На пожарных автоцистернах АЦ-30 (130)-63А, АЦ-30 (53А)-106Б, а также автонасосах АН-30 (130)-64А и АНР-40 (130)-127А принципиальные схемы водопенных коммуникаций и их устройство незначительно отличаются от представленной на рис. 5.5. На этих пожарных автомобилях отсутствуют линии на лафетный пожарный ствол. Кроме того, управление водопен-ными коммуникациями на них предусмотрено только ручное. Поэтому клапаны Ду-80 и Ду-32 заменены на вентили.
У пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-42Б пневматический — привод используется только для приведения в действие распределительного клапана.
На автонасосах не имеется автоцистерн и лафетных стволов. Поэтому их водопенные коммуникации включают коллектор, напорные и всасывающий трубопроводы и коммуникации для подачи пены. Последние имеют такое же устройство как и у автоцистерн.
На напорных линиях у коллекторов установлены шаровые краны или задвижки Ду-70 на АНР-40 (130J-127A.
Водопенные коммуникации пожарного автомобиля АЦ-40 (103Г1) 181 (рис. 5.8). Насосная установка этого пожарного автомобиля размещена в средней части машины. Поэтому в водопенных коммуникациях имеются два всасывающих патрубка. Особенностью является также наличие двух баков с пенообразователем вместимостью по 280 л каждый. Соединение пено-баков с пеносмесителем типа ПС-5 производится с помощью клапанов типа Ду-32. Эти клапаны имеют ручной и пневматический приводы. Пробковые краны имеют только ручной привод. Пенообразователь можно подавать в систему из посторонней емкости через штуцер «а», открывая пробковый кран. Через этот кран возможно подавать воду для промывки пеносмесителя. Цистерна вместимостью 5000 л воды подключается к насосу типа ПН-40У с помощью клапана Ду-80. Клапан может приводиться в действие вручную или с помощью сжатого воздуха. Цистерна может заправляться водой от насоса. Вода при этом подается в коллектор и через вентиль Ду-40 поступает в цистерну. От коллектора вода через задвижки типа Ду-70 подается в лафетный ствол и к напорным трубопроводам. Мановакуумметры, а также тахометр обеспечивают контроль работы насосной установки.
Лафетный ствол установлен на крыше кабины, управление стволом только ручное и осуществляется через люк. Поворот в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится с помощью рукоятки. Лафетный ствол комплектуется насадками для подачи воздушно-механической пены или воды. Вода (или раствор пенообразователя) подается насосом по трубопроводу при открытой задвижке.
Рис. 5.9. Дистанционное управление водопенными коммуникациями:
1 — баллон воздушный; 2 — клапан-ограничитель; 3 — колонка управления; 4 — клапан Ду-32; 5 — клапан Ду-80
Дистанционное пневматическое управление водопенными коммуникациями осуществляется в соответствии со схемой рис. 5.9. На колонке управления имеются только два крана. Один из них включает клапан 5 типа Ду-80, а второй — два клапана типа Ду-32.
Водопенные коммуникации АЦ-40 (131)-153. Пожарный автомобиль АЦ-40 (131)-153 предназначен для работы в условиях низких температур. В цистерне имеется теплообменник для нагрева воды, подаваемой в рукавные линии. Это и обусловило особенности водопенных коммуникаций. В водопенных коммуникациях (рис. 5.10) используются арматура и приборы, описанные раньше. Насосная установка размещена в средней части автомобиля. Насос типа ПН-40У имеет два всасывающие патрубка, выходящие на левую и правую стороны автомобиля в средней части. По трубопроводу вода из насоса поступает в теплообменник системы охлаждения автомобиля и по трубопроводу возвращается во всасывающую полость насоса.
Водопенные коммуникации обеспечивают забор воды из цистерны 16 (ее вместимость 2340 л), а посредством всасывающих патрубков — из открытого водоема или водопроводной сети.
Клапан Ду-80 может открываться вручную или с помощью сжатого воздуха. Вода под давлением подается в коллектор и через задвижки или типа Ду-70 в напорные трубы или в лафетный ствол. Пенообразователь поступает в пеносмеситель из пенобака (его вместимость 150 л) или из посторонней емкости, подключаемой к патрубку пробкового крана типа Ду-32. Промывка пеносмесителя возможна при подаче воды через штуцер или к крану.
Рис. 5.10. Схема коммуникаций АЦ-40 (131)-153:
1 — насос; 2,9 — мановакуумметры; 3 — всасывающий па« трубок; 4, 5 — трубопроводы с кранами к теплообменнику; 6 — напорный трубопровод; 7, 12 — задвижки Ду-70; 8 — коллектор; 10 — тахометр; 11 — лафетный ствол; 13 — вентиль Ду-25; 14 — линия дозировки; 15 — клапан поплавковый дозирующий; 16 — цистерна; 17 — пенобак; 18 — кран; 19 — штуцер; 20 — кран пробковый; 21 — клапан Ду-80; 22 — трубопровод цистерна—насос; 23 — линия пенная; 24 — трубопровод наполнения цистерны; 25 — вентиль Ду-15; 26 — кран пробковый Ду-32; 27 — вентиль Ду-40; 23 — пеносмеситель
Подача нагретой воды в рукавные линии при работе от открытого источника производится следующим образом. Вентиль Ду-40 должен быть закрыт, а вентиль типа Ду-15 следует открыть. Для притока воды в насос необходимо открыть кран пеносмесителя и установить стрелку пеносмесителя на отметку, что означает дозировку (40—50 л/мин). Пеносмеситель будет подсасывать подогретую воду из цистерны и подавать ее в насос.
Во время работы насоса с подогревом вода расходуется из цистерны, и для компенсации расхода предусмотрено ее пополнение, которое осуществляется следующим образом. При открытом вентиле типа Ду-25 вода из насоса поступает по трубопроводу к поплавковому дозирующему клапану, установленному в цистерне. При снижении уровня воды в цистерне поплавок опускается и включает специальный клапан, через который вода проходит в цистерну.
Лафетный ствол установлен на крыше кабины. Он комплектуется насадками для подачи воды или воздушно-механической пены. Управление стволом дистанционное с ручным механическим приводом из кабины. Поворот в горизонтальной плоскости осуществляется рукояткой, перемещение ствола в вертикальной плоскости производится вращением маховика привода. Вода в ствол подается от коллектора насоса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн других типов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы