Автомобильный транспорт имеет большое значение, так как обслуживает все отрасли Народного хозяйства — промышленность, сельское хозяйству строительство, торговлю и т. д. Ежегодно увеличиваются перевозки пассажиров автобусами и легковыми автомобилями по внутригородским, пригородным и междугородным маршрутам. Непрерывно возрастает дальность перевозок грузов и пассажиров благодаря повышению эксплуатационных качеств автомобилей, улучшению существующих автомобильных дорог и постройке новых.
Значительно возрастает выпуск грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности. Это важнейший резерв повышения эффективности использования автомобильного транспорта, так как увеличивается его производительность и уменьшается себестоимость перевозок.
Этапы развития автомобильной промышленности До Великой Октябрьской социалистической революции в царской России не было автомобильной промышленности и автомобильного транспорта. В небольшом количестве автомобили ввозили из-за границы. Единственным предприятием, выпускавшим автомобили в России, был Русско-Балтийский вагоностроительный завод, находившийся в Риге. На этом заводе автомобили, как правило, собирали из импортных частей. С 1908 по 1915 г. завод выпустил лишь 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей. Эвакуированный в Москву во время первой мировой войны Русско-Балтийский завод прекратил существование в 1915 г. Отечественную автомобильную промышленность в стране пришлось создавать практически заново. Сложная задача организации массового производства автомобилей в основном была решена к концу первой пятилетки когда был построен Горьковский автомобильный завод и реконструированы Московский и Ярославский автомобильные заводы.
В развитии отечественной автомобильной промышленности можно выделить несколько основных этапов.
Первый этап (1924—1931 гг.) характеризовался мелкосерийным производством автомобилей. Первые советские автомобили АМО-Ф-15 грузоподъем-костью 1,5 т были выпущены в 1924 г. в Москве на заводе АЛЮ — в настоящее время Московский автомобильный завод им. И. А.Лихачева (производственное объединение ЗИЛ). В день седьмой годовщины Великой Октябрьcкой социалистической революции по Красной площади прошло десять первых отечественных автомобилей АМО-Ф-15.
В 1926 г. начал выпуск грузовых автомобилей Я-3 Ярославский автомобильный завод.
На втором этапе (1932—1946 гг.) главнее внимание уделялось созданию материальной базы для массового производства автомобилей. В это время заводы выпускали небольшое количество моделей автомобилей, необходимых для народного хозяйства, накапливали производственный опыт и готовили кадры высококвалифицированных рабочих, конструкторов и технологов. В указанный период были построены крупные заводы: в г. Горьком и в Москве. Горьковский завод выпускал грузовые автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, а также легковые автомобили ГАЗ-А и М-1, а московский — грузовые автомобили ЗИС-5 и легковые ЗИС-101. Модернизированные модели грузовых автомобилей ГАЗ-ММ и ЗИС-5 стали в 1941—1945 гг. основными.
На Горьковском автомобильном заводе в 1943 г. был освоен выпуск легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-67Б, а в 1946 г. — грузовых автомобилей ГАЗ-51 и легковых М-20 «Победа».
На третьем этапе (1947—1958 гг.) были разработаны и выпущены автомобили новых конструкций: грузовые — большой грузоподъемности, тягачи, автомобили-самосвалы, пожарные, санитарные и др. С 1948 г. Горьковский автомобильный завод начал производство грузовых автомобилей ГАЗ-бЗ повышенной проходимости.
Московский автомобильный завод с 1948 г. стал производить грузовые автомобили ЗИС-150 и легковые ЗИС-110. В 1956 г. этому заводу было присвоено имя И. А. Лихачева, и он начал выпускать автомобили с маркой «ЗИЛ». На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1947 г. был начат массовый выпуск автомобилей «Москвич-400». В 1958 г. в честь пятидесятилетия ВЛКСМ этому заводу было присвоено имя Ленинского комсомола. Теперь это автомобильный завод имени Ленинского комсомола (производственное объединение «Москвич»).
В связи с вступлением в строй новых автомобильных и автобусных заводов: Минского, Павловского, Кутаисского, Кременчугского и Львовского еще больше расширился типаж грузовых и легковых автомобилей, а также автобусов.
В 1957—1959 гг. появились новые более совершенные легковые автомобили «Москвич-407», М-21, «Волга», ГАЗ-13, «Чайка», ЗИЛ-111 и более производительные и экономичные грузовые автомобили ГАЗ-51 А, ЗИЛ-164А, «Урал-355М» и др.
Четвертый этап (1959—1965 гг.) характерен увеличением количества выпускаемых автомобилей, повышением их качества, а также специализацией и кооперированием заводов автомобильной промышленности. Появляются новые автомобили: ЗАЗ-965А «Запорожец» Запорожского автомобильного завода «Коммунар», «Москвич-408» Московского завода им. Ленинского комсомола, УАЗ-450 Ульяновского автомобильного завода им. В. И. Ленина, ГАЭ-53 и ГАЗ-66 Горьковского автомобильного завода, ЗИЛ-130 Московского завода им. И. А. Лихачева, МАЗ-500 Минского автомобильного завода, «Урал-375» Уральского автомобильного завода и др.
Происходит специализация заводов. Например, Ярославский автомобильный завод превращен в моторный завод (ЯМЗ) по выпуску дизелей, а производство грузовых автомобилей большой грузоподъемности передано новому Кременчугскому заводу. Изготовление карьерных самосвалов грузоподъемностью 25 т, выпускавшихся Минским автомобильным заводом, поручено новому Белорусскому автомобильному заводу в г. Жодино.
Пятый этап (с 1966 г. до настоящего времени) характерен реконструкцией и техническим перевооружением действующих заводов (ГАЗ, ЗИЛ, АЗЛК, МАЗ, БелАЗ и др.) и строительством новых автомобильных заводов. Вступили в строй Ижевский автомобильный завод по производству легковых автомобилей и Волжский автомобильный здвод (ВАЗ) им. 50-летия СССР в г. Тольятти.
В Татарской АССР в г. Набережные Челны в 1976 г. вступила в число действующих первая очередь Камского объединения по производству большегрузных автомобилей (КамАЗ).
Горьковский автомобильный завод в марте 1975 г. снял с производства автомобиль ГАЗ-51А и стал выпускать новые автомобили ГАЗ-52-04, ГАЗ-53А (со знаком качества) и газобаллонные ГАЗ-53-07 и ГАЗ-24-07 «Волга».
Классификация автомобилей. Автомобильная промышленность в зависимости от назначения и приспособленности к дорожным условиям выпускает автомобили различных типов. По назначению автомобили делятся на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирским автомобилям, предназначенным для перевозки людей, относятся легковые автомобили и автобусы. Грузовые автомобили служат для перевозки различных грузов.
Пассажирские автомобили, вмещающие не более восьми человек (считая и водителя), называют легковыми, а вмещающие более восьми человек — автобусами.
Легковые автомобили по рабочему объему двигателя (в дм3) и сухой массе (кг) разделены на следующие классы: особо малый 1(1,2 дм3; 850 кг); малый (1,2—1,8 дм3; 850—1150 кг); средний (1,8—3,5 дм3; 1150—1500 кг); большой (свыше 3,5 дм3; до 1700 кг).
Легковые автомобили различают также по типам кузовов (закрытые, открытые и открывающиеся) и по числу мест. Наибольшее распространение получили автомобили с кузовами закрытого типа и числом мест от четырех до семи.
Автобусы, предназначенные для внутригородского и пригородного общественного транспорта, называют городскими, а предназначенные для междугородных перевозок — междугородными. Число мест в автобусах в зависимости от назначения составляет 10—80.
По длине автобусы разделены на следующие классы:
— особо малый (до 5 м);
— малый (6,0—7,5 м);
— средний (8,0—9,5 м);
— большой (10,5—12,0 м).
Грузовые автомобили делят по грузоподъемности, т. е. по массе груза (т), который можно перевезти в кузове. Как правило, грузоподъемность автомобиля указывают для дорог с твердым покрытием; при работе на грунтовых дорогах установленная грузоподъемность снижается примерно на 25%. По грузоподъемности грузовые автомобили разделены на следующие классы: особо малый (0,3—1,0 т); малый (1,0—3,0 т); средний (3,0—5,0 т); большой (5,0—8,0 т); особо большой (8,0 т и более).
Автомобили, предназначенные для перевозки сыпучих и вязких грузов, оборудуют самосвальными кузовами и называют автомобилями-самосвалами.
Автомобили, приспособленные для буксирования прицепов и полуприцепов, называют автомобилями-тягачами. Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
Автомобили специального назначения выполняют преимущественно нетранспортные работы. К ним относятся коммунальные автомобили для очистки и поливки улиц, пожарные, автокраны, автомагазины, передвижные ремонтные мастерские и т. п.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили нормальной и повышенной проходимости. Первые имеют один, а вторые два или три ведущих моста, что позволяет им преодолевать бездорожье или плохие участки дороги.
По типу двигателя автомобили делят на имеющие карбюраторные двигатели, газовые, дизели и электродвигатели.
Краткая характеристика некоторых моделей отечественных автомобилей. Основные легковые автомобили, выпускаемые автомобильными заводами СССР, показаны на рис. 1.
Автомобиль ЗИЛ-114 (рис. 1, а) семиместный, большого класса. Его выпускает Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (производственное объединение ЗИЛ). На автомобиле установлен четырехтактный V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 6,96 дм3, степень сжатия 9,5 и развивающий максимальную мощность 221 кВт (300 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 4300 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 190 км/ч.
Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» (рис. 1, б) —пятиместный, среднего класса. Его выпускает Горьковский автомобильный завод. На автомобиле установлен четырехтактный рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 2,44 дм3, степень сжатия 8,2 и развивающий максимальную мощность 69,9 кВт (95 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 4500 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 145 км/ч.
Автомобиль «Москвич-2140» (рис. 1, в) четырехместный (пятиместный) малого класса. Его выпускает Московский автомобильный завод им. Ленинского комсомола (производственное объединение «Москвич»), В пассажирском помещении автомобиля может разместиться пять человек, считая водителя, при отсутствии багажа и при поездках по дорогам хорошего качества. При длительных поездках и эксплуатации автомобиля по плохим дорогам допустимо не более четырех человек. На автомобиле установлен четырехтактный рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 1,48 дм3, степень сжатия 8,8 и развивающий максимальную мощность 55 кВт (75 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 5800 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 140 км/ч.
Автомобиль ИЖ-2125 «Комби» (рис. 1, г) — четырехместный (пятиместный) малого класса. Его выпускает Ижевский автомобильный завод. Эта модификация создана на базе автомобиля «Москвич-412». Пятидверный кузов сочетает в себе преимущества седана и универсала. Такой автомобиль называют комбинированным —- сокращенно «Комби». На автомобиле ИЖ-2125 установлен тот же двигатель, что и на автомобиле «Москвич-2140». Наибольшая скорость движения автомобиля 140 км/ч.
Автомобиль ВАЗ-2106 «Жигули» (рис. 1,3) — пятиместный малого класса. Его выпускает Волжский автомобильный завод им. 50-летия СССР (ВАЗ). На автомобиле установлен четырехтактный рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 1,57 дм3, степень сжатия 8,5 и развивающий максимальную мощность 59 кВт (80 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 5200 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 150 км/ч. Завод выпускает несколько модификаций автомобиля «Жигули» и среди них ВАЗ-2121 «Нива» повышенной проходимости.
Автомобиль ЗАЗ-968 «Запорожец» (рис. 1, е)—четырехместный особо малого класса. Его выпускает Запорожский автомобильный завод «Коммунар». На автомобиле установлен четырехтактный V-образный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 1,19 дм3, степень сжатия 8,4 и развивающий максимальную мощность 33,12 кВт (45 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 4400—4600 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 120 км/ч.
Основные грузовые автомобили с одним ведущим мостом показаны на рис. 2.
Автомобиль MA3-5335 (рис. 2, а) большой грузоподъемности (8 т). Его выпускает Минский автомобильный завод (МАЗ). На автомобиле установлен четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель ЯМЭ-236, имеющий рабочий объем 11,15 дм®, степень сжатия 16,5 и развивающий максимальную мощность 132 кВт (180л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля при полной нагрузке 85 км/ч.
Автомобиль ЗИЛ-130 (рис. 2, б) средней грузоподъемности (5 т). Его выпускает Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ). На автомобиле установлен четырехтактный V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 6,0 дм3, степень сжатия 6,5 и развивающий максимальную мощность 110 кВт (150 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 90 км/ч.
Автомобиль ГАЗ-53А (рис. 2, б) средней грузоподъемности (4 т). Его выпускает Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). На автомобиле установлен четырехтактный V-образный восьмидилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 4,25 дм3, степень сжатия 6,7 и развивающий максимальную мощность 84,5 кВт (115 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 80—86 км/ч.
Автомобиль ГАЗ-52-04 (рис. 2, г) малой грузоподъемности (2,5 т). Его выпускает Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). На автомобиле установлен четырехтактный рядный шестицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 3,48 дм3, степень сжатия 6,7 и развивающий максимальную мощность 55 кВт (75 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 2800 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 70 км/ч.
Автомобиль УАЗ-451 ДМ (рис. 2, д) особо малой грузоподъемности (1 т). Его выпускает Ульяновский автомобильный завод им. В. И. Ленина. На автомобиле установлен четырехтактный рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 2,44 дм3, степень сжатия 6,7 и развивающий максимальную мощность 53 кВт (72 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 4000 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 100 км/ч.
Грузовые автомобили с двумя и со всеми ведущими мостами (повышенной проходимости) показаны на рис. 3.
Автомобиль КрАЗ-257 (рис. 3, а) грузоподъемностью 12 т при колесной формуле 6×4. Его выпускает Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). На автомобиле установлен четырехтактный V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238, имеющий рабочий объем 14,86 дм3, степень сжатия 16,5 и развивающий максимальную мощность 176,6 кВт (240 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 2100 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 68 км/ч.
Автомобиль КамАЗ-5320 (рис. 3, б) грузоподъемностью 8 т при колесной формуле 6×4. Его выпускает Камское объединение по производству большегрузных автомобилей. На автомобиле установлен четырехтактный V-образный восьмицилиндровый дизель модели 740, имеющий рабочий объем 10,85 дм3, степень сжатия 17 и развивающий номинальную мощность 154,5 кВт (210 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 2600 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 85 км/ч.
Автомобиль ЗИЛ-133Г1 (рис. 3, в) с увеличенной базой и грузоподъемностью 8 т при колесной формуле 6×4. Его выпускает Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева. На автомобиле установлен четырехтактный V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 6,0 дм3 и степень сжатия 6,5 и развивающий максимальную мощность ПО кВт (150 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 80 км/ч.
Автомобиль «Урал-375Д» (рис. 3, г) грузоподъемностью 5 т при колесной формуле 6×6. Его выпускает Уральский автомобильный завод. На автомобиле установлен четырехтактный V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 7,0 дм3, степень сжатия 6,5 и развивающий максимальную мощность 128,8 кВт (175 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 3100 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 75 км/ч.
Автомобиль ГАЗ-66 (рис. 3, д) грузоподъемностью 2 т при колесной формуле 4×4. Его выпускает Горьковский автомобильный завод. На автомобиле установлен четырехтактный V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 4,25 дм3, степень сжатия 6,7 и развивающий максимальную мощность 84,5 кВт (115 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 90—95 км/ч.
Автомобиль УАЗ-452Д (рис. 3, ё) грузоподъемностью 0,8 т при колесной формуле 4×4. Его выпускает Ульяновский автомобильный завод им. В. И. Ленина. На автомобиле установлен четырехтактный рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 2,44 дм8, степень сжатия 6,7 и развивающий максимальную мощность 53 кВт (72 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 4000 об/мин. Наибольшая скорость движения автомобиля 95 км/ч.
Современные отечественные автобусы показаны на рис. 4.
Автобус ЛиАЗ-677 (рис. 4, а) большого класса, городского типа. Его выпускает Ликинский автобусный завод. Автобус вмещает 80 человек при номинальной и 110 человек при предельной нагрузках. Число мест для сиде-нця 25. На автобусе установлен четырехтактный .V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 7 дм3, степень сжатия 6,5 и развивающий максимальную мощность 132 кВт (180 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин. Наибольшая скорость движения автобуса 70 км/ч.
Автобус ЛA3-699H (рис. 4, б) большого класса, туристский, имеет 41 место для сидения. Его выпускает Львовский автобусный завод. На автобусе установлен такой же карбюраторный двигатель, как и на автобусе ЛиАЗ-677. Наибольшая скорость движения автобуса 102 км/ч.
Автобус КАВЗ-685 (рис. 4, в) малого класса, городского типа, вмещает 28 человек и имеет мест для сидения 21. Его выпускает Курганский автобусный завод. На автобусе установлен четырехтактный V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 4,25 дм3, степень сжатия 6,7 и развивающий максимальную мощность 84,5 кВт (115 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин. Наибольшая скорость движения автобуса 85 км/ч.
Автобус ПАЭ-3201 (рис. 4, г) малого класса, городского типа с повышенной проходимостью (колесная формула 4 X 4), имеет 26 мест для сидения. Его выпускает Павловский автобусный завод. На автобусе установлен четырехтактный V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 4,25 дм3, степень сжатия 6,7 и развивающий максимальную мощность 84,5 кВт (115 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин. Наибольшая скорость движения автобуса 80 км/ч.
Автобус РАФ-2203 «Латвия» (рис. 4, д) особо малого класса, вмещает 12 человек, считая водителя. Его выпускает Рижский автобусный завод. На автобусе установлен четырехтактный рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 2,44 дм3, степень сжатия 8,2 и развивающий максимальную мощность 69,9 кВт (95 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 4500 об/мин. Наибольшая скорость движения автобуса 120 км/ч.
Автобус УАЗ-452В (рис. 4, е) повышенной проходимости, с колесной формулой 4×4, особо малого класса, вмещает 11 человек, считая водителя. Его выпускает Ульяновский автомобильный завод им. В. И. Ленина. На автобусе установлен четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий рабочий объем 2,44 дм3, степень сжатия 6,7 и развивающий максимальную мощность 53 кВт (72 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 4000 об/мин. Наибольшая скорость движения автобуса 95 км/ч.
Большого успеха автомобильная промышленность СССР достигла в девятой пятилетке (1971—1975 гг.). За всю историю развития автомобильной промышленности СССР она не знала таких темпов, какие были достигнуты в 1971—1975 гг. Достаточно привести следующие цифры: в 1970 г. в стране было выпущено 916 ООО автомобилей разных моделей, а в 1975 г. — уже 1 964 ООО, т. е. производство автомобилей увеличилось более чем в 2 раза. Не случайно девятую пятилетку называют пятилеткой автомобилизации.
В решениях XXV съезда КПСС по развитию автомобильной промышленности и автомобильного транспорта намечено дальнейшее увеличение этих темпов. Принято решение о расширении использования дизелей в автомобиле строении и об усилении работ по созданию транспортных и других средств, обеспечивающих уменьшение загрязнения воздушного бассейна отработавшими газами.
Увеличение выпуска автомобилей потребует коренного решения следующих проблем: обеспечение безопасности движения; борьба с токсичностью, которая возникает при работе автомобильного транспорта; поиск и создание «чистых» источников механической энергии; развитие сети магистральных дорог (автострад) и т. д.
Общее устройство автомобиля. Автомобиль — самоходная машина, приводимая в движение установленным на нем двигателем. Автомобиль состоит из отдельных деталей, узлов, механизмов, агрегатов и систем.
Механизм — устройство, предназначенное для преобразования движения и скорости.
Агрегат — соединение нескольких устройств в одно целое.
Система — совокупность отдельных частей, связанных общей функцией (например, системы питания, охлаждения, смазки и т. д.).
Автомобиль состоит из трех основных частей (рис. 5): двигателя, кузова и шасси.
Двигатель — источник энергии.
Шасси объединяет трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления.
Трансмиссия передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля и изменяет величину и направление этого момента. В трансмиссию входят следующие механизмы: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Последние три механизма составляют ведущий (обычно задний) мост.
Ходовая часть состоит из рамы, на которой установлен кузов и все механизмы автомобиля, подвески (рессоры и амортизаторы), передних и задних мостов и колес. Крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию к ведущим колесам, вызывает противодействие дороги, которое выражается силой реакции, приложенной к ведущим колесам и направленной в сторону движения автомобиля. Силы реакции передаются на ведущий мост, а от него через рессоры на раму автомобиля и толкают ее вперед. Рама в свою очередь передает эти силы через передние рессоры на передний мост и к передним колесам, вызывая поступательное движение автомобиля.
В механизмы управления входят рулевое управление, которым изменяют направление движения автомобиля, и тормозная система, позволяющая быстро уменьшать скорость движения или останавливать автомобиль.
Кузов, устанавливаемый на шасси, предназначен для размещения водителя и пассажиров в легковом автомобиле и груза в грузовом. Кузов грузового автомобиля состоит из платформы для груза, кабины водителя, капота, закрывающего двигатель, и оперения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы