Трактор «Беларусь» выполнен по обычной для сельскохозяйственных тракторов схеме: переднее расположение двигателя и заднее расположение ведущих колес, сиденья тракториста и прицепного устройства.
Выпускавшиеся до марта 1957 г. две модели — модель МТЗ-1 и модель МТЗ-2 отличаются одна от другой только конструкцией передней оси (расстановкой передних колес): у модели МТЗ-1 передние колеса сближенные (сдвоенные), а у модели МТЗ-2-широко расставленные, с регулируемой колеей, совпадающей со следом задних колес.
В настоящее время заводом выпускается модель МТЗ-5, которая по сравнению с моделью МТЗ-2 обладает большей универсальностью, лучшими показателями по металлоемкости и топливной экономичности, имеет повышенную мощность двигателя и другие улучшения. Все три модели трактора показаны на рис. 1-7.
Конструкция остова трактора полурамная. Остов состоит из полурамы, корпуса главной муфты сцепления и корпуса коробки передач и заднего моста.
На передний брус полурамы установлен радиатор охлаждения двигателя с масляным радиатором и регулируемыми с места тракториста жалюзи.
Двигатель шарнирной передней опорой установлен на передний брус полурамы. В задней части двигатель через картер маховика жестко прикреплен к фланцу корпуса муфты сцепления.
Спереди, сверху и с боков двигатель закрыт облицовкой (капотом); боковины капота съемные. Сзади, в верхней части, облицовка заканчивается инструментальным
ящиком, на верхней наклонной части которого размещены контрольные приборы двигателя: манометры и термометры воды и масла.
За двигателем в корпусе, являющемся составной частью остова трактора, расположена главная муфта сцепления. К корпусу муфты сцепления прикреплен общий корпус коробки передач и заднего моста (так называемый корпус трансмиссии).
В корпусе коробки передач и заднего моста расположены: коробка передач, главная передача и дифференциал, конечные (бортовые) передачи, вал отбора мощности, тормозные валики с шестернями и механизм блокировки дифференциала.
Между муфтой сцепления и коробкой передач установлена упругая соединительная муфта.
К задней стенке корпуса коробки передач и заднего моста прикреплен гидравлический механизм и механизм навески.
На верхней крышке заднего моста установлен топливный бак основного двигателя. Топливный бак пускового двигателя прикреплён к передней стенке инструментального ящика.
Трактор оборудован колесами с пневматическими шинами низкого давления. Камеры задних, колес имеют водо-воздушный вентиль для наполнения их жидкостью с целью увеличения сцепного веса трактора. На трактор можно устанавливать ведущие колеса с пневматическими шинами двух размеров: 11-38” и 8,25-40”.
Трактор при отправке с завода комплектуется ведущими колесами размером 11-38”. Пневматические колеса размером 8,25-40” в комплект трактора не входят и поставляются заводом по требованию потребителя, по специальному заказу.
Ведущие (задние) колеса защищены штампованными крыльями. Крылья прикреплены к рукавам полуосей конечных передач. Для жесткости крылья скреплены
между собой листом, который одновременно служит облицовкой передней части топливного бака.
К вертикальным стенкам крыльев прикреплено сиденье тракториста. Сиденье тракториста расположено над задним мостом и топливным баком и рассчитано на двух человек.
Рычаги и педали управления механизмами силовой передачи — главной муфты сцепления, коробки передач, вала отбора мощности, блокировки дифференциала, тормозов — расположены перед сиденьем тракториста.
Рулевое управление смещено вправо и прикреплено с правой стороны остова трактора к боковой стенке корпуса муфты сцепления. При таком расположении рулевого управления тракторист смещен к правому крылу, что улучшает обозреваемость.
На рулевой колонке, под рулевым колесом, укреплены рычаги управления подачей топлива и управления гидравлическим механизмом.
На тракторе установлено жесткое, маятникового типа, регулируемое по высоте и в горизонтальной плоскости прицепное (тяговое) устройство.
Приводной шкив устанавливают с левой стороны трактора на боковой стенке корпуса коробки передач и заднего моста. Этот агрегат не является постоянным на тракторе и его устанавливают по требованию потребителей.
К этому же месту крепится ходоуменьшптель, обеспечивающий возможность уменьшения скорости движения трактора при использовании трактора в агрегате с рассадопосадочными и другими машинами.
Для освещения на тракторе установлены три фары: две фары, передние, прикреплены к боковым стенкам инструментального ящика и одна фара, задняя, прикреплена на правом крыле.
Выпускаемый в настоящее время трактор МТЗ-5 (рис. 3) имеет независимый привод к валу отбора мощности, более мощный и экономичный двигатель, гидравлическую навесную систему с выносными цилиндрами и трехзолотниковым распределительным устройством, вследствие чего область применения его по сравнению с трактором МТЗ-2 значительно больше.
Независимый привод к валу отбора мощности обеспечивает возможность производить отбор мощности для привода механизмов сельскохозяйственных машин как во время движения, так и при остановленном тракторе. Причем в моменты остановки и трогания трактора передача движения к механизмам сельскохозяйственных машин не прерывается. Вследствие этого трактор может агрегатироваться с безмоторным зерновым комбайном, различными уборочными и другими машинами. Для осуществления независимого привода к валу отбора мощности изменена конструкция муфты сцепления. На тракторе МТЗ-5 муфта сцепления двойная, один из ведомых дисков которой соединен с трансмиссией, а второй через пару цилиндрических шестерен — с валом отбора мощности.
При работе с машинами, которые требуют не только буксировки, но и привода их механизмов, затраты мощности трактора возрастают. Чтобы успешно работать с такими машинами, максимальная мощность двигателя на тракторе МТЗ-5 повышена до 45 л. с. вместо 37 л. с. на тракторе МТЗ-2. Одновременно с повышением мощности значительно снижен удельный расход топлива, что обеспечивает экономичную работу трактора. Гарантийный удельный расход топлива у двигателя. Д-40К трактора МТЗ-5 доведен до 210 г/э.л. с. ч.
При гидравлической навесной системе трактора МТЗ-5 можно осуществлять раздельное управление с места тракториста тремя рабочими цилиндрами — основным цилиндром, постоянно закрепленным на тракторе, и двумя выносными цилиндрами двустороннего действия.
Выносные цилиндры обеспечивают работу широкой номенклатуры многосекционных навесных машин и прицепных машин с гидравлическим управлением. Вследствие наличия трех цилиндров, управляемых трактористом, количество рабочих, занятых на обслуживании тракторных агрегатов, уменьшается.
При навесной системе трактора МТЗ-2 можно управлять только одним цилиндром одностороннего действия, постоянно закрепленным на тракторе.
На тракторе МТЗ-5 для использования его на различных работах в ночное время установлено электрооборудование с более мощным генератором и увеличенным количеством точек освещения. Мощность генератора повышена с 60 до 180 вт, что обеспечивает питание четырех фар трактора и двух дополнительных фар, которые могут быть установлены на сельскохозяйственной машине. Мощность генератора трактора МТЗ-2 обеспечивает питание только трех фар.
Несмотря на введение ряда новых узлов, вес трактора МТЗ-5 не только не увеличен, но и значительно снижен по сравнению с весом трактора МТЗ-2.
Вследствие снижения веса трактор. МТЗ-5 имеет меньшее удельное давление шин на грунт, а в связи с этим и повышенную проходимость. Проходимость трактора повышена также в результате применения на передних колесах увеличенного размера шин 6,00-16” вместо 5,5—16”.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Устройство трактора «Беларусь»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы