Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Вождение тракторов

Публикация:
   Вождение трактора по дорогам на различных передачах

Читать далее:




Вождение трактора по дорогам на различных передачах

При производстве земляных работ в дорожном строительстве машинисту в основном приходится работать в не благоприятных для движения условиях (при работе на крутых подъемах, спусках, косогорах, возведении высоких насыпей, в заболоченных местах), поэтому знание способов и освоение приемов преодоления препятствий с соблюдением правил безопасности имеют большое значение для высокопроизводительного труда машиниста и эффективного использования дорожных машин. К выполнению этого упражнения допускаются учащиеся, показавшие удовлетворительные результаты по всем предыдущим упражнениям.

Выполняя то или иное задание, учащиеся должны знать правила преодоления препятствий, обеспечить полную безопасность и строго выполнять правила техники безопасности.

Преодоление подъемов и спусков. Тракторы могут въезжать в гору и съезжать с нее только при допустимых уклонах — при подъеме не более 25°, при спуске 35°. Спускаться с горы и въезжать на гору на тракторах можно только на низшей передаче, без переключения передач.

При спуске с крутой горы, если прицепные машины или механизмы не имеют тормозов, одно из его колес привязывают к раме.

Включать передачу нужно до начала подъема или спуска. Переключать передачи, а также выключать сцепление при преодолении подъема или спуска нельзя.

Скорость движения при спуске с горы регулируют, изменяя число оборотов вала двигателя рычагом подачи топлива. При спуске с горы нельзя разъединять дизель с ходовой частью выключением муфты сцепления или коробки передач.

На крутых спусках выключается подача топлива и трактор тормозится двигателем. При спуске с крутой горы или при значительной нагрузке гусеничных тракторов управление поворотами должно быть обратным: если необходимо повернуть трактор вправо, выключается левая муфта управления, а при повороте влево выключается правая муфта управления. Тормозами пользоваться при этом нельзя. Движение тракторов поперек крутых склонов ни в коем случае не допускается,” так как при этом трактор может опрокинуться.

Если необходимо остановить трактор на уклоне, нужно затормозить ножным тормозом оба барабана муфт управления. После остановки трактора нужно оставить заторможенный правый тормоз,’ защелкнув собачкой сектор педали. Покидать трактор при этом не следует.

Останавливая трактор на подъеме, следует помнить, что трогание с места на подъеме затруднено, так как в этом случае требуются четкие согласованные действия педалями сцепления и тормозов, рычагами коробки передач и подачи топлива, что достигается достаточной подготовленностью учащегося.

Проходимость у колесных тракторов при въезде на гору и спуске с горы значительно меньше, чем у гусеничных тракторов.

Если уклон небольшой, то подъем на гору и спуск с горы возможен наискось, что значительно уменьшает крутизну спуска или подъема.

Въезжать на гору и спускаться с нее на колесном тракторе необходимо на I или II передаче в зависимости от крутизны.

При остановке трактора на уклоне необходимо: выключить муфту сцепления; одновременно нажать до отказа на педали тормоза; заблокировать педали тормозов соединительной планкой и застопорить их; заглушить двигатель; включить первую передачу 15 включить муфту сцепления. Покидать трактор при этом не допускается.

Преодоление канав и рвов. Гусеничные и колесные тракторы могут переезжать канавы, если спуск и подъем находятся в пределах проходимости. Рвы и канавы следует преодолевать под углом 15—20°. За 3—4 м до препятствия нужно включить I передачу, снизить обороты при въезде в канаву, а при выезде из нее увеличить обороты. Повороты при переезде канав и рвов не допускаются.

Преодоление земляного вала, бревна и рельс. При переходе гусеничного трактора через препятствие (земляной вал, бревно) оба рычага бортовых фрикционов необходимо подтянуть на себя, чтобы трактор замедлил ход, пока не придет в равновесие на вершине препятствия.

Съезжать с препятствия нужно плавно, выключив один из бортовых фрикционов, при этом трактор съедет под углом без удара. Для плавности спуска следует пользоваться тормозными педалями, не допуская крутых поворотов. Наилучшим углом поворота будет тот, при котором крайняя передняя точка забегающей гусеницы наиболее отдалиться от гребня препятствия.

Переход через рельсы должен совершаться по прямой перпендикулярно к рельсам.

Переход трактора через препятствия следует совершать только на I передаче.

У колесных тракторов «Беларусь» при буксовании одного из ведущих колес, а также когда нужно двигаться только по прямой при преодолении препятствий следует производить блокирование дифференциала. В остальных случаях механизм блокирования должен быть выключен, так как при включенном механизме блокирования поворот трактора невозможен — понижается маневренность трактора и увеличивается износ шин.

Движение вброд, преодоление заболоченных участков. Переправа тракторов вброд осуществляется на неглубоких участках. Обычно признаками брода служат дороги и тропинки, оканчивающиеся у одного берега и продолжающиеся на другом берегу, а также мелкая зыбь на поверхности воды и перепады в уровне воды (указывают на переход от мелких мест к глубоким). Кроме того, броды чаще всего могут быть на уширенных участках русла реки с пологими берегами. По этим признакам можно быстро отыскать брод на реке.

При разведке и подготовке переправы вброд определяют ширину, глубину и скорость течения реки, грунт берегов и дна реки, а также характер и крутизну берегов.

Ширину реки определяют дальномером, на глаз и другими способами. Глубину реки измеряют шестом с лодок или плотов. Дно реки внимательно прощупывается шестом или багром. Скорость течения реки можно определить при помощи пущенного по воде поплавка из обрезка бревна или доски. Для этого на исходном берегу вехами разбивают два створа на расстоянии 50 или 100 м один от другого. Выше первого створа на середину реки забрасывают поплавок и определяют время, в течение которого поплавок проплывает расстояние между створами. Скорость течения реки получают делением расстояния между створами в метрах на полученное время в секундах.

Проходимость брода для тракторов зависит от глубины реки, грунта дна и скорости течения воды.

Следует учитывать, что если у брода нет твердого грунта, то гусеницы трактора погружаются на 5—10 см. Особенно опасна переправа при скорости течения свыше 2 м/сек, так как впереди радиатора образуется бурун, который заливает двигатель. Спуски к воде должны быть пологими, особенно выходы на противоположном берегу, так как стекающая с машины вода, смешиваясь с грунтом, образует грязь и тракторы буксуют.

Переправа вброд осуществляется на I передаче с постоянными оборотами двигателя. Повороты, переключение передач и остановки трактора не допускаются.

Границы брода на реке обозначают вехами, устанавливаемыми с каждой стороны брода.

Для проезда местности с заболоченным участком необходимо применять выстилку или поперечный настил из бревен, укладываемых через 0,5 м, В случае застревания на заболоченном участке трактор можно вывести при помощи бревна, которое подвязывается к гусеницам трактира в передней или задней части трактора.

Перед переездом через брод или болото проверяют крепление спускных пробок отделений муфты управления (бортовые фрикционы), картеров бортовых (конечных) передач, коробки передач и двигателя и при необходимости подтягивают их.

При переправе тракторов по льду необходимо определить толщину и состояние ледяного покрова. Ледяной покров на водных преградах обычно состоит из верхнего (мутного) и нижнего (прозрачного, наиболее прочного) льда. На поверхности ледяного покрова часто образуется снеговой лед, который не учитывается при определении грузоподъемности. Для определения грузоподъемности принимают во внимание только прозрачные слои. При этом грузоподъемность льда для переправы определяют в зависимости от температуры воздуха.

Для измерения толщины льда пробивают лунки на расстоянии 5 м одна от другой в середине реки и на расстоянии 3 м у берега. Толщину льда в лунках замеряют прутом, ледомером или лопатой.

Когда переправа осуществляется при температуре воздуха 0°С и выше, полученная по формуле толщина льда увеличивается в 1,3—1,5 раза (22Х 1,3=28,6»29 см). Объясняется это тем, что прочность льда зависит от времени года и суток. Более прочен он ночью и ранним утром. Весной, при оттепелях, лед изменяет свою структуру и становится рыхлым.

Грузоподъемность льда может быть определена и по таблицам, в которых учитывается наружная температура воздуха и допустимая дистанция между машинами.

Тракторы при переправе по льду должны двигаться со ско-постью не более 5 км/ч. Остановки, рывки и развороты при этом lie допускаются. Движение по льду прекращается, если появились сквозные трещины, из которых вытекает вода.

Проезд по балочному мосту. Переезжать мосты разрешается тогда, когда грузоподъемность их больше веса трактора и только на низшей передаче. При приближении к месту учащийся должен остановить трактор и проверить пригодность моста для проезда через него, а проезжая по мосту, снизить скорость движения особенно в местах стыка дороги с настилом при въезде на мост и при съезде с него. Двигаться по мосту необходимо вдоль осевой линии.

Для определения возможности проезда по мосту определяют его длину, пролет, ширину проезжей части, высоту опор и грузоподъемность. Длиной моста принято называть расстояние между осями береговых опор, а пролетом — расстояние между осями смежных опор. За высоту опор принимают расстояние от верха опоры до грунта.

Прежде чем пропустить гусеничные машины по мосту, необходимо установить состояние подходов к мосту и самого моста.

для определения грузоподъемности моста выясняют наличие повреждений и гнили в сваях, прогонах и насадках. Одновременно измеряют диаметр прогонов и расстояние между сваями. Измеряется также диаметр свай, высота опор и расстояние между ними. Для проверки настила замеряют сечение поперечного или продольного настила.

Размер Диаметра поперечин (накатника) .проезжей части моста при нагрузке 10—20 г должен быть 8, 10 и 11 см (соответственно расстоянию между осями прогонов —50, 60, 80 см).

Вывод забуксовавшего трактора. Буксование гусениц может происходить при работе трактора в глубоком снегу или на заболоченных участках местности из-за отсутствия достаточного сцепления гусениц трактора с грунтом. Это может произойти вследствие значительного оседания (проваливания) трактора в рыхлый снег или заболоченный грунт под тяжестью собственного веса. При этом трактор своим днищем «садится» на снег или грунт, а гусеницы лишаются твердой опоры и вращаются вдоль оси трактора «вхолостую» (пробуксовывают).

Для предупреждения буксования на башмгках укрепляют деревянные прокладки из твердой породы дерева. Для вывода забуксовавшего трактора обычно используется способ самовытаскивания при помощи бревна и двух канатов. В зависимости от того, в какую сторону будет выводиться трактор, бревно может быть закреплено за гусеницы впереди или сзади трактора.

Для быстрого закрепления и снятия бревна применяются специальные кольца из каната. Кольцо охватывает гусеницу и одновременно конец бревна.

Укрепив бревно впереди трактора за обе гусеницы, учащийся занимает рабочее место, включает I передачу и двигается вперед, при этом бревно с двух- сторон одновременно затягивается гусеницами под «себя», трактор приподнимается, а сцепление гусениц с грунтом при помощи бревна восстанавливается и трактор продвигается вперед до тех пор, пока бревно не окажется в задней части трактора и в таком положении, чтобы бревно можно было легко снять. После этого трактор останавливают, а бревно снимают, переносят вперед и вновь закрепляют за гусеницы трактора в передней его части. Эта операция продолжается до тех пор, пока трактор не будет выведен на твердый грунт.

Управление тракторами на ходу с нагрузкой. При работе тракторов с навесными и прицепными дорожно-строительными машинами и механизмами на холостом ходу или в процессе работы необходимо управлять не только трактором, но также действием машины или механизма.

Программой предусматривается работа учащихся на тракторе с бульдозером, скрепером, грейдером, рыхлителем, кусторезом и корчевателем-собирателем.

При работе на перечисленных машинах и механизмах и управлении ими следует учитывать следующее. Нельзя делать крутых поворотов при движении трактора с прицепными машинами и механизмами, не выглубив из грунта рабочие органы бульдозера, скрепера, грейдера и рыхлителя. Поворот трактора можно начинать только после того, как рабочие органы машин и механизмов полностью выйдут из грунта.

Навесные и прицепные машины и механизмы переводят в рабочее положение только во время прямолинейного движения трактора.

Нельзя трактор с прицепными машинами и механизмами подавать задним ходом, независимо от того, находятся они в рабочем или транспортном положении. Выводить их на нужное направление необходимо только движением вперед, так как иначе возможны поломки машин или механизмов.

При движении трактора с нагрузкой не следует пользоваться тормозами для поворотов во избежание их крутизны.

Если по каким-либо причинам двигатель трактора перегружается, что можно обнаружить по резкому уменьшению числа оборотов, переходят на низшую передачу. Внешние признаки перегрузки двигателя — перегрев и появление из выхлопной трубы черного дыма. Перегрузка двигателя приводит к перерасходу топлива и преждевременному износу деталей двигателя.

Для преодоления появляющихся кратковременных повышенных сопротивлений движению трактора, когда вызывается перегрузка двигателя, следует включать УКМ (ДТ-75 и др.) или ходоуменьшитель (Т-74, Т-75, Т-140, Т-180 и «Беларусь»), при наличии которых на тракторах можно получить пониженные скорости движения.

Увеличитель крутящего момента или ходоуменьшитель включают правым и левым рычагами переключения передач и рычагом управления валом отбора мощности.

Запрещается включение УКМ или ходоуменынителя для длительной работы, так как они предназначены только для кратковременного включения при преодолении временно возникающего повышенного сопротивления движению трактора. Включение и выключение УКМ или ходоуменынителя осуществляются без выключения главной муфты сцепления на ходу, без остановки трактора, что обеспечивает работу тракторов на повышенных скоростях.

Во время движения с навесными машинами надо соблюдать следующие правила безопасности:
— перед троганием трактора с места дать сигнал и убедиться в том, что нет опасности задеть кого-либо поднятой машиной или зацепиться за какое-нибудь препятствие; трогаться с места плавно, без рывков;
— через канавы, бугры и другие препятствия переезжать осторожно, с малой скоростью, не допуская резких кренов трактора;
— при длительных переездах с прицепными или навесными машинами следить за тем, чтобы штоки поршней гидроцилиндров не опускались (опускание не должно превышать 30 мм за 30 мин), обнаружив большое опускание в одном из цилиндров, проверяют этот цилиндр под нагрузкой на шток, равной 4000 кГ;
— повороты трактора с навесными машинами совершать медленно и плавно.

При работе трактора с гидравлически управляемыми прицепными машинами цилиндры должны быть установлены в соответствии с руководством по эксплуатации этих машин и соединены резиновыми шлангами с выводными маслоотводами на тракторе. Если прицепные машины имеют устройства, разъединяющие их с трактором при возрастании тягового сопротивления, то в арматуру гидравлической системы обязательно надо ввести разрывную муфту. Кронштейн муфты закрепляют на раме машины или механизма так, чтобы его продольная ось совпадала с линией тяги. Связанную с кронштейном часть муфты соединяют шлангом с силовым цилиндром на машине, а вторую часть разрывной муфты — шлангами с выводными трубопроводами на тракторе.

Во время работы с навесными и прицепными машинами опускать их в рабочее положение можно только после того, как закончится поворот, трактор войдет в забой и будет двигаться прямолинейно.

Поднимать навесные машины в транспортное положение в конце забоя разрешается только при прямолинейном движении трактора. Поворот можно начинать, когда все рабочие органы полностью выйдут из земли.

Нагрузка на трактор, работающий с навесными и прицепными дорожно-строительными машинами, изменяется в зависимости от трудности разработки грунта и его состояния, что следует особенно учитывать при производстве работ.

По трудности разработки грунтов их группы определяют по следующим признакам:
I группа — грунты, поддающиеся разработке вручную подборочными или штыковыми лопатами; разрабатываются механизмами без предварительного рыхления;
II группа — грунты, поддающиеся разработке вручную штыковыми лопатами с незначительным киркованием; разрабатываются землеройными машинами с предварительным взрыхлением плугом и рыхлителем;
III группа — грунты, поддающиеся разработке вручную штыковыми лопатами со сплошным киркованием и с частичным применением ломов; разрабатываются машинами после предварительного рыхления рыхлителями;
IV группа — грунты, поддающиеся разработке вручную штыковыми лопатами со сплошным применением клиньев и молотков; разрабатываются машинами после предварительного разрыхления тяжелыми рыхлителями;
V—XI группы — твердые породы; разрабатывают механизмами только после раздробления и размельчания их и приведения в состояние, соответствующее грунтам II группы.

Указания инструктору. Занятия следует проводить на учебно-тренировочнои площадке, оборудованной необходимыми препятствиями, или же на местности, имеющей различные препятствия: рвы, канавы, земляные валы, заболоченные, глинистые и песчаные участки, железнодорожные переезды, полевые мостики и т. п.

Трактор снабжают буксирным канатом, шанцевым инструментом, средствами чмовытаскивания и противоскольжения. Обучение в сложных дорожных условиях рекомендуется проводить с груп-noii учащихся одновременно на двух-трех тракторах, чтобы можно было оказывать взаимную помощь забуксовавшему трактору путем буксировки.

В процессе обучения инструктор:
— знакомит с характерными особенностями участков движения на маршруте (направление проселочных и полевых дорог и их состояние, места пересечения порог, профиль пути, подъемы, спуски, расположение полевых мостиков и бродов, размещение дорожных знаков и указателей пересечения железных дорог и других препятствий, входящих в учебный маршрут);
— объясняет и показывает приемы преодоления подъемов и спусков; показывает приемы уменьшения скорости движения трактора на спусках торможением двигателя с применением сблокированных педалей тормозов;
— показывает приемы управления гусеничным трактором при крутом спуске; показывает способы преодоления препятствий (земляной вал, канава, бревно, рельсы);
— объясняет и показывает приемы увеличения сцепного веса трактора «Беларусь» при работе в тяжелых дорожных условиях (песчаный грунт, тяжелый прицеп), способы заполнения камер колес жидкостью до 3/4 их объема и воздухом через водо-воздушный вентиль;
— объясняет назначение и показывает приемы крепления к гусеницам специальных башмаков (асфальтоходных, снегоходных, болотоходных и шпор для ледяных дорог);
— показывает способы и приемы вывода трактора при буксовании гусениц с оседанием в болотистый грунт при помощи буксира и самовытаскиванием (при помощи крепления бревна к гусеницам).

Степень усвоения упражнения определяется умением учащегося: правильно въехать на подъем и спустить трактор с него; переезжать через рвы, канавы, земляные валы, реки, заболоченные участки, железнодорожные переезды и другие препятствия с соблюдением правил безопасности; выводить забуксовавший трактор и соблюдать требования безопасности при движении в сложных дорожных условиях и преодолении препятствий.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Вождение тракторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Вождение трактора по дорогам на различных передачах"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства