Основной причиной возникновения неисправностей деталей и узлов является нарушение правил технической эксплуатации автомобильных кранов: перегрузка деталей при подъеме грузов, превышающих грузоподъемность крана, недостаточность смазки трущихся поверхностей, несвоевременное регулирование механизмов и крепления ослабевших соединений и т. п. Вследствие этого значительно ухудшаются условия работы деталей, повышается интенсивность их изнашивания, увеличиваются зазоры в сопряжениях, возрастают динамические нагрузки. Все это приводит к неожиданному выходу деталей из строя и нарушению работоспособности крана.
Рассмотрим характерные неисправности основных групп деталей кранов.
Валы и оси. Основные дефекты: трещины или изломы; скручивание или изгиб; износ шеек и цапф, износ или смятие шпоночных канавок, шлицев и резьбы.
Трещины, изломы, изгибы и скручивание вала являются следствием воздействия на вал нагрузок, превышающих расчетные. Изломанные валы, а также валы с трещинами заменяют новыми.
Скрученность вала или оси определяют на проверочной плите с применением специальных призм, рейсмуса и линейки с угломером, фиксирующих угловое смещение отдельных частей вала. Если угол скручивания вала на 1 м его длины превышает 0,25°, вал заменяют новым.
Изгиб вала (или оси) измеряют индикаторами, для этого ва устанавливают на специальных призмах или на контрольной пли те. Если изгиб превышает 0,2 мм, вал отдают в ремонт. Изги валов устраняют правкой под прессом.
Характерными повреждениями шеек и цапф валов являются и износ или появление рисок и задиров, что происходит вследстви недостаточной смазки или применения масла, загрязненного твер дыми механическими примесями (например, металлической струж кой, опилками, песком). Износ шеек и цапф обычно сопровож дается изменением их формы: появляются конусность или эллипс ность. Эти дефекты устраняют протачиванием шейки (цапфы) последующей шлифовкой. Если в результате проточки диамет шейки вала уменьшился более чем на 5%, то путем металлиза наплавки или другим методом диаметр увеличивают до номи нального. Риски и задиры на шейках валов устраняют шабровко или шлифовкой шеек.
Поврежденные шпоночные канавки ремонтируют путем их еле сарной обработки (шабрения, правки зубилом) или же фрезеро ванием. Если канавку исправить невозможно, еезаплавляют и, повернув вал на 90°, изготовляют новую.
Незначительно изношенные и смятые шлицы ремонтируют правкой их зубилом и напильником. Значительно поврежденные шлицевые части валов заплавляют металлом, а затем нарезают новые шлицы.
При незначительном повреждении резьбы на валах ее поправляют бархатным напильником. Если этим способом резьбу восстановить невозможно, ее заплавляют, обтачивают наплавленный участок вала и нарезают резьбу заново.
Тормозные барабаны и шкивы. Задиры на барабанах и шкивах устраняют опиливанием с последующим шлифованием. Трещины заваривают, после чего рабочие поверхности протачивают и шлифуют. Вследствие неравномерного износа барабанов или шкивов появляются эллипсность или конусность, их устраняют проточкой рабочих поверхностей.
В результате проточки толщина обода барабана (шкива) может быть уменьшена по сравнению с номинальной не более чем на 30% для стальных и 20% для чугунных деталей. Если толщина обода ниже допускаемой, стальные шкивы наплавляют и обтачивают до номинальных размеров, а чугунные шкивы выбраковы
вают.
Зубчатые и червячные передачи. Причиной повышения скорости изнашивания зубьев может быть недостаток смазки или применение несоответствующего сорта смазки. В этом случае следует заменить смазку или улучшить доступ его на смазываемые поверхности. При выкрашивании или изломе хотя бы одного зуба поврежденную шестерню необходимо заменить.
Подшипники качения. В результате несвоевременной или недостаточной смазки или неправильной установки подшипников изнашиваются дорожки качения, появляются трещины и изломы в кольцах и телах качения; нарушаются посадки колец; изнашивайся или ломается сепаратор. Поврежденные подшипники заменяют новыми.
Металлоконструкция рам, опор и рабочего оборудования кранов. В процессе эксплуатации деформируются отдельные элементы, нарушаются сварные швы, появляются трещины. Погнутые илИ смятые элементы конструкций выправляют, пользуясь специальными приспособлениями для правки металлоконструкций или же набором слесарных инструментов (молотков, кувалд, оправок). Поврежденные сварные швы вырубают зубилом и заваривают электросваркой. Трещины также заваривают, предварительно очистив от грязи и масла место заварки и разделав трещину под сварку.
Кран может быть установлен на расстоянии не ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи (ЛЭП) или воздушной электрической сети напряжением более 30 В. При необходимости работы в зоне ближе 30 м от ЛЭП должен быть оформлен наряд-допуск, в котором определяются безопасные условия работы. Наряд-допуск должен быть подписан начальником или главным инженером организации, производящей работы, или другим руководящим лицом (главным энергетиком, главным механиком и т. д.). Выдают его на руки машинисту перед началом работы для исполнения. Имея представление о месте и степени возникшей опасности поражения током, машинист должен своевременно принять меры для ликвидации опасной ситуации. При работе крага с опорами, опущенными на основание, снижается опасность поражения человека, находящегося на кране, но появляется другая опасность — шаговое напряжение вокруг крана. В таких случаях покидать кран или подходить к нему запрещается. Необходима оставаться в кабине даже в тех случаях, когда находящийся ч ней машинист своими действиями самостоятельно не может освободить стрелу или поднимаемый груз от зацепления с проводом ЛЭП: только после выключения ЛЭП можно выйти из кабины крана и опуститься на основание.
Зимой рабочая зона крана должна быть очищена от снега и льда, а дорожное основание для переезда крана посыпано песком или шлаком.
Наименьшая освещенность мест складирования или монтажа элементов 2 лк, для проезжей части объекта допустимая норма освещенности 0,5 лк.
При работе крана без выносных опор должно быть исключено его произвольное перемещение, для чего необходимо надежно зафиксировать рычаг ручного и педаль ножного тормозов.
В случае работы электрического крана от внешней сети соединение его токоприемника с подключательным пунктом должно производиться гибким шланговым кабелем. При этом должны быть предусмотрены свободное перемещение гибкого кабеля и его защита от механических повреждений. Запрещается применять электрические кабели, требующие при подключении скручивания проводов, соединения и разъединения их концов.
Перед началом работы необходимо произвести внешний осмотр грузозахватных устройств (совместно со стропальщиком), убедиться, что в зоне действия крана отсутствуют посторонние люди. Нельзя пользоваться грузозахватными устройствами5 без клейма о грузоподъемности, дате испытания и инвентарного номера. Забракованные грузозахватные устройства не должны находиться в зоне действия крана.
Перед выполнением рабочих движений машинист должен подать предупредительный сигнал. В свою очередь правильные сигналы стропальщика являются обязательными для машиниста. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнить независимо от того, кто его подал. Сигнализация голосом допускается на кранах, оборудованных стрелой, длина которой не более 10 м.
Минимальный просвет между крюковой обоймой и блоком стрелы должен составлять 0,5 м. Перемещаемый краном груз должен быть поднят на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Запрещается опускать груз ближе 1 м до края откоса траншеи или котлована, а также опирать его на заборы.
Машинист обязан постоянно следить за работой канатов, не допуская их выпадания из ручьев блоков и неправильной навивки на барабан. Масса поднимаемого груза не должна превышать грузоподъемности крана на установленном вылете крюка. Запрещается поднимать грузы неизвестной массы. Не допускается оттягивать грузовой канат при подъеме и опускании груза; вытаскивать крюком грузы, засыпанные землей, заложенные, другими грузами, залитые бетоном, примерзшие к земле. Запрещается оставлять груз в подвешенном состоянии при длительном перерыве в работе крана. Применяемые способы стропки должны исключать верхолазные работы при освобождении грузов от грузозахватных устройств.
Нельзя производить погрузку и разгрузку автотранспортного средства, когда шофер находится в кабине. Машинисту запрещается допускать к стройке груза лиц, не имеющих прав стропальщика. Если зона, обслуживаемая краном, неполностью просматривается из кабины машиниста, для передачи сигналов стропальщика дополнительно назначается сигнальщик. Не разрешается во время работы крана входить и выходить из его кабины.
Машинист должен прекратить работу, если им обнаружены трещины и деформации в конструкции крана, обрыв прядей каната, повреждения крюковой обоймы и тормозов, неисправности приборов безопасности и сигнализации.
Машинист должен работать в удобной, легкой и не стесняющей его движения спецодежде. Защитные свойства одежды должны быть рассчитаны на климатические условия работы машиниста. В летнее время целесообразно пользоваться легким воздухонепроницаемым костюмом из хлопчатобумажных тканей с капроновым или лавсановым волокном. Зимой используются хлопчатобумажные куртки в комплекте с брюками с утепляющими прокладками.
Прекратив работу по окончании смены, машинист обязан установить стрелу над кабиной шасси и закрепить грузовой крюк к бамперу с помощью расчалок, убрать выносные опоры и выключить стабилизатор. Приведенный в транспортное положение кран должен быть размещен в отведенном для стоянки месте на объекте или доставлен непосредственно в управление механизации. Для предотвращения пуска крана посторонними лицами кабина шасси и кабина на поворотной платформе в нерабочее время должны быть закрыты на замок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Возможные отказы узлов автомобильных кранов и неисправности, являющиеся причинами отказов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы