Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Гусеничные тракторы

Публикация:
   Вспашка с оборотом пласта

Читать далее:




Вспашка с оборотом пласта

Вспашка — одна из наиболее энергоемких операций в сельском хозяйстве; на нее приходится около 35% всех затрат механической энергии. Вспашка создает благоприятные условия для накопления влаги и питательных веществ и для развития корневой системы растений. Вспашка с внесением органических и минеральных удобрений, а в случае необходимости с почвоуглублением служит важнейшим средством окультуривания почвы, углубления пахотного слоя.

Вспашку проводят, как правило, с установкой на плугах предплужников. При запашке навоза, сидеральных и других органических удобрений, при вспашке торфяников или при перепашке почв предплужники можно не устанавливать.

Высокое качество вспашки и снижение затрат механической энергии во многом зависят от правильности комплектования, подготовки и установки пахотного агрегата, тщательности подготовки поля и от правильной организации работ на загонках.

Глубину пахоты устанавливают, исходя из особенностей возделываемой культуры, мощности пахотного горизонта, засоренности полей и других факторов. При постоянной пахоте на одну и ту же глубину образуется так называемая «плужная подошва», ухудшающая водный и воздушный режимы почвы. Чтобы «подошва» не образовывалась, глубину вспашки следует периодически чередовать.

Однако при выборе глубины пахоты следует учитывать, что с ее увеличением повышается энергоемкость операции. Поэтому глубину пахоты следует выбирать с учетом указанных факторов и конкретных зональных условий.

Важно также правильно выбрать скорость движения агрегата, при которой обеспечивается получение наилучшего качества.

В общем случае с увеличением скорости движения агрегата крошение почвы улучшается, однако за некоторыми пределами скорости (в большинстве зон при скорости движения порядка 10—12 км/ч) начинается беспорядочная укладка пластов, значительное отбрасывание их, а также распыление почвы. Возрастает также и тяговое сопротивление плуга. Поэтому сначала необходимо установить диапазон скоростей, в пределах которых обеспечивается выполнение агротребований, а потом выбрать в этом диапазоне ту передачу трактора, которая лучше удовлетворяет другим требованиям. Следует помнить, что агрегаты с навесными плугами, со скоростными корпусами не должны работать со скоростью движения менее 6 км/ч из-за резкого ухудшения качества пахоты.

Основные агротехнические требования:
а) отклонение средней глубины от заданной не более 5%;
б) отклонение отдельных замеров глубины от средней — неболее 15%;
в) поверхность вспаханного поля не должна иметь глубоких разъемных борозд и высоких свальных гребней и разрывов между смежными проходами плуга (открытых и скрытых огрехов);
г) полная заделка стерни и удобрений, запашка поворотных полос.

Агрегатирование на вспашке. Для вспашки применяют плуги как общего назначения — прицепные, навесные и полунавесные, так и специальные — кустарниково-болотные, болотные, плантажные, садовые, рисовые, ярусные, для вспашки каменистых почв (в навесных и прицепных вариантах).

Составы агрегатов. Тракторы ДТ-75 на легких почвах (с удельным сопротивлением до 0,5 кгс/см2) агрегатируются с прицепными пятикор-пусными плугами типа «Труженик». При вспашке такой почвы на глубину 25 см производительность агрегатов с пятикорпусными плугами выше (до 10%) и меньше расход топлива (до 7%) на гектар по сравнению с четырехкорпусными. При глубине вспашки на 27 см производительность и расход топлива у сравниваемых агрегатов примерно одинаковы. На средних почвах (с удельным сопротивлением до 0,8 кгс/см2) такие тракторы аг-регатируют с навесными плугами «Пахарь».

Трактор ДТ-75М при работе на легких почвах агрегатируют с пятикорпусными плугами или плугом ПП-6-35 в пятикорпусной модификации. На пахоте тяжелых почв (с удельным сопротивлением более 0,8 кгс/см2) трактор агрегатируют с прицепным плугом со снятым одним корпусом или с навесным четырехкорпусным.

Трактор Т-4А на легких почвах может агрегатироваться с парным сцепом плугов «Труженик» (8 корпусов) или с полунавесным плугом ПП-6-35.

На средних почвах его также агрегатируют с плугом ПП-6-35. На тяжелых почвах он агрегатируется с плугом «Труженик-У».

Трактор Т-150 агрегатируют с плугами ПП-6-35 или с навесными ПЛН-5-35С.

Тракторы Т-100М и Т-130 агрегатируют с парными сцепами плугов «Труженик» и «Труженик-У», а также с плугами ПП-6-35 при работе с почвоуглубителями.

Тракторы Т-54В и Т-70С агрегатируют с плугом ПН-3-35Б или ПН-3-40. Последний применяют на легких почвах под сахарную свеклу при вспашке на глубину до 35 см.

Пахотные агрегаты для работы подготавливают, как описано ранее. Для соединения с полунавесными плугами следует установить механизм навески по двухточечной схеме, а центральную тягу укоротить до отказа. Заглубляют и выглубляют полунавесные плуги с помощью гидросистемы трактора. При этом используют гидроцилиндры: основной на механизме навески трактора и выносной, установленный на плуге. Чтобы обеспечить подъем плуга одним рычагом распределителя, необходимо соединить маслопровод выносного гидроцилиндра механизма заднего колеса с основным цилиндром. На тракторе Т-150 для этой цели в верхней крышке цилиндра Ц-110 против шланга, подающего масло на подъем, предусмотрен переходной угольник, к которому присоединяется шланг для выносного цилиндра.

При подготовке плугов к работе проверяют их техническое состояние, комплектность, а также регулируют на заданную глубину вспашки.

Наличие прогибов рамы приводит к неравномерной глубине пахоты отдельными корпусами, а следовательно, к образованию ступенчатой поверхности поля, что недопустимо по агротехническим требованиям.

Рис. 1. Установка переходного угольника:
1,3 — шланги; 2 — переходной угольник.

Рис. 2. Установка предплужника и дискового ножа:
1 — предплужник; 2 — дисковой нож; 3 — угольник для проверки установки предплужника и ножа.

Лемеха основных корпусов и предплужников должны быть наплавлены сормайтом (если это допустимо по условиям работы), а толщина лезвий не должна превышать 1 мм. Допускается величина зазора в стыке лемеха с отвалом не более 1 мм; поверхность лемеха над отвалом может выступать на 1 мм. Все головки болтов, крепящих лемеха и отвалы основных корпусов и предплужников, а также полевые доски, должны утопать не более 1 мм или быть заподлицо с поверхностью соединения.

Для лучшей заделки пожнивных остатков и крошения почвы предплужники устанавливают на раме плуга так, чтобы носки их лемехов располагались от носка лемеха основного корпуса на расстоянии не менее чем 25—30 см, по высоте предплужники должны обеспечивать глубину хода 10—12 см при любой глубине пахоты основного корпуса. Поэтому для мелкой пахоты (20 см) стойку предплужника опускают и устанавливают в державке на верхнее отверстие, а для большей глубины поднимают, ставя на 2-е, 3-е или 4-е отверстие при вспашке соответственно на глубину 24, 25, 27 см.

Для получения ровного обреза стенки борозды и облегчения вождения агрегата по прямолинейной траектории проверяют и регулируют дисковый нож. Диск должен свободно вращаться на оси. С помощью корончатой гайки регулируют свободный ход вилки на стойке ножа в пределах 0,5—3 мм. На раме дисковый нож устанавливают с таким расчетом, чтобы его центр находился над носком лемеха последнего предплужника, а лезвие ножа — ниже носка на 2—3 см и смещают на 1— 3 см в сторону поля от полевого обреза отвала.

Затем проверяют расположение лемехов и предплужников на одной прямой. Для этого натягивают шнур между носком переднего и заднего лемехов. Допустимое отклонение носков от прямой не более 5 мм. Если отклонение больше, то проверяют правильность крепления стоек корпусов или предплужников к раме плуга; деформированные стойки заменяют.

При регулировке прицепных плугов на площадке под полевое колесо ставят подставку толщиной меньше глубины пахоты на 2—4 см.

С помощью винта полевого колеса добиваются заданной глубины, механизмами бороздного и заднего колес выравнивают раму. Носки лемехов должны опираться на площадку, а концы полевых досок и пятки лемехов могут быть приподняты на высоту до 10 мм. Для уменьшения сопротивления плуга под задний корпус ставят прокладку толщиной 2—3 см, после чего заднее колесо опускают на площадку. Болтом горизонтальной регулировки устанавливают заднее колесо так, чтобы нижняя точка его обода оказалась левее полевой доски на 5—15 мм. Этим обеспечивают разгрузку полевых досок за счет передачи бокового давления на заднее колесо. Чтобы при предварительной установке имелась возможность сдвигать заднее колесо влево, болт 1 вертикальной регулировки выворачивают настолько, чтобы он не касался стакана.

Рис. 3. Регулировка механизма полевого колеса:
1 — кулак; 2 — кожух винта; 3 — винт; 4 =. штурвал; 5 — рычаг; 6 — с-коба рычага.

На механизмах полевого и бороздного колес наносят метки, соответствующие установке колес на заданную глубину вспашки. Они позволяют поставить колеса в поле в требуемое положение после припашки или при нарушении регулировки механизмов по другим причинам. Метки наносят на границе выходящей части регулировочного винта механизма полевого колеса с кожухом 2 и на кулисе против гайки регулировочного винта механизма бороздного колеса.

Прицеп устанавливают так, чтобы поперечная планка находилась на линии, соединяющей след центра тяжести и точку опоры прицепа на скобе трактора, а линия тяги проходила бы через след центра тяжести. Правильное положение продольной тяги прицепа плуга на поперечине и поперечины на понизителях грядилей рамы предварительно установить практически невозможно, так как оно зависит от плотности почвы, глубины пахоты и других факторов, которые трудно учесть заранее. Поэтому окончательное положение прицепа устанавливают в поле при контрольной наладке.

Рис. 4. Задняя часть прицепного плуга типа «Труженик»:
1 — болт вертикальной регулировки заднего колеса; 2 — ограничительный упор; 3 — лапка; 4 — болт горизонтальной регулировки заднего колеса; 5 — стакан; 6 — ось заднего колеса.

В транспортном положении расстояние последнего корпуса от поверхности поля должно быть не менее 150—170 мм. Тяга механизма связи заднего и полевого колес в рабочем положении должна провисать на 20—30 мм, а в транспортном должна быть натянута. На гидрофицированных плугах провисание тяги делается несколько меньше с тем, чтобы сократить длину пути выглубления и ширину поворотной полосы.

Навесные плуги регулируют в агрегате с трактором. Сначала устанавливают длину раскосов. Для ДТ-75М и ДТ-75 .длина раскосов составляет 730 мм, для Т-4А — 750 мм. Затем навешивают плуг на трактор, и агрегат заезжает на регулировочную площадку. Трактор обеими гусеницами заезжает на подкладки, толщина которых должна быть на 4—5 см меньше заданной глубины пахоты. Это необходимо для учета глубины погружения гусениц в почву. Затем регулируют длину ограничительных стяжек механизма навески трактора, которую выбирают с таким расчетом, чтобы задние шарниры продольных тяг в транспортном положении плуга отклонялись в обе стороны от среднего положения на 20 мм. Регулировать длину ограничительных стяжек в рабочем положении недопустимо.

Опорное колесо плуга поднимается на высоту, меньшую, чем глубина пахоты на 2—4 см. Перекос рамы плуга в поперечном направлении устраняют правым раскосом, изменяя его длину, а в продольном направлении — с помощью верхней тяги механизма навески трактора.

Особенности регулировки полунавесного плуга ПП-6-35. На регулировочной площадке под переднее колесо плуга устанавливают подкладку толщиной менее заданной глубины пахоты на 2—5 см (на глубину колеи колеса во время работы). Болт вертикальной регулировки заднего колеса вывертывают до начала отрыва последнего корпуса от поверхности площадки. В таком положении носки лемехов всех корпусов должны касаться поверхности площадки, а рама — не иметь поперечного перекоса. Регулировку производят, изменяя длину правого раскоса механизма навески трактора и переднего колеса плуга. Длину бруса догружателя подбирают такой, чтобы между трубой и навернутой на шток гайкой оставался небольшой зазор. Транспортный просвет заднего корпуса плуга в 30—35 см обеспечивается изменением длины тяги, соединяющей подвеску плуга с механизмом заднего колеса. При переоборудовании полунавесного плуга в навесной снимают заднее колесо, замыкают брус догружателя с помощью пальца, оставляя 4 или 5 корпусов. Из-за большой массы использовать шестикорпусный плуг в навесном варианте не рекомендуется.

Расстояние края правой гусеницы трактора в 150—200 мм от борозды при увеличении скорости движения агрегата свыше 8 км/ч не всегда оказывается достаточным, особенно на рыхлых почвах, из-за разрушения стенки борозды. Поэтому оно должно быть в таких условиях не менее 230 мм.

Нужное расположение трактора относительно спинки борозды обеспечивается при следующих регулировках положения навесных устройств на тракторе и плуге:

При неправильном выборе положения навесных устройств на тракторе и плуге ухудшается прямолинейность движения агрегата и управляемость, снижается производительность, возрастает расход топлива и увеличиваются -колебания хода по ширине захвата.

Особенности агрегатирования трактора Т-54В и Т-70С с плугом ПН-3-35Б. При работе с этим плугом тракторы движутся правой гусеницей в борозде. Плуг закрепляют к оси подвеса, используя крайнее левое отверстие (по ходу трактора) под стопорный болт. Блокировочные цепи продольных тяг механизма навески должны быть расслаблены так, чтобы обеспечить в рабочем положении перемещение оси подвеса в горизонтальной плоскости в пределах 100—110 см в обе стороны. При регулировке плуга в борозде для выравнивания в горизонтальной плоскости допускается изменение длины правого и левого раскосов. При прямолинейном движении трактора блокировочные цепи продольных тяг не должны быть натянуты. В случае натяжения одной из цепей регулируют положение плуга относительно оси подвеса с помощью специальных регулировочных болтов.

Для обеспечения необходимых пределов ширины захвата плуга при работе с трактором Т-70С рекомендуется:
а) при работе с широкой гусеницей (300 мм) —движение внутренней кромки гусеницы у самой стенки борозды;
б) при работе с узкой гусеницей (200 мм) — движение внутренней кромки гусеницы на расстоянии 50 мм от стенки борозды.

Наладочный контроль пахотных агрегатов в поле проводят после припашки, когда образована борозда постоянной глубины. Для прицепных плугов проверяют правильность хода бороздного колеса сравнением борозд, образованных передним корпусом данного прохода плуга и последним корпусом предыдущего. Опуская или поднимая бороздное колесо, окончательно устанавливают глубину хода переднего корпуса. При отклонении глубины хода заднего корпуса от заданной изменяют положение заднего колеса по высоте. При этой регулировке нужно учитывать, что глубину хода последнего корпуса можно изменять и прицепом плуга. Если последний корпус идет мельче, чем требуется, а заднее колесо оставляет глубокую колею, то болт выворачивают настолько, чтобы достичь заданной глубины. Если между болтом и стаканом имеется зазор, а плуг идет мелко, то регулировкой заднего колеса нельзя заглубить плуг; нужно изменить положение прицепа плуга или трактора.

Если плуг «бочит», то регулируют положение продольной тяги прицепа плуга правильным выбором отверстия, присоединением ее на поперечине или изменением длины левого раскоса прицепа плуга и его перестановкой по отверстиям левого конца поперечины. При правильной регулировке полевая доска последнего корпуса должна оставлять минимальный след на стенке борозды.

Для навесных плугов равномерность глубины вспашки обеспечивают при наладочном контроле измёнением длины центральной тяги и раскосов механизма навески трактора. Смещение или «бочение» плуга в сторону устраняют регулировкой оси подвеса плуга в кронштейнах, смешая ось вправо или влево на раме плуга (если такая регулировка предусмотрена конструкцией плуга).

У полунавесного плуга ПП-6-35, если передний корпус идет глубже заданного, опускают опорное колесо несколько вниз. Когда передний корпус идет мельче заданного и переднее колесо оставляет заметный след, опорное колесо нужно слегка поднять. Если же передний корпус идет мельче заданного, а колея мало заметна или отсутствует (колесо временами не вращается), то цапфы крепления тяг механизма навески трактора нужно переставить в кронштейнах-понизителях в одно из верхних положений. При перекосе рамы изменяют длину раскосов механизма навески трактора. Если задний корпус пашет мельче, то прежде всего необходимо проверить, нет ли зазора между регулировочным болтом заднего колеса и упором рамы. При наличии зазора переставляют ниже цапфы в кронштейнах-понизителях. Если эта перестановка вызывает уменьшение глубины хода переднего корпуса, то цапфы ставят в прежнее положение. Возможен случай, когда цапфы опущены на кронштейнах-понизителях до конца вниз, а зазор между упорным болтом механизма заднего колеса и упором рамы не устранен. Тогда увеличивают длину догружателя настолько, чтобы задний корпус заглубил-ся на нужную глубину,, а болт регулировки заднего колеса касался упора рамы. При этом заднее колесо не должно быть сильно нагруженным.

Таким образом глубину хода заднего корпуса при наладочном контроле устанавливают с помощью перестановки цапфы на кронштейнах-понизителях изменением положения регулировочного болта заднего колеса болта и длины догружателя. Боковое смещение рамы, если оно возникает, не устраняется.

Подготовка поля к вспашке и выбор способов движения. При подготовке поля к вспашке выбирают направление движения агрегатов, после чего поле разбивают на загонки с выделением поворотных полос (если за пределами поля разворот невозможен). Направление вспашки устанавливают с учетом размеров, конфигурации и рельефа поля, способа предшествующей пахоты. Если позволяют размеры поля, то поле разбивают на загоны так, чтобы вспашка производилась поперек прошлогодней обработки, что обеспечивает лучшее выравнивание поверхности почвы. Чередования направлений не проводят, если длина гона оказывается менее 500 м, так как резко снижается производительность агрегата. Поля, подверженные водной эрозии, пашут всегда поперек склонов, чтобы предотвратить смыв почв и увеличить накопление влаги.

Из многочисленных способов движения на вспашке наибольшее распространение получил петлевой комбинированный способ. Он заключается в чередовании пахоты смежных загонов способами «всвал» и «вразвал». Такое чередование уменьшает почти вдвое количество свальных гребней и развальных борозд (что сокращает затраты труда на их разравнивание) и, кроме того, уменьшает время на разбивку поля, поскольку провешивают только половину загонов, через один. Нечетные загоны пашут «всвал», а четные, после распашки нечетных,—«вразвал». Поэтому при групповой работе агрегатов на поле направляется их столько, чтобы каждому досталась нечетная загонка.

Рис. 5. Способы движения:
а — всвал; б — вразвал; в — петлевой комбинированный с чередованием загонов «всвал» — «вразвал».

Указанный способ применим на полях достаточной длины. На коротких полях происходит снижение производительности из-за увеличения потерь времени на холостые заезды. Поэтому на полях с небольшой длиной гонов применяют беспетлевой комбинированный способ движения, обеспечивающий снижение длины холостых заездов.

Рис. 6. Беспетлевой комбинированный способ движения на пахоте.

Выбор оптимальной ширины загона для принятого способа движения, ширины захвата агрегата, радиуса его поворота и длины выезда на вспашке имеет большое значение. Под оптимальной шириной загона подразумевается такая его ширина, при которой достигается более высокий коэффициент рабочих ходов, а следовательно, и более высокая производительность.

Выбранная оптимальная ширина загонов должна быть кратной удвоенной ширине захвата агрегата.

Размеры поворотных полос должны обеспечить беспрепятственный поворот агрегата. Ширина поворотной полосы принимается: при работе петлевым комбинированным способом с прицепными плугами — десятикратной ширине захвата агрегата; при работе с навесными плугами — шестикратной; при движении беспетлевым комбинированным способом для прицепных агрегатов — семикратной ширине захвата агрегата, для навесных — пятикратной. Во всех случаях к полученной величине добавляют длину агрегата. Затем ширину поворотной полосы округляют так, чтобы она стала кратной ширине захвата агрегата.

Из остальных способов движения следует выделить беззагонно-круговой, имеющий ряд преимуществ перед рассмотренными выше. Однако из-за сложности подготовки поля, постоянства левых поворотов, ведущих к повышенному износу левых поворотных механизмов трактора, этот способ применяется сравнительно редко.

Контроль качества вспашки начинают с визуального определения прямолинейности гонов. Наилучшей считается вспашка, когда гоны прямолинейные. От прямолинейности пахоты зависит прилегание пластов друг к другу; при непрямолинейности возможно образование скрытых огрехов. Не случайно говорят, что хорошего пахаря можно узнать по первой борозде.

Проверяют оборот пласта, заделку пожнивных остатков и удобрений, отсутствие огрехов, выровненность поверхности поля, качество свальных гребней и развальных борозд.

Глубину пахоты определяют по открытой борозде бороздомером или линейкой, а на вспаханном поле — с помощью линейки на стыках пластов (30 замеров на загоне). В последнем случае делают поправку на вспушенность: при измерении вдень пахоты и отсутствии дождей полученную среднюю глубину пахоты уменьшают на 20%, а при выпадении осадков или спустя 2—3 дня после вспашки — на 10—15%. Более точное значение вспушенности можно определить путем сравнения глубины вспаханного поля с глубиной по открытой борозде.

Равномерность глубины оценивают путем сравнения средней глубины по замерам с заданной. Второй оценочный показатель—размах отклонений отдельных замеров глубины от средней, характеризующий устойчивость технологического процесса или устойчивость глубины пахоты.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Гусеничные тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Вспашка с оборотом пласта"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства