Допустимая полная масса прицепа для автомобиля типа «Жигули» и «Москвич» составляет 300 кг, типа «Волга»—500 кг. Это довольно большая масса, раз она равна примерно 20—30% собственной массы автомобиля. Естественно, что такая прибавка не оборудованной тормозами массы вносит серьезные особенности в управление автомобилем. Остановочный путь такого автопоезда увеличивается на 20—30%, трогание и разгон требуют большей мощности двигателя. Вследствие этого автомобиль с прицепом водят на невысокой скорости, без резких ускорений и торможений. Поэтому Правила ограничивают скорость движения автомобиля с прицепом до 70 км/ч. При маневре следует проявлять максимальную осмотрительность с учетом увеличения общей длины автопоезда и создаваемого им коридора поворота. Транспортные средства и иные препятствия на дороге объезжают с увеличенным интервалом, а возвращаются на свою полосу после объезда — на значительно большем удалении от объезжаемых. Обгон при движении с прицепом выполняют очень осторожно: обгоняют лишь тихоходные транспортные средства. При этом следует учитывать, что зона обгона значительно увеличивается за счет уменьшения относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым, а также за счет увеличения зоны возвращения на свою полосу движения после обгона.
Легковому автомобилю с прицепом, как и любому пугому автопоезду, свойственна склонность к «складыванию», явлению, когда прицеп набегает на автомобиль и стремится сдвинуть его в сторону, вызывая занос. Это происходит обычно при торможении и наиболее часто — при торможении на повороте. Учитывая это, не следует тормозить при разъезде с встречными транспортными средствами, на поворотах, при объезде препятствий; скорость лучше погасить заблаговременно. Складывание, если оно началось, выравнивают немедленным прекращением торможения и увеличением скорости.
При движении по грунтовым дорогам маневрирования избегают. Нельзя ехать между колеями: прицеп может сползти в одну колею, а автомобиль при этом будет стянут в другую. При переезде канав, ям и других препятствий разгон начинают лишь после того, когда прицеп преодолеет это препятствие. Движение задним ходом с прицепом требует определенной сноровки. Оно удается после нескольких тренировок на ровной площадке, пока водитель не уяснит четко, что для подачи прицепа, например влево, рулевое колесо автомобиля надо поворачивать вправо и наоборот.
Очень важно правильно разместить груз в прицепе. Нормальным считается такое положение груза, когда прицеп своим дышлом опирается на буксирное устройство автомобиля с усилием около 25 кгс. Такое усилие создается, если центр масс прицепа с грузом расположен на несколько сантиметров впереди оси колес прицепа. При этом усилии дышло сравнительно легко поднимается одним человеком. Смещение груза (и соответственно центра масс снаряженного прицепа) на большее расстояние вперед от оси колес прицепа вызывает пропорциональное увеличение нагрузки на тягово-сцепное устройство автомобиля, которая, в свою очередь, стремится сильнее прижать заднюю часть автомобиля к земле и, наоборот, поднять переднюю (рис. 1). Это крайне нежелательно, так как ухудшается контакт передних колес с дорогой, и автомобиль становится хуже управляемым. Кроме того, на передних колесах не может быть создана большая тормозная сила, так нужная при движении с прицепом (кстати, у автомобиля без прицепа именно на передних колесах создается наибольший тормозной эффект, значительно больший, чем на задних).
Все это противоречит требованию иметь высокие тормозные качества автопоезда, если повысилась общая снаряженная масса.
Размещение груза в задней части прицепа вызывает, естественно, и перемещение центра масс прицепа за ось колес (по ходу движения). Тогда дышло прицепа стремится подняться вверх и разгрузить задние колеса автомобиля. Соответственно уменьшаются сцепная масса, приходящаяся на заднюю ось автомобиля, и силы сцепления на задних колесах. Это, в свою очередь, ухудшает устойчивость автомобиля, делает его склонным к заносу, не обеспечивает реализацию увеличенной силы тяги, нужной при движении с прицепом. Здесь опять налицо противоречие: автомобиль с прицепом должен обладать повышенной устойчивостью, а при такой загрузке прицепа она, наоборот, уменьшается.
Из сказанного вытекает вывод, что загрузка прицепа, вызывающая смещение его центра масс намного вперед или назад за оси колес прицепа, недопустима. Водитель должен очень строго подходить к размещению груза на прицепе и тщательно контролировать его после каждого изменения нагрузки прицепа в результате частичной разгрузки или догрузки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Вождение автомобиля с прицепом"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы