления двигателя подъема разрывается. Ограничитель грузоподъемности в унифицированных кранах устанавливают на поворотной платформе.
Рис. 1. Ограничители грузоподъемности:
а — пружинный, б — торсионный
Рис. 2. Роликовый ловитель кабины:
1 — шарнир; 2 — рычаг с блоком подъемного каната; 3 — пружина; 4 — двуплечий рычаг; 5 — ролик; 6 — клиновой паз на грузоподъемнике
Краны-штабелеры, управляемые из кабины, грузоподъемностью 1,0 т и более оборудованы торсионными ограничителями грузоподъемности. Ограничители такого типа несколько сложнее по конструкции, отличаются большей точностью срабатывания и практически не нуждаются в регулировании.
Торсионный ограничитель представляет собой составной стакан, на одном конце которого имеются шлицы, на другом — посадочные места для двух конических подшипников. Один шлицевой конец торсионного вала зафиксирован в шлицах стакана, другой, также шлицевой, связан с рычагом, имеющим возможность углового “перемещения. При воздействии на рычаг расчетной нагрузки возникает момент, который закручивает торсионный вал на некоторый (небольшой) угол, и с помощью конечного выключателя, установленного на ограничителе, механизм подъема отключается. Другой конечный выключатель может быть использован для отключения механизма при появлении слабины в подъемном канате.
Рассмотрим устройства безопасности, удерживающие кабину при обрыве тягового элемента. Некоторые зарубежные фирмы предусматривают для этой цели защелки. На отечественных кранах-штабелерах устанавливают ловители.
При обрыве любого из двух канатов грузоподъемника система пружин и рычагов приводит в действие клиновые захваты и останавливают кабину, в то время как грузовая каретка продолжает падать. Такая система позволяет уменьшить динамические нагрузки на конструкцию крана и обеспечить оператору необходимую безопасность.
На рис. 2 показана схема роликового ловителя. На каретке грузоподъемника предусмотрен горизонтальный шарнир. Относительно этого шарнира может поворачиваться рычаг с закрепленным на нем блоком, через который проходит канат механизма подъема. Свободный конец рычага связан пружиной с одним концом двуплечего рычага, другой конец которого соединен тягой с роликом. В рабочем положении пружина под действием массы грузоподъемника деформирована и ролик свободно катится по направляющей колонны. При обрыве подъемного каната рычаг под действием пружины поворачивается, ролик поднимается и заклинивается между направляющим рельсом и клиновым пазом грузоподъемника, останавливая движение грузоподъемника вниз.
Могут применяться ловители и других конструкций (например, эксцентриковые). Независимо от конструкции ловителей при сдаче крана в эксплуатацию следует удостовериться, что направляющие колонны, с которыми взаимодействуют ловители, очищены от краски.
В последнее время мостовые краны-штабелеры (особенно тяжелые) оборудуют устройствами, защищающими их конструкции от перегрузок, возникающих при наездах колонны на неподвижные предметы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройства безопасности кранов-штабелеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы