Одинарный защитный клапан служит для сохранения сжатого воздуха в третьем контуре привода стояночной тормозной системы в случае нарушения герметичности питающей магистрали и для автоматического отключения третьего контура в случае нарушения его герметичности.
Клапан диафрагменно-поршневой. Открывается при давлении 550…555 кПа (5,5…5,55 кгс/см2), закрывается при 545 кПа (5,45 кгс/см2).
Клапан устанавливается в магистрали питания сжатым воздухом третьего контура между конденсационным баллоном и баллонами контура.
Клапан состоит из корпуса с крышкой, поршня, диафрагмы, двух пружин, обратного клапана в сборе, регулировочного винта с контргайкой, деталей крепления (рис. 106).
Корпус выполнен из алюминиевого сплава, имеет два вывода, разделенные перегородкой. Вывод I соединен с конденсационным баллоном, вывод II — с баллонами стояночной тормозной системы (третьего контура). Сверху корпуса имеется кольцевая проточка, образующая при установке диафрагмы полость Б, соединенную с выводом I, а через сверление А в перегородке с выводом II. Со стороны вывода И установлен обратный клапан, состоящий из втулки, корпуса, пружины и уплот-нительного кольца. Крышка крепится к корпусу четырьмя винтами. Резиновая диафрагма установлена в разъеме между корпусом и крышкой. Она воспринимает усилие от поршня и усилие от сжатого воздуха в полости Б, одновременно диафрагма выполняет роль перепускного клапана. Алюминиевый поршень установлен в крышке и под действием двух пружин стремится занять нижнее положение. Усилие пружин регулируется винтом.
Рис. 106. Одинарный защитный клапан:
1 — корпус; 2 — обратный клапан; 3 — пружина обратного клапана; 4 — направляющая втулка: 5 — упорное кольцо; 6 — поршень; 7 и 8 — пружины поршня; 9 — крышка; 10 — регулировочный винт; 11 — тарелка пружины поршня; 12 — шайба; 13 — диафрагма
При давлении сжатого воздуха в конденсационном баллоне менее 550 кПа (5,5 кгс/см2) поршень под действием пружин прижимает диафрагму к корпусу, вывод I разобщен с выводом И (рис. 107), обратный клапан закрыт. При достижении давления сжатого воздуха свыше 550…555 кПа (5,5…5,55 кгс/см2) диафрагма под действием давления в полости Б приподнимается, перемещая поршень и сжимая пружины. Сжатый воздух из вывода I проходит в вывод II, открывая обратный клапан.
При снижении давления на выводе I ниже заданного значения диафрагма опускается под действием пружин на седло и разобщает выводы I и II. При этом обратный клапан закрывается и предотвращает обратное движение сжатого воздуха (от вывода II к выводу I). Усилие пружин поршня регулируется винтом, ввернутым в крышку корпуса.
Кран управления стояночной тормозной системой предназначен для управления пружинами энергоаккумуляторов.
Он поршневого типа, с ручным управлением, обратного действия.
Кран размещается в кабине автомобиля и крепится к кронштейнам пола кабины справа от сиденья водителя. Состоит (рис. 108) из корпуса с крышкой, следящего поршня, уравновешивающей пружины, клапана в сборе с корпусом и пружиной, фигурного кольца, рукоятки крана с пружиной и стопором, деталей крепления и уплотнения.
Корпус из алюминиевого сплава имеет три вывода. Вывод I соединен трубопроводом с баллонами, вывод II — с атмосферой, вывод III — вывод управляющей магистрали ускорительного клапана. Внутри корпуса установлен пластмассовый следящий поршень с уравновешивающей пружиной, которая упирается с одной стороны в следящий поршень, с другой — в опорную шайбу. Внутри следящего поршня установлен клапан в сборе.
Шток устанавливается в направляющей, закрепленной в корпусе стопорным кольцом. Между торцем штока и направляющей установлена пружина. На штоке с помощью штифта закрепляется направляющий колпачок, выполненный из пластмассы. На верхней части корпуса с помощью штифта закрепляется фигурное кольцо, которое имеет два прямоугольных паза под ролики крышки корпуса и два паза с винтовыми поверхностями для фигурных выступов направляющего колпачка. В крышке корпуса смонтирована рукоятка с фиксатором. Стопор рукоятки крепится на корпусе штифтами. Между крышкой корпуса и направляющим колпачком установлена пружина. Крышка двумя прямоугольными шлицами устанавливается в пазах направляющего колпачка. Полость над следящим поршнем соединена с выводом III, под поршнем — с выводом I.
Рис. 107. Одинарный защитный клапан:
а — положение при давлении в системе ниже 550 кПа (5.5 кгс/см2); б — рабочее положение; / — вывод к воздушному баллону; // — вывод в питающую магистраль; 1 — корпус; 2 — обратный клапан; 3 — диафрагма; 4 — поршень; 5 —крышка; 6, 7 — пружины;
8 — регулировочный винт
Рис. 108. Кран управления стояночным тормозом:
1, 10 — упорные кольца; 2 — пружина клапана; 3 — корпус; 4, 24 — уплотнительные кольца; 5—уравновешивающая пружина; 6—пружина штока; 7—тарелка уравновешивающей пружины; S — направляющая штока; 9 — фигурное кольцо; 11 — штифт; 12 — пружина колпачка; 13 — крышка; 14 — рукоятка крана; 15 — направляющий колпачок; 16 — шток; 17 — ось ролика; 18 — фиксатор; 19 — ролик; 20 — стопор; 21 — выпускное седло клапана на штоке; 22 — клапан; 23 — следящий поршень;
При движении автомобиля рукоятка крана находится в горизонтальном положении и сжатый воздух от воздушного баллона через вывод подводится в полость под следящим поршнем. Под действием пружины шток находится в крайнем нижнем положении, клапан открыт. Сжатый воздух поступает в полость над поршнем, далее к пружинным энергоаккумуляторам. Автомобиль не заторможен.
При торможении автомобиля на стоянке рукоятка крана переводится в вертикальное положение. При поворачивании рукоятки с помощью шлицев поворачивается направляющий колпачок. Скользя по винтовым поверхностям фигурного кольца, колпачок поднимается вверх, увлекая за собой шток. Клапан следящего поршня закрывается, а шток отрывается от клапана. Прохождение сжатого воздуха прекращается. Сжатый воздух
из пружинных энергоаккумуляторов через отверстие в следящем поршне выходит в атмосферу. Автомобиль затормаживается.
Кран обладает следящим действием. От угла поворота рукоятки крана зависит значение тормозной силы на колесах. Если рукоятка крана осталась в одном из промежуточных положений, то при падении давления в полости над следящим поршнем до определенного значения поршень поднимается вверх, преодолевая силу уравновешивающей пружины до соприкосновения клапана со штоком. Выпуск сжатого воздуха при этом прекращается.
Сжатый воздух выходит в атмосферу полностью только при фиксации рукоятки крана в крайнем вертикальном положении, так как при этом поршень упирается в опорную шайбу пружины, а шток поднимается на такую величину, что клапан не может касаться поверхности штока.
Ускорительный клапан предназначен для уменьшения времени срабатывания привода стояночной тормозной системы за счет сокращения длины магистрали впуска и выпуска воздуха из пружинных энергоаккумуляторов через клапан.
Клапан поршневой, размещается и крепится внутри правого лонжерона рамы в зоне задней тележки. Состоит (рис. 109) из корпуса, поршня, корпуса с выпускным и впускным клапанами, пружины, деталей крепления и уплотнения.
Рис. 109. Ускорительный клапан:
а — устройство; б — отторможенное положение; в — положение при торможении; I — вывод к цилиндрам энергоаккумуляторов; II — атмосферный вывод; III — вывод к воздушному баллону; IV — вывод к ручному тормозному крану; 1 — выпускной клапан; 2 — управляющая камера; 3 — поршень; 4 — впускной клапан; 5 — пружина; 6 — корпус клапанов
Корпус клапана, поршень и корпус атмосферного вывода отлиты из алюминиевого сплава.
Корпус состоит из двух частей. В вертикальной части расточены два отверстия, предназначенные для обеспечения перемещения и направления движения поршня, и имеется вывод IV, соединенный с краном управления стояночной тормозной системой.
В нижней части корпуса имеются два клапана и два вывода. Вывод I соединен с пружинными энергоаккумуляторами. Вывод III соединен с воздушными баллонами стояночной тормозной системы. В перегородке нижней части корпуса запрессовано седло впускного клапана. Корпус клапанов нижней частью установлен в отверстии корпуса атмосферного вывода и может в нем перемещаться. Корпус изготовлен из сополимера.
Выпускной клапан представляет собой резиновое уплотни-тельное кольцо, надетое на верхнюю часть корпуса клапанов. Роль седла клапана выполняет обработанная поверхность поршня. Резиновое кольцо впускного клапана надето на выступ корпуса клапана и имеет шайбу.
Атмосферный вывод имеет резиновый клапан, который не допускает попадания грязи в полость клапана. Таким образом, в клапане имеются три полости. Верхняя над поршнем управляющая и соединена трубопроводом через вывод IV с краном управления. Средняя под поршнем соединена с пружинными электроаккумуляторами через вывод I. Нижняя полость вокруг клапана соединена через вывод III с воздушными баллонами.
Когда стояночная тормозная система выключена, то воздух от крана управления через вывод IV поступает в полость над поршнем. Под действием воздуха поршень перемещается вниз, прижимается к выпускному клапану и перемещает корпус клапанов вниз. При этом впускной клапан открывается и воздух от вывода III поступает в вывод I и далее к пружинным энергоаккумуляторам.
Давление воздуха в полостях над поршнем и под поршнем всегда одинаково (сжатый воздух к выводам III и IV подводится от одного и того же баллона), но площадь поршня сверху, на которую действует давление воздуха, больше, чем снизу, поэтому поршень находится в нижнем положении и впускной клапан открыт полностью.
При торможении автомобиля воздух -из полости над поршнем через кран управления выходит в атмосферу. Поршень под давлением воздуха снизу перемещается вверх. Вместе с ним под действием пружины перемещается и корпус клапанов. Впускной клапан закрывается, а поршень, продолжая перемещаться вверх, отрывается от выпускного клапана. Воздух из пружинных энергоаккумуляторов через вывод I, отверстие в корпусе клапанов и атмосферный вывод выходит в атмосферу. Автомобиль затормаживается.
Клапан обладает следящим действием. Давление в полости над поршнем снижается до тех пор, пока усилие, действующее на поршень сверху, не станет больше, чем снизу. После этого поршень перемещается вниз и закрывает выпускной клапан, прекращая выпуск воздуха в атмосферу.
Двухмагистральный перепускной клапан служит для управления пружинными энергоаккумуляторами с помощью привода стояночной тормозной системы и крана аварийного растормаживания. Он крепится вместе с ускорительным клапаном внутри правого лонжерона рамы.
Клапан (рис. 110) состоит из корпуса, крышки и уплотнителя. Вывод В клапана соединен с краном аварийного растормаживания стояночной тормозной системы, вывод А — с ускорительным клапаном, вывод С — с пружинными энергоаккумуляторами.
Рис. 110. Двухмагистральный клапан:
а — исходное положение; б — подвод воздуха от ускорительного клапана; в — подвод воздуха от крана аварийного растормаживания; 1 — корпус; 2 — уплотнитель; 3 — уплот-нительное кольцо; 4 — крышка
При подходе к выводу В воздух прижимает уплотнитель к правому седлу и проходит к выводу С и пружинным энергоаккумуляторам. При подходе к выводу А воздух прижимает уплотнитель к левому седлу и проходит к выводу С.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство приборов привода стояночной тормозной системы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы