Жидкостная система охлаждения автомобильных двигателей получила большое распространение, хотя имеет ряд существенных недостатков:
1) замерзание воды при низкой температуре, что может привести к разрыву трубок радиатора и блока цилиндров;
2) образование на внутренних стенках системы накипи, в результате чего уменьшается теплопередача, замедляется циркуляция воды и перегревается двигатель;
3) большая масса и размеры двигателя из-за наличия двойных стенок.
В настоящее время стараются шире использовать воздушную систему охлаждения, при которой необходимый температурный режим двигателя обеспечивается потоком воздуха.
Большинство двигателей, установленных на мотоциклах, имеет воздушное охлаждение. Цилиндры и головки цилиндров двигателей с воздушным охлаждением делают оребренными, что значительно увеличивает поверхность охлаждения двигателя. Ребра могут быть расположены перпендикулярно или параллельно оси цилиндра. На охлаждение двигателя влияет не только расположение ребер, но также их размеры и количество.
Головки цилиндров отливаются вместе с ребрами из алюминиевого сплава, а цилиндры вместе с ребрами — из чугуна, или цилиндры — из чугуна, а ребра — из другого материала, например алюминиевого сплава.
Если двигатель с воздушным охлаждением многоцилиндровый, то цилиндры, как правило, изготовляют отдельно и по одному присоединяют к общему блоку.
Для поддержания нормального температурного режима в мотоциклетном двигателе вполне достаточно иметь оребренные поверхности, охлаждаемые встречным потоком воздуха. В автомобильном двигателе, закрытом капотом, необходим принудительный обдув поверхностей охлаждения с помощью мощного вентилятора.
В однорядных двигателях вентилятор устанавливают спереди, сбоку или сзади в маховике. В V-образном двигателе вентилятор может быть расположен между цилиндрами спереди или сзади.
Расположение вентилятора зависит только от его типа: отсасывающий или нагнетающий. В обоих случаях воздушный поток направляется к наиболее нагретым частям двигателя с помощью направляющих кожухов. Они создают условия для движения воздушного потока с большой скоростью, благодаря чему обеспечивается равномерное охлаждение двигателя.
Необходимость в установке мощных вентиляторов и направляющих кожухов вызывается еще тем, что ребра, увеличивая поверхность охлаждения двигателя, в то же время в некоторой степени затрудняют доступ холодного воздуха к наиболее нагретым местам цилиндра и головки.
V-образный двигатель автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» имеет воздушную принудительную систему охлаждения.
На картере двигателя установлены раздельные цилиндры, отлитые из чугуна вместе с охлаждающими ребрами. Головка цилиндров, общая для двух цилиндров, отлита из алюминиевого сплава вместе с ребрами.
В картер двигателя ввернуты длинные шпильки, на которых прочно укреплены цилиндры вместе с головками. Снизу картер двигателя закрыт масляным поддоном, имеющим снаружи охлаждающие ребра.
Сверху между рядами цилиндров расположен корпус вентилятора, внутри которого размещен генератор. На валу генератора установлена крыльчатка отсасывающего вентилятора и шкив.
Рис. 1. Поперечный разрез двигателя автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец»:
1 — картер двигателя; 2 — цилиндр; 8 — головка цилиндра; 4 — вентилятор; 5 — корпус вентилятора; 6 — шкив
Двигатель сверху закрыт металлическим кожухом, плотно соединенным с корпусом вентилятора. Оба ряда цилиндров спереди и сзади также закрыты направляющими кожухами.
Во время работы двигателя с помощью клиноременной передачи приводится во вращение шкив привода генератора и вентилятора, который отсасывает нагретый воздух из пространства, образованного кожухами и двумя рядами цилиндров. Холодный воздух поступает к двигателю через окна в задней части кузова, а нагретый выходит в окна воздухоотвода.
При сравнении жидкостной системы охлаждения с воздушной выявляются следующие преимущества последней:
1) она значительно проще и удобнее в эксплуатации из-за отсутствия жидкости и опасности размораживания системы;
2) двигатель с воздушным охлаждением имеет меньшую массу, чем аналогичный двигатель с жидкостным охлаждением;
3) она менее чувствительна к колебаниям температуры, что особенно важно при эксплуатации автомобиля в районах с жарким и холодным климатом.
К недостаткам Двигателей с воздушным охлаждением относится следующее:
1) большой расход мощности на привод вентилятора;
2) некоторое ухудшение наполнения цилиндров, приводящее к тому, что при одинаковых числах оборотов коленчатого вала и других параметрах двигатель с воздушным охлаждением развивает несколько меньшую мощность, чем двигатель с жидкостным охлаждением;
3) повышенная шумность при работе;
4) большая тепловая напряженность отдельных деталей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Воздушное охлаждение двигателя"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы