Увеличитель крутящего момента (УКМ) предназначен для преодоления временных дополнительных сопротивлений движению тракторного агрегата на всех основных передачах.
Увеличение тяговых усилий на 25% достигается за счет понижения скорости движения трактора, без его остановки. УКМ не требует затрат времени на переключение передач, дает возможность трогать с места и разгонять тракторный агрегат на повышенной передаче, а также позволяет получить две резервные передачи переднего хода и одну заднего хода.
Увеличитель крутящего момента (рис. 1) представляет собой планетарный редуктор с фрикционной муфтой сцепления и роликовой муфтой свободного хода (муфтой обгона). Корпус увеличителя закреплен болтами на передней стенке корпуса трансмиссии.
В переднем отсеке корпуса увеличителя крутящего момента размещена фрикционная муфта сцепления, а в заднем— планетарный редуктор. Муфта сцепления УКМ сухая, однодисковая, постоянно-замкнутого типа. Ступица муфты сцепления посажена на шлицевой конец водила, а ступица ведущего диска — на шлицы ведущего вала.
В отсеке фрикционной муфты установлен тормозок, который служит для торможения водила планетарного редуктора.
Ведущий вал УКМ3, изготовленный как одно целое с ведущей шестерней планетарного редуктора, вращается в подшипниках. На шлицы его переднего конца посажена вилка кардана. Ведомый вал также изготовлен как одно целое с ведомой шестерней и установлен передним концом на игольчатые ролики в расточке ведущего вала, а задним концом — на шариковом подшипнике в водиле планетарного редуктора. Зубчатая муфта соединяет ведомый вал с первичным валом коробки передач.
Водило планетарного редуктора, установленное в шариковом и роликовом подшипниках, может вращаться только в направлении вращения коленчатого вала дизеля. Вращению его в противоположном направлении препятствует муфта свободного хода.
Основными деталями муфты свободного хода являются кольцо, напрессованное на шейку переднего конца водила, корпус и ролики. На внутренней поверхности корпуса имеется десять клиновидных выемок, в которых и располагаются ролики.
При вращении водила в направлении вращения коленчатого вала дизеля (по часовой стрелке, если смотреть спереди) ролики через плунжеры, дополнительно сжимая пружины, увлекаются в направлении увеличителя клинообразного зазора и не препятствуют вращению водила планетарного редуктора.
В обратном направлении водило не может вращаться, так как ролики заклинивают внутреннюю обойму, останавливая ее и водило.
В водиле планетарного редуктора на осях установлены три блока шестерен (сателлитов); одна из шестерен каждого блока находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала, а другая — с шестерней ведомого вала.
Вращение водила планетарного редуктора происходит при выключенном УКМ, когда оно связано муфтой сцепления увеличителя крутящего момента с ведущим валом, получающим вращение от дизеля через карданную передачу.
При включении УКМ его муфта сцепления выключается, водило отъединяется от ведущего вала и останавливается муфтой свободного хода.
Включение и выключение муфты сцепления УКМ производится рычагом. Механизм выключения муфты сцепления УКМ и тормозок сблокированы при помощи тяг с механизмом выключения главной муфты сцепления, и поэтому при выключении последней выключается и муфта сцепления УКМ.
УКМ следует включать в работу только при преодолении кратковременных повышенных сопротивлений движению и при трогании с места тяжело нагруженного трактора.
Смазка подшипников, роликов муфты свободного хода и шестерен планетарного редуктора производится под давлением, создаваемым шестеренчатым насосом (рис. 52). Привод вала насоса осуществляется от дополнительного вала коробки передач.
В процессе эксплуатации УКМ необходимо следить за давлением масла в его магистрали. Давление масла по манометру должно находиться в пределах 0,03—0,11 МПа (0,3— 1,1 кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала дизеля 30 С-1 (1800 об/мин).
Насос проверяют на стенде. При частоте вращения ведущей шестерни 36,1 С“1 (2170 об/мин) и работе на горячем моторном масле (80—90 °С) или смеси моторного масла и топлива в пропорции 1:1 подача насоса должна быть не менее 12 л/мин и давление в полости нагнетания — 0,07—0,09 МПа (0,7—0,9 кгс/м2). Начало открытия предохранительного клапана регулируют на величину давления 0,23—0,25 МПа (2,3— 2,5 кгс/см2).
Обслуживание увеличителя крутящего момента заключается в своевременной проверке уровня масла и доливке его в картер планетарного редуктора, в смазывании переднего подшипника ведущего вала, своевременной и правильной регулировке его фрикционной муфты сцепления и тормозка.
Заправку картера планетарного редуктора производите моторным маслом, применяемым для смазывания дизеля.
Уровень масла в картере планетарного редуктора должен быть не ниже нижней метки и не выше верхней метки масло-измерителя.
При уровне масла ниже нижней метки работа категорически запрещается.
Переполнение маслом картера УКМ приводит к перегреву масла и деталей увеличителя (выше +90°С), к нарушению герметичности сальниковых уплотнений, перетеканию масла в сухой отсек муфты сцепления или в картер коробки передач и заднего моста. Уровень масла в картере планетарного редуктора надо проверять при вывернутом положении пробки заливной горловины.
Давление масла в масляной магистрали УКМ при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля должно быть в пределах 0,03—0,11 МПа (0,3—1,1 кгс/см2) — верхний предел давления масла соответствует начальному периоду работы при температуре масла +40 °С; в холодное время года, когда масло густое, давление в системе смазки УКМ при запуске дизеля может подниматься выше указанного предела.
Если давление масла ниже допустимого предела, то необходимо проверить правильность показания манометра, уровень масла в картере УКМ, не загрязнена ли маслоподво-дящая трубка манометра и, отвернув накидную гайку, убедиться, работает ли маслонасос, т. е. поступает ли масло из сверленного канала корпуса УКМ в штуцер трубки манометра.
Перед снятием увеличителя крутящего момента с трактора необходимо снять ведущий вал ВОМ, так как он входит в шлицы ведущего вала УКМ и без его демонтажа снять увеличитель невозможно.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Увеличитель крутящего момента трактора ДТ-75В"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы