Винтовые компрессоры, применяемые в автокомпрессорах, бывают двух типов: маслозаполненные и сухого сжатия. Маслозаполненными называются компрессоры, в полости сжатия которых вводится значительное количество масла одновременно для смазывания, охлаждения и уплотнения механизма движения.
В компрессорах сухого сжатия при сжатии воздуха в рабочие полости не подаются смазывающая и охлаждающая жидкости. Охлаждение этих компрессоров осуществляется или интенсивным внешним обдувом корпуса холодным воздухом, или газом от вентилятора, или жидкостью (водой, маслом), которая подается через полые каналы в корпусе.
В винтовых компрессорах устанавливают два ротора (винта). Винты винтовых компрессоров представляют собой цилиндрические ко-созубые крупномодульные шестерни с зубьями специального профиля. Профили винтов могут быть циклоидальные, окружные и эллиптические. Профили зубьев парных винтов подбирают так, чтобы при взаимной обкатке винтов их зубья находились в синхронной связи. Между винтами, а также между винтами и корпусом должны быть малые, но достаточные для вращения роторов зазоры.
Корпус комрессора обычно имеет поперечный разъем в плоскости торца всасывания, корпус компрессоров с винтами больших диаметров — продольный разъем.
Маслозаполненный компрессор (рис.177). При вращении роторов через патрубок воздух заполняет по всей длине те полости нарезки роторов, которые в это время оказались соединенными с атмосферой (рис. 177,а). При дальнейшем вращении роторов (рис. 177,6) воздух, заполнивший винты роторов, отсекается от патрубка и подвергается выступами винтов постепенному сжатию.
При этом четез трубку в рабочую полость подается масло поддавлением, которое, смешиваясь с сжимаемым воздухом, охлаждает его и образует масловоздушную смесь. Сжатие продолжается до тех пор, пока винты роторов, наполненные масло-воздушной смесью, не подойдут к нагнетательному патрубку (рис. 177,в) и заканчивается в момент соединения впадин винтов с патрубком (рис. 177,г) нагнетания. Величина внутреннего сжатия воздуха в винтовом компрессоре зависит от расположения окна нагнетания и его размеров: с уменьшением окна внутреннее сжатие воздуха будет увеличиваться, с увеличением — уменьшаться.
Рис. 177. Винтовой маслозаполненный компрессор:
1, 4 — всасывающий и нагнетательный патрубки; 2 — ротор; 3 – трубка подвода масла.
Наличие масла в рабочем пространстве маслозаполненных компрессоров позволяет упростить или вовсе исключить ряд сборочных единиц машины. Концевые уплотнения на стороне нагнетания валов представляют собой свободно насаженную на вал ротора втулку с наружными кольцевыми канавками. В канавки и в зазор между втулкой и корпусом подается под давлением масло, создающее масляный затвор, который препятствует проходу воздуха. Эти простые, но эффективные уплотнения имеют малые осевые размеры, что позволяет сократить расстояние между опорными подшипниками и уменьшить прогибы роторов.
В автокомпрессорах применяют маслозаполненные винтовые компрессоры типа ЗИФ и МВК. На приводном валу (рис.178) винтового компрессора ЗИФ ПВ-5 установлена полумуфта компрессора, которая соединяется с полумуфтой привода для передачи вращательного движения через шестерни роторам.
Рис. 178. Детали и сборочные единицы винтового компрессора ЗИФ ПВ-5:
1 — вал; 2 – крышка корпуса; 3 — радиально-упорный шарикоподшипник; 4 – крышка подшипника; 5 — полумуфта; 6 — манжета; 7 – дроссельный клапан; 8 – шестерня; 9 – патрубок; 10 — воздушный фильтр; 11 — рым-болт; 12 – натяжной болт; 13 — кронштейн вентилятора; 14, 17 – ведомый и ведущий шкивы вентилятора; 15 — ремень вентилятора; 16 – вентилятор; 18 – ротор.
Роторы изготовлены из стальных цельнокованых заготовок с нарезкой винтов на специальных станках. Зазоры между винтами по линиям контакта и между винтами и корпусом находятся в пределах 0,05-0,1 мм, винтами и боковыми крышками корпуса — 0,1—0,25 мм. Винты выполнены с углами закрутки эллиптического профиля. Уплотнение на валу ведущего ротора обеспечивается сальником, наличие масла в рабочих полостях создает уплотнения зазоров между роторами и корпусом, а также способствует снижению уровня шума в компрессоре.
Рис. 179. Винтовой компрессор сухого сжатия:
1 – корпус; 2, 3 — ведущий и ведомый роторы; 4 – упорный подшипник; 5, 6 – опорные подшипники; 7, 8 – шестерни; 9 – уплотнение; 10 – каналы.
Приводной вал с ведущей шестерней установлен в ради-ально-упорных шарикоподшипниках, которые запрессованы в корпус компрессора и крышку корпуса. Уплотнение на валу для предотвращения утечки масла из камеры шестерен создается с помощью сальника, в котором установлены манжеты из маслобен-зостойкой резины. На всасывающем патрубке установлены воздушный фильтр для очистки всасываемого воздуха и дроссельный клапан, который регулирует вход воздуха в компрессор. Вентилятор приводится в движение посредством ведущего и ведомого шкивов и ремней, которые натягивают с помощью кронштейна и натяжного болта. Для транспортирования компрессора в сборе установлен рым-болт.
Компрессор сухого сжатия. В корпусе (рис.179) компрессора имеются соответствующие расточки с параллельными осями, в которых помещяются ведущий и ведомый роторы. Расточки корпуса под винты пересекаются между собой, образуя в поперечном сечении фигуру в виде восьмерки. Таким образом эти расточки образуют одно общее пространство, которое с одного торца сообщается через окна всасывания с патрубком (камерой) всасывания, с другого — через окно нагнетания — с патрубком (камерой) нагнетания. Окна всасывания и нагнетания взаимно расположены по диагонали.
Ведущий ротор соединен с двигателем и имеет выпуклые широкие зубья, зубья ведомого ротора 3 вогнутые и тонкие. Крутящий момент от двигателя передается непосредственно или через мультипликатор (иногда редуктор) только ведущему ротору, ведомый ротор с зубьями воспринимает лишь небольшую долю общего крутящего момента.
На валах ведомого и ведущего роторов закреплены шестерни и 8, которые синхронизируют вращение валов, не допуская их взаимного касания. Эти шестерни называются шестернями связи.
В качестве опорных подшипников применяют подшипники скольжения или качения. Осевые усилия, действующие на роторы, воспринимаются упорными подшипниками. В непосредственной близости от винтов на валах размещены уплотнения 9. На валах роторов установлены также маслоотбойные кольца, гребни упорных подшипников, элементы уплотнения, втулки и т.д.
В корпусе компрессора имеются каналы для циркуляции по ним охлаждающей жидкости. В винтовых компрессорах отсутствуют клапаны или какие-либо другие распределительные органы, а также части, совершающие возвратно-поступательное движение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Винтовые компрессоры"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы