Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили и трактора

Публикация:
   Вал отбора мощности и приводной шкив

Читать далее:




Вал отбора мощности и приводной шкив

Вал отбора мощности (ВОМ) используют для приведения в действие рабочих органов присоединенных к трактору машин.

ВОМ может быть расположен сзади, сбоку и спереди трактора. На многих тракторах имеется несколько валов отбора мощности. Обычно основной ВОМ размещается сзади и имеет постоянную частоту вращения (при постоянной частоте вращения коленчатого вала дизеля). Иногда привод ВОМа выполняют так, что обеспечивается изменение его частоты вращения с включением другой передачи в коробке передач. Такой привод ВОМа называют синхронным. ВОМ делает определенное число оборотов на один метр пути трактора, независимо от включенной передачи.

Привод ВОМа, вращающегося с постоянной частотой, делают зависимым, полунезависимым и независимым от силовой передачи на ведущие колеса.

Зависимый привод. ВОМ включается и выключается только при неподвижном тракторе. При остановке трактора ВОМ также останавливается.

При полунезависимом приводе можно останавливать трактор, не выключая ВОМа. При выключении ВОМа трактор останавливается.

Независимый привод позволяет выключать и включать ВОМ при движущемся тракторе и останавливать трактор, не нарушая работы ВОМа.

Рис. 1. Схемы приводов ВОМа: а — зависимый; б — полунезависимый; е — независимый; г — зависимый и независимый; д — независимый и синхронный; КП — коробка передач; 1 — ведущие части муфт сцепления; 2 — ведомые части муфт сцепления; S — первичные валы коробок передач; 4 — вторичные валы коробок передач; 5 — валы привода ВОМа; S — шестерни зависимого привода ВОМа; 7 — ведомые шестерни; 8 и 9 — шестерни полунезависимого привода ВОМа; 10 — ведомая часть муфты ВОМа; tl — шестерни независимого привода ВОМа; 12 и 13 — шестерни синхронного привода ВОМа; 14— кулачковая (зубчатая) муфта включения ВОМа; 15 — фрикционная муфта сцепления ВОМа

Рис. 2. BOM трактора МТЗ-50: а — устройство; б — схема работы; 1 — рычаг управления ВОМом; 2 — тяга; 3 — пружина; 4 — рычаг; 5 — установочное отверстие; 6 — регулировочные винты; 7 — кронштейн (ось) тормозных лент; 8 — ВОМ; 9 — крышка; 10 — тормоз остановки ВОМа; 11 — тормоз включения ВОМа — тормоз солнечной шестерни редуктора; 12 — сателлит; 13— ось сателлита; 14— водило; 15 —солнечная шестерня; 16 — планетарная (коронная) шестерня; 17— вал; 18 — браслетная пружина фиксатора; 19— муфта переключения на независимый или синхронный привод; 20 — кулачок на торце шестерни 23; 21 — внутренний вал привода ВОМа; 22 — рукоятка переключения муфты; 23 — ведущая шестерня редуктора коробки передач; I — включен синхронный привод, но ВОМ выключен и остановлен тормозом; II — включен независимый привод, но ВОМ выключен (оба тормоза расторможены); IIIВОМ включен (тормоз 11 затянут, а 10 отпущен)

У некоторых тракторов ВОМ можно переключать с зависимого привода на независимый или с независимого на синхронный.

В сельскохозяйственном производстве иногда необходимо привести в действие при помощи ременной передачи стационарные машины, установленные в местах, где нет электрической энергии (временная работа и т. д.). В этих случаях используют трактор, оборудованный приводным шкивом, который приводится в действие от ВОМа. На самоходном шасси Т-16М шкив располагают на переднем брусе рамы; приводится в действие от переднего ВОМа через карданный вал.

У трактора ДТ-20 шкив устанавливают справа на конце ведущего вала коробки передач (боковой ВОМ). Направление его вращения можно изменять реверсом. Включается и выключается шкив главной муфтой сцепления.

Устройство и действие заднего ВОМа трактора МТЗ-50 показано на рисунке 1.

Чтобы ВОМ полностью выключался, включался и работал, не пробуксовывая, регулируют длину тяги и действие тормозов планетарного редуктора.

При нейтральном положении рычага (защелка фиксатора в среднем углублении) отверстие рычага должно совпадать с резьбовым отверстием корпуса заднего моста. Если отверстия не совпадают, изменяют длину тяги.

Тормоза регулируют винтами. Для этого фиксируют положение рычага, пропустив через отверстие винт и ввернув его в отверстие корпуса заднего моста. Затем завертывают с моментом 0,8-1,0 кгс-м (84-10 н-м) винты до отказа и отвертывают каждый на три оборота. В противном случае винты нужно отвернуть еще на по.4-оборота.

BOM трактора ДТ-75 вращается с постоянной частотой, икгеет независимый привод. На время пользования ВОМ включают зубчатой муфтой. При работе ВОМ включают и выключают фрикционной непостоянно замкнутой муфтой сцепления.

Чтобы у трактора ДТ-75 ВОМ действовал без пробуксовки и полностью выключался, регулируют его муфту сцепления. У муфты сцепления между регулировочной и упорной шайбами должен быть зазор 0,75-М,25 мм. Его изменяют, навинчивая или свинчивая регулировочную шайбу.

Вал отбора мощности (ВОМ) служит для привода рабочих органов машин, агрегатируемых с трактором. Его можно использовать для привода рабочих органов стационарных машин. Валы отбора мощности различают по месту расположения их на тракторе, скорости вращения и принципу управления.

Валы отбора мощности всех тракторов (за исключением самоходного шасси Т-16М) расположены позади. В дополнение к ним у колесных универсальных тракторов предусмотрены выводы вала отбора мощности по бокам и впереди трактора. У самоходных шасси Т-16М вал отбора мощности выведен только вперед.

Валы отбора мощности вращаются с постоянным или синхронным числом оборотов. У ВОМ с постоянным числом оборотов скорость вращения не зависит от скорости движения трактора, а зависит только от числа оборотов двигателя. Скорость вращения таких валов стандартизирована и равна 535± 15 об/мин и 1000 об/мин (К-700) при номинальном числе оборотов двигателя.

Число оборотов синхронного ВОМ пропорционально поступательной скорости движения трактора и зависит от передаточного числа включенной передачи. Синхронный ВОМ применяется для вращения высевающих аппаратов сеялок и культиваторов-растениепитателей, работа высевающего аппарата которых должна быть соразмерена со скоростью движения трактора. Синхронный ВОМ необходим также для передачи части мощности двигателя прицепу с активной осью. При этом число оборотов ВОМ должно быть таким, чтобы окружные скорости ведущих колес трактора и прицепа были равными.

Рис. 3. Схемы валов отбора мощности: а — зависимый ВОМ; б — независимый ВОМ, управление которым осуществляется специальной муфтой сцепления или планетарным редуктором: 1 — маховик; 2 — муфта сцепления трактора; 3 — трубчатый вал силовой передачи; 4 — приводной вал к ВОМ; 5 —стенка корпуса заднего моста; 6 — понижающий редуктор с муфтой сцепления или планетарным механизмом; 7 — ВОМ; в — независимый ВОМ, управление которым осуществляется двухпоточной муфтой сцепления/ — ведомый диск муфты сцепления силовой передачи; 2 — отжимной рычаг муфты сцепления силовой передачи; 3 — отводка муфты сцепления ВОМ; 4 — вал, передающий вращение силовой передаче; 5 — ВОМ; 6 — отводка муфты сцепления силовой передачи; 7 — отжимной рычаг муфты сцепления ВОМ; 8— ведомый диск муфты сцепления ВОМ; 9— трубчатый вал привода ВОМ; г — частично независимый ВОМ: 1 — ведомый диск привода к ВОМ; 2 — упор; 3 — отводка; 4— вал силовой передачи; 5 — педаль муфты сцепления; 6 — ВОМ; 7 — задний нажимной диск; 8 — ведомый диск силовой передачи; 9 — трубчатый вал

В качестве синхронного ВОМ используются валы силовой передачи (например, у трактора Т-25 внутренние концы полуосей ведущих колес). Передаточное число синхронных ВОМ рассчитывается так, чтобы ВОМ делал 3,3—3,5 оборота на один метр пути трактора.

По принципу управления ВОМ подразделяются на зависимые, частично независимые и независимые.

Если привод ВОМ осуществляется через муфту сцепления и первичный вал коробки передач (или какой-либо другой вал силовой передачи), то при выключении муфты сцепления вместе с остановкой трактора прекращает вращение и ВОМ. Такие ВОМ называют зависимыми. Если привод зависимого ВОМ осуществляется от первичного вала коробки передач, он делает постоянное число оборотов, а если он приводится во вращение от какого-либо другого вала силовой передачи — синхронное.

Валу отбора мощности с зависимым приводом (Т-25, Т-74, ДТ-75, ДТ-75М) свойственны весьма существенные недостатки. При трогании с места разгон агрегата и рабочих органов машины происходит одновременно, а это требует повышенной (до 30%) мощности двигателя и перерасхода топлива. Зависимый привод ВОМ не позволяет вращать рабочие органы машины при остановленном агрегате, что бывает необходимо для

устранения забивания машины зеленой массой. При холостых заездах на поворотной полосе необходимы остановки, связанные с потерями мощности, топлива и времени, так как зависимый привод ВОМ нельзя включать и выключать на ходу трактора.

Все эти недостатки исключаются, если ВОМ приводится в действие непосредственно от коленчатого вала двигателя независимо от силовой передачи, иными словами, является независимым. По конструкции независимые ВОМ можно разбить на две группы. К первой относятся ВОМ, управление которыми осуществляется от специальных муфт сцепления, объединенных в одно общее устройство с муфтой сцепления трактора (двухпоточные муфты сцепления). Вторая группа имеет самостоятельные механизмы для управления работой ВОМ. Эти механизмы представляют собой либо специальные фрикционные муфты сцепления, либо планетарные редукторы.

У вала отбора мощности второй группы в трубчатом валу силовой передачи помещен вал привода ВОМ. Вал шлицевым концом соединен через втулку с маховиком двигателя. Второй конец вала соединяется с механизмом управления работой ВОМ и с понижающим редуктором, который размещен на задней стенке корпуса силовой передачи. Редуктор снижает число оборотов ВОМ до установленных стандартом. У трактора МТЗ-50 понижающим редуктором и механизмом управления работой ВОМ служит планетарный механизм. У тракторов ДТ-75 первых выпусков и Т-4 понижающий редуктор состоит из цилиндрических шестерен, а для управления работой ВОМ применяются многодисковые фрикционные муфты сцепления.

Двухпоточная муфта сцепления трактора Т-40 передает независимо два потока мощности: через ведомый диск на вал силовой передачи и через ведомый диск на трубчатый вал и далее валу отбора мощности. Муфта сцепления силовой передачи и муфта сцепления ВОМ включаются и выключаются раздельно, при этом отводки воздействуют на отжимные рычаги через независимую систему рычагов, тяг и педалей.

Существуют также и частично независимые ВОМ. Частично независимый привод отличается от независимого тем, что он не допускает включения и отключения ВОМ без остановки трактора, но может работать при остановленном тракторе. Такой привод имеют тракторы ЮМЗ-6М/6Л и самоходное шасси Т-16М.

Двухпоточная муфта сцепления имеет одну общую педаль управления для главной муфты и муфты ВОМ. Ведомый диск связан валом с первичным валом коробки передач, а диск через трубчатый вал и шестерни — с валом отбора мощности. При нажатии на педаль происходит последовательное выключение вначале главной муфты сцепления, а при последующем ходе (трактор в это время остановлен), если это необходимо, муфты ВОМ.

Для того чтобы обеспечить агрегатирование трактора с различными машинами, требующими привода от ВОМ, шлицевые хвостовики ВОМ, а также их пространственные координаты стандартизированы. Направление вращения всех ВОМ (кроме синхронных) принято по часовой стрелке, если смотреть по движению трактора. Для безопасности работы хвостовик ВОМ закрывается защитным кожухом.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Вал отбора мощности и приводной шкив"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства