Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Управление автомобилем

Публикация:
   Вождение автомобиля зимой

Читать далее:




Вождение автомобиля зимой

Заснеженная дорога

При движении по заснеженной дороге необходимо соблюдать следующие рекомендации:
— начинать с места следует очень плавно на первой передаче, без рывков, не допуская буксования колес, так как при пробуксовке под колесами образуется ледяная корка, уменьшающая силу сцепления колес с дорогой и затрудняющая трогание автомобиля с места;
— если же все-таки началась пробуксовка колес, надо включить передачу заднего хода и подать автомобиль назад, а затем вновь повторить движение вперед. При дальнейшем буксовании колес необходимо принять меры, увеличивающие силы сцепления колес с поверхностью дороги, используя подручные средства (песок, шлак, хворост и т. п.);
— скорость движения необходимо увеличивать постепенно и равномерно, а уменьшать тоже постепенно, применяя торможение двигателем без выключения сцепления. При необходимости резкого снижения скорости следует применять прерывистое торможение;
— для торможения нужно умело пользоваться тормозной системой, причем плавно, не выключая сцепления, и только при прямолинейном движении автомобиля. Запрещается тормозить на поворотах и закруглениях дорог. В этом случае скорость автомобиля следует снижать до минимальной еще до подхода к повороту;
— при движении необходимо держаться накатанной части заснеженной дороги. На выпуклой дороге следует по возможности также держаться середины дороги, что исключит вероятность соскальзывания автомобиля на обочину;
— снежные заносы на дорогах необходимо преодолевать с предварительным разгоном, используя инерцию автомобиля.

Гак как на заснеженных дорогах увеличивается опасность «виляния» и сползания автомобиля с проезжей части дороги, при разъезде с встречными транспортными средствами необходимо соблюдать особую осторожность. Прежде всего рекомендуется, увидев встречное транспортное средство, заблаговременно снизить скорость движения и приблизиться к обочине дороги.

На узких заснеженных дорогах водитель обязан не допускать отклонения автомобиля в сторону, так как колеса могут попасть в глубокий рыхлый снег и произойдет буксование или сползание автомобиля в кювет.

Для разъезда с встречными автомобилями следует использовать места, не покрытые снегом, или с неглубоким снегом. Увидев встречный автомобиль, водитель обязан остановиться для разъезда на таких участках дороги.

На узких дорогах с высокими снежными валами по обочинам, ограничивающими видимость, следует соблюдать осторожность на поворотах и предупредить встречные автомобили звуковыми или световыми сигналами.

Обледенелая дорога

Вождение автомобиля по обледенелым дорогам из-за ухудшения сцепления колес с поверхностью дороги сопряжено с опасностью потери управляемости автомобиля, съезда автомобиля с проезжей части дороги, буксования колес, заноса и даже опрокидывания автомобиля.

На обледенелой дороге трогаться с места следует особенно плавно.

Двигаться необходимо равномерно с небольшой скоростью, обеспечивая необходимую силу тяги на ведущих колесах без их пробуксовки и без переключения передач. Вообще переключение передач на скользкой дороге нежелательно, так как оно может вызвать буксование ведущих колес, занос автомобиля.

В том случае, когда обледенелая дорога очень сложна по профилю (большие по крутизне и продолжительности подъемы с малым радиусом поворотов), применяют (цепи) браслеты противоскольжения, которые надевают на колеса ведущих мостов.

Рис. 1. Установка браслетов противоскольжения: а — металлических; б — резиновых

Тормозить, увидев препятствие на такой дороге, рекомендуется заблаговременно, постепенно увеличивая эффективность торможения. На скольких дорогах тормозной путь автомобиля увеличивается в 2—3 раза, поэтому не следует приближаться к впереди идущему автомобилю ближе чем на 40 м. Сжоль-жения колес при торможении не должно быть.

Резкое торможение или увеличение подачи топлива для изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также резкое включение сцепления после переключения передачи, быстрое выполнение поворотов могут привести к заносу автомобиля.

При появлении признаков заноса необходимо плавно уменьшить подачу топлива (частоту вращения вала двигателя), повернуть рулевое колесо в сторону заноса и восстановить прежнее направление движения автомобиля.

Для предупреждения заносов автомобиля води, тель обязан соблюдать следующие правила:
— двигаться по скользкой дороге с минимальной скоростью, обеспечивающей безопасность;
— при поворотах или съездах с проезжей части дороги поворачивать рулевое колесо очень плавно-избегать торможения на поворотах и закруглениях;
— при остановке автомобиля заблаговременно снижать скорость движения до минимальной, а затем плавно притормозить тормозом.

Следует избегать движения по глубокой обледенелой колее. В том случае, если движение по такой колее неизбежно, двигаться надо с минимальной скоростью, так как при увеличении скорости могут быть повреждены шины, картеры агрегатов, тормозные трубопроводы, рулевые тяги и т. п.

Обледенелые подъемы и спуски следует преодолевать, как правило, на низших передачах.

Для улучшения сцепления колес с дорогой подъемы и спуски независимо от их крутизны и протяженности следует по возможности посыпать песком, шлаком, гравием, сухой землей. При вынужденной остановке на подъеме для устранения сползания необходимо подложить под задние колеса упоры или упереть колеса в снежный вал на обочине.

Нередко проезжая часть дороги бывает скользкой, особенно после дождя или в период весенне-осенней распутицы. Скользким бывает асфальт в начале дождя, когда еще не смылись, но уже успели раствориться пыль и грязь, не очень заметные в обычных условиях. Мокрая булыжная мостовая оста-

скользкой все время. Скользко бывает и ранним утром, когда на покрытие дороги садится туман, и в жаркий полдень, когда на асфальтобетонном покрытии выступает вяжущее вещество, и в период осеннего листопада, когда мокрые листья покрывают дорогу На скользкой дороге значительно снижается сила сцепления колес автомобиля с дорогой, значительно увеличивается тормозной путь, возникает опасность блокировки колес, а это чревато самым неприят-нЫМ — потерей устойчивости автомобиля.

Рассмотрим особенности движения по скользкой дороге.

На скользкой дороге при трогании с места рекомендуется использовать первую передачу и так называемый «сухой» контакт между дорогой и шинами, который образуется во время стоянки автомобиля.

Трогаться с места следует без резкого толчка. Это достигается плавным включением сцепления и плавным нажатием на педаль подачи топлива, медленно увеличивая частоту вращения коленчатого вала двигателя и скорость движения автомобиля. Не следует резко отпускать педаль сцепления, иначе ведущие колеса будут проворачиваться на месте, не обеспечивая движения автомобиля вперед.

При поворотах автомобиля на скользкой дороге полезно помнить, что автомобиль на закруглении дороги движется так, что заднее внутреннее колесо проходит намного ближе к краю дороги, чем переднее. Поэтому, если водитель во время поворота направит переднее колесо по внутреннему краю или близко к нему, то заднее может съехать на обочину или упрется в бордюрный камень.

На поворотах очень опасен занос автомобиля. Причиной заноса автомобиля, как мы уже отмечали, является плохое сцепление колес с дорогой. Движение на поворотах с повышенной скоростью ведет к тому, что сила инерции превышает силу сцепления и отрывает колеса автомобиля от дороги. Колеся в этом случае продолжают движение «юзом» вместо качения. Они скользят по направлению силы инерции: вперед — при резком торможении, а на поворотах — вбок. Вот почему на скользком и мокром шоссе следует избегать резких торможений и больших скоростей на поворотах.

Повороты на скользкой дороге, даже очень плавные, рекомендуется выполнять без выключения сцепления и с минимальной скоростью.

Если во время поворота автомобиля появился боковой занос, то необходимо прекратить поворот, быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса, а затем, как только автомобиль выровняется, плавно возвратить рулевое колесо в первоначальное положение.

Тормозить на скользкой дороге при поворотах рекомендуется также комбинированно, преимущественно двигателем путем плавного уменьшения подачи топлива в цилиндры двигателя, следовательно, и частоты вращения коленчатого вала и одновременно притормаживать рабочим тормозом.

На дорогах, имеющих много поворотов, скорость и дистанцию между автомобилями надо выбирать такими, чтобы обеспечить безопасность движения.

Во многом это зависит от профиля дороги и видимости, состояния дорожного полотна. Как правило, на сухой дороге дистанцию между автомобилями в метрах приблизительно устанавливают равной численному значению скорости. Например, если скорость движения автомобиля 40 км/ч, то расстояние от идущего впереди автомобиля должно быть не менее 40 м.

На скользкой же дороге дистанция должна быть увеличена не менее чем в 2 раза. Высокие скорости движения здесь недопустимы. Внезапная остановка, резкое торможение могут привести к заносу автомобиля, потере управляемости и, как следствие, к аварии.

Остановимся на причинах заносов автомобилей. Основной из них является блокировка колес, особенно это характерно для задней части автомобиля при торможении. Занос передних колес случается не от резкого торможения, а на поворотах дороги. Опасность блокировки колес имеется всегда.

Причиной заноса может быть и различное состояние поверхности дороги под колесами или ее уклон. Обычно одно колесо блокируется раньше другого. Оно тормозит слабее и может служить причиной заноса автомобиля.

Следует понимать, что бороться с только что начавшимся заносом легче — еще не так велика скорость бокового скольжения, автомобиль не так далеко ушел в сторону.

Занос прекращается тем раньше, чем раньше водитель повернет передние колеса в сторону начавшегося заноса задних колес. Иногда бывает, что прекратившийся занос задних колес в одном направлении начинается в другом, и водителю приходится поворачивать рулевое колесо обратно в сторону нового скольжения. Такие манипуляции требуют от водителя быстроты реакции. Занос нужно гасить как можно раньше, быстрым поворотом рулевого колеса.

Вывод автомобиля из заноса надо производить, не дожидаясь полного прекращения движения задней части автомобиля, а едва почувствовав эффект от поворота рулевого колеса, следует начинать обратное его вращение, опережая новый занос в другую сторону.

Очень часто с неопытным водителем происходит следующее. Повернув рулевое колесо в сторону заноса, что само по себе уже хорошо, он ждет резуль татов. Казалось, опасность миновала, скорость заноса резко уменьшилась, но такое впечатление обманчиво. Автомобиль тут же заносит в другую сто рону. Спохватившись, водитель резко поворачивает рулевое колесо обратно (ведь только что помогло!) и снова ждет: он уже не командует, а как бы «бегает вслед за заносом», при этом все время запаздывая. Автомобиль «виляет» из стороны в сторону, и кончается это обычно разворотом автомобиля или сползанием его на обочину и даже опрокидыванием.

Рис. 2. Действия водителя для вывода автомобиля из заноса I — начало заноса; II— гашение заноса поворотом рулевого колеса III—занос заканчивается; IV выход из заноса; V—автомобиль выровнялся

Теперь о технике торможения на скользкой дороге при заносе.

При начавшемся боковом заносе рекомендуется моментально отпустить тормоз. Опытный водитель может тут же продолжить торможение, но тормозить нужно осторожно, чтобы не вызвать блокировки колес. Когда все колеса заблокированы и одновременно скользят, вывести автомобиль из заноса поворотом рулевого колеса нельзя — изменение положения некатящихся передних колес не может изменить траекторию движения. Надо менять стиль торможения. На скользкой дороге многие водители пользуются прерывистым торможением. Этот способ несложен, доступен каждому, значительно сокращает тормозной путь автомобиля и избавляет or опасных заносов.

Сущность прерывистого торможения состоит в следующем. На грани «юза» водитель сильно нажимает на педаль тормоза, а затем на мгновение отпускает ее. Если колеса при торможении и заблокировались, то они успеют раскрутиться и обрести сцепление с дорогой, занос прекратится. Затем он нажимает на педаль тормоза, но уже чуть слабее. Более слабый, чем при первой попытке, нажим предохраняет от блокировки колес. Потом снова отпускает педаль тормоза, потом нажимает и т. д. При таком способе торможения водитель более внимателен к силе нажатия на педаль и к результатам каждого нажатия. А это обостряет его ощущения, позволяет легче установить, какое наибольшее усилие можно приложить без опасения заблокировать колеса. Тормозить надо так, чтобы не допустить блокировки колес.

Удобным и надежным способом торможения на скользкой дороге является комбинированный способ, преимущественно двигателем, путем плавного уменьшения частоты вращения коленчатого вала с одновременным использованием тормозов.

Двигатель оказывает большую помощь водителю при торможении на скользкой дороге. Поясним это. Известно, что на скользкой дороге «юз» наступает при малейшей неосторожности и обеспечение плавного торможения крайне необходимо. Первыми обычно блокируются задние колеса, а их скольжение влечет за собой занос. Но ведь задние колеса на большем количестве легковых автомобилей связаны с двигателем, и его можно использовать, чтобы сделать торможение плавным. Действуя вместе с двигателем, водитель уже только притормаживает: к замедляющему усилию, создаваемому на колесах двигателем, добавляется тормозное усилие колодок Теперь водитель легко чувствует даже приближение момента блокировки колес. Двигатель «подает сигналы», что он вот-вот остановится, и водитель о пускает немного тормоз. Кроме того, все вращающиеся детали двигателя, сцепления и коробки передач участвуют в торможении — сопротивляются резкой остановке и тем самым сглаживают результаты неосторожного грубого нажатия на педаль тормоза. Инерция автомобиля делает очень резкое замедление просто невозможным. Комбинированное торможение применяется многими водителями.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Вождение автомобиля зимой"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства