Вентиляторы — механизмы, предназначенные для перемещения воздуха или другого газа при давлении не более 1200 кгс/м2. В движение вентиляторы приводятся электродвигателями.
Классификация вентиляторов. По конструкции и принципу действия вентиляторы подразделяются на радиальные (центробежные) и осевые.
По направлению вращения рабочего колеса, если смотреть со стороны всасывания, вентиляторы бывают:
— правого вращения (правые) — колесо вращается по часовой стрелке;
— левого вращения (левые) — колесо вращается против часовой стрелки.
В зависимости от состава перемещаемой среды вентиляторы изготовляют:
— обычные — для перемещения неагрессивных газов с температурой не выше 150 °С и не содержащих липких веществ;
— антикоррозионные — для перемещения газообразных коррозионных сред;
— взрывобезопасные — для перемещения взрывоопасных сред; термостойкие — для перемещения среды с повышенной температурой;
— пылевые — для перемещения воздуха с содержанием пыли более 150 мг/м3, а также для перемещения стружки, древесной и металлической пыли и др.
Для удаления воздуха из промышленных зданий применяют крышные вентиляторы.
Для транспортирования газообразных коррозионных сред применяют вентиляторы, изготовленные из пластмасс или со специальным защитным покрытием, а для транспортирования взрывоопасных смесей — вентиляторы из алюминия или пластмасс.
В зависимости от конструктивных исполнений вентиляторы изготовляют:
с непосредственным соединением с электродвигателем с соединением на эластичной муфте с клиноременной передачей и постоянным передаточным отношением с регулирующей бесступенчатой передачей (вариаторы, гидравлические и электрические муфты скольжения).
Рис. 1. Схемы конструктивных исполнений вентиляторов:
а — вентилятор непосредственно соединен с электродвигателем, б, в, д — вентилятор и электродвигатель соединены эластичной муфтой, г, е, ж — вентилятор и электродвигатель соединены клиноременной передачей; 1 — вентилятор, 2 — электродвигатель, 3 — эластичная муфта, 4 — клиноременная передача
Непосредственное соединение электродвигателя с вентилятором и соединение их с помощью эластичной муфты используют при совпадении скоростей вращения электродвигателя и вентилятора.
Соединительная муфта состоит из двух стальных или чугунных полумуфт, стальных пальцев и резиновых колец. Полумуфты насаживают на валы электродвигателя и вентилятора. В специальные углубления помещают резиновые кольца упругой втулки, после чего вставляют пальцы с пружинными шайбами и затем полумуфты соединяют.
При несовпадении скоростей вращения вентилятора и электродвигателя используют соединение этих механизмов с помощью плоскоременной или клиноременной передачи. Соединение с помощью плоскоременной передачи, когда на гладкие шкивы вентилятора и электродвигателя надевают плоский ремень, применяют очень редко, так как в этом случае требуется значительное расстояние между валами вентилятора и электродвигателя.
Соединение с помощью клиноременной передачи осуществляется шкивами, имеющими канавки клиновидной’формы, в которые вставляются ремни такой же формы. Количество канавок в шкивах, размер и длину ремней определяют расчетом.
Рис. 2. Соединительная муфта:
1 — полумуфты, 2 — палец с пружинной шайбой, 3 — резиновое кольцо
Производительность и напор вентиляторов регулируют путем изменения скорости вращения, что позволяет сократить расход электроэнергии. Изменение скорости вращения достигают посредством установки гидромуфты.
Основными деталями осевого вентилятора служат рабочее колесо-крыльчатка с насаженными на втулку лопатками, металлическая обечайка, цилиндрической формы, и электродвигатель. Лопатки рабочего колеса могут быть неподвижно закрепленными на втулку или поворотными. Количество лопаток от 2 до 32. Рабочее колесо чаще всего насаживается непосредственно на ось электродвигателя, хотя в некоторых случаях вентилятор соединяется с электродвигателем с помощью клиноременной передачи.
Работа осевого вентилятора основана на принципе винта. Роль винта выполняют лопасти вентилятора, а роль гайки — воздух.
Осевые вентиляторы изготовляют правого и левого вращений. В зависимости от направления вращения рабочего колеса осевые вентиляторы могут перемещать одинаковое количество воздуха в одну и другую сторону. Для этого необходимо рабочее колесо перевернуть на 180° и изменить направление вращения электродвигателя. Такие осевые вентиляторы называются реверсивными.
Осевые вентиляторы типа 06-320 от № 4 до № 12 и типа У от № 12 до № 20 изготовляют из стали, а типа 06-320 ат № 5 до № 12 — из разнородных металлов.
Рис. 3. Осевой вентилятор 06-320:
1 — рабочее колесо-крыльчатка, 2 — лопатки, 3 — обечайка, 4 — электродвигатель
Рис. 4. Вентилятор крышной:
а — осевой, б – центробежный; 1 — электродвигатель, 2 — рабочее колесо, 3 — люк, 4 – самооткрывающийся клапан, 5 — кожух, 6 — зонт, 7 — откидной колпак
Осевые крышные вентиляторы выполняют с непосредственным приводом от электродвигателя. Эти вентиляторы применяют для общеобменной вытяжной вентиляции, которая не имеет сети воздуховодов, а также в тех случаях, когда удаляемый воздух требуется направить сосредоточенной струей вверх. В этом случае зонт не устанавливают.
Центробежные крышные вентиляторы изготовляют двух типов: с рабочим колесом, насаженным непосредственно на вал фланцевого электродвигателя, и с клиноременным приводом. Эти вентиляторы применяют для вытяжной вентиляции как с сетью воздуховодов, так и без нее.
Промышленность изготовляет крышные вентиляторы следующих типов: КЦЗ-90 № 4, 5 и 6, 3 — центробежные, КЦ4-84-В № 8, 10 и 12 — центробежные виброизолированные; ЦЗ-04 № 4, 5 и 6 — осевые с колесом и ЦЗ-04 № 8-В и 12-В — осевые виброизолированные с колесом. Кроме того, выпускают крышные центробежные вентиляторы коррозионностойкие из титановых сплавов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Вентиляторы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы