Тип кабельного «рана — стационарный, параллельно-подвижной или радиальный, крюковой, грейферный и т. д. — определяется его назначением, особенностями перегружаемых грузов, формой и размерами обслуживаемого участка. В случаях возможности нескольких конструктивных решений составляют эскизные варианты, которые затем сравнивают между собой на основе укрупненных технико-экономических показателей.
Величина пролета крана определяется заданным поперечным сечением обслуживаемого участка с учетом минимально допустимого расстояния подхода грузовой тележки к опорам в зависимости от принятого типа закрепления несущего каната (см. § 1, гл. 1). Для передвижения кранов (если поперечное сечение и длина обслуживаемых ими участков не задаются технологическими условиями) оптимальными будут пролеты, при которых суммарная стоимость кранов и подкрановых путей оказывается минимальной. Так, при слабых грунтах, для которых повышается стоимость подкрановых путей, следует увеличить пролеты, с тем чтобы при сохранении заданных размеров обслуживаемых площадей можно было избежать удлиненных подкрановых путей. Однако следует иметь в виду, что значительное увеличение пролета влечет за собой увеличение стоимости самого крана и некоторое увеличение стоимости погонного метра подкранового пути. Кроме того, увеличение пролета снижает производительность крана.
При этом, если наибольшая высота обслуживаемого склада или сооружения находится не посередине пролета и может повлиять на высоту крана, необходимо сделать соответствующую проверку и, если нужно, сделать выше ближайшую опору или обе опоры. Вообще же при проектировании кабельных кранов следует стремиться к тому, чтобы сумма затрат энергии по подъему и перемещению груза была минимальной. Из сказанного не всегда вытекает целесообразность назначения размеров кранов из условия обязательного обеспечения движения груженых крановых тележек под уклон и придания большей высоты с этой целью одной из опор. Такое решение, способствующее уменьшению расхода энергии в механизме передвижения тележки, иногда сопряжено с увеличением высоты подъема груза и, следовательно, с соответствующим увеличением расхода энергии в механизме подъема.
Рис. 32. Схема для определения высоты башен.
Оптимальное решение указанной задачи в каждом конкретном случае зависит от рельефа местности и размещения мест погрузки и выгрузки перемещаемых грузов. Грузоподъемность крана определяется либо единичным весом перерабатываемых грузов,.либо заданной производительностью. Зная по приведенным ранее основным характеристикам примерное количество циклов, осуществляемое кабельным краном соответствующего типа, и имея заданную производительность, нетрудно определить грузоподъемность крана. Полученная грузоподъемность не должна быть, однако, чрезмерной, так как увеличение ее влечет за собой утяжеление, а следовательно, и удорожание крана и подкрановых путей. Поэтому в каждом отдельном случае, пользуясь сравнением технико-экономических показателей, следует определять целесообразность замены одного большегрузного кабельного крана двумя или несколькими кабельными кранами меньшей грузоподъемности. Для передвижных кабельных кранов можно рекомендовать следующие полезные грузоподъемности, превышение которых хотя и возможно, но влечет за собой не только удорожание крана, но и неудобство оперирования с грузами:
Для стационарных кабельных кранов (в случаях невозможности выполнения заданного объема работ несколькими крановыми установками) назначают большие грузоподъемности, обусловливая создание весьма мощных одиночных установок со многими несущими канатами.
Назначение скоростей подъема груза и передвижения грузовой тележки производится в зависимости от характера обслуживаемых операций, высоты подъема и дальности перемещения.
Для кранов, предназначенных исключительно для обслуживания монтажных работ, скорость подъема и опускания груза принимают в пределах 30—60 м/мин, для кранов, обслуживающих складские ‘Операции, она возрастает до 60—90 м/мин и для кранов с большими высотами подъема (50 м и более) достигает 90—120 м/мин. Скорости передвижения грузовой тележки назначают, как правило, в пределах 180—240 м/мин. Большие скорости, достигающие в отдельных случаях 600—720 м/мин, хотя и встречаются в практике эксплуатации, но не могут быть рекомендованы для применения (за исключением уникальных кранов с пролетами 800 м и более), так как выигрыш во времени при передвижении теряется за счет потерь на дополнительные перемещения для установки грузовой тележки над местом разгрузки и на успокоение раскачивания перемещаемого груза.
Выбор скоростей передвижения башен кабельных кранов также зависит от характера обслуживаемых операций. Обычно краны подолгу работают на одном месте и лишь изредка передвигаются к новым местам работы. Скорость таких передвижений не отражается на общей производительности крана и назначается в пределах 6—15 м/мин. Если же при. работе кранов предполагаются относительно частые передвижения (обслуживание одним краном склада с большим количеством разных материалов или разных сортов его; обслуживание монтаж на строительствах с большим количеством монтажных точек” и т. п.), то скорости передвижения увеличиваются в пределах до 25 м/мин.
После установления основной технической характеристики кабельного крана (его грузоподъемности, длины пролета, высоты опор, рабочих скоростей) приступают к выбору его принципиальной конструктивной схемы, в частности к установлению систем, крепления и натяжения несущих канатов, конструкций опор (подкрановых путей и пр.).
Одновременно с выбором технической характеристики крана производят выбор его, принципиальной схемы — с неспускающимся или со спускающимся несущим канатом.
Для подавляющего большинства кабельных кранов следует предусматривать схемы, с неспускающимися несущими канатами. Схемы со спускающимися канатами непригодны для грейферных и кюбельных кранов и ограничивают производительность крюковых кранов. Краны со спускающимися канатами могут применяться в следующих случаях:
1) когда по местным условиям необходимо отказаться от применения поддержек рабочих канатов в пролете;
2) когда подкрановые пути не приспособлены к большим горизонтальным нагрузкам (например, пути на бровках карьеров), а передвижение кранов осуществляется редко;
3) для кранов переносного типа, когда особо серьезное значение приобретает быстрота их монтажа.
Все стационарные кабельные краны проектируют, как правило, с канатами, закрепленными с обеих сторон на спорах или на анкерных фундаментах. Натяжение несущих канатов противовесами или качающимися башнями применяют в этих кранах как исключение, вызванное спецификой местных условий, причем с помощью противовесов осуществляют лишь относительно небольшие величины натяжения [до 300—400 кн (30—40 Г)], иначе натяжное устройство (отклоняющий шкив, противовес, натяжной канат) становится излишне громоздким.
На передвижных кабельных кранах применяют либо схему двустороннего крепления несущего каната на некачаю-щихся башнях, либо схему, в которой натяжение несущего каната осуществляется с помощью качающейся башни. Обе эти схемы широко распространены, и области их применения трудно разграничить.
На основе оценки положительных и отрицательных особенностей этих схем, можно рекомендовать применение качающихся башен в кранах, для работы которых колебания несущих канатов не имеют существенного значения, а стоимость подкрановых путей, вследствие большой их протяженности, достигает значительной величины. Использование этих башен в кранах на лесных приречных складах, как уже указывалось, позволяет производить подъем пачек бревен непосредственно из воды. Целесообразно также применение качающихся башен в многониточных радиальных кранах с подкрановыми путями одного радиуса; в этих кранах качающиеся башни обеспечивают (независимо от их положения на радиальном пути) постоянство натяжения несущих канатов.
Применение кабельных кранов с обоими закрепленными концами несущего каната является целесообразным во всех случаях, когда необходимо, чтобы изменение провеса каната и его колебания при изменении поперечной нагрузки были минимальными (например, при обслуживании укладки бетона, при проведении монтажных работ и т. п.) или когда подкрановое пути составлены из последовательно чередующихся прямолинейных и криволинейных участков.
Выбор конструкций опор кабельного крана определяется его типом и местными условиями. Для передвижных кранов всегда применяют опоры башенного типа. Для стационарных кабельных кранов следует стремиться к выполнению опор в виде мачт на расчалках, так как затраты на сооружение таких опор будут значительно меньшими, чем на сооружение опор другого типа, и только при ограниченности площадей или при других затруднениях в размещении оттяжек и расчалок следует переходить к опорам в виде треног или башен.
Рис. 33. Схемы размещения рельсов подкрановых путей.
Посты управления передвижными кабельными кранами размещают на той из опор, с которой обеспечивается наилучшая видимость выполняемых операций. Машинные помещения этих кранов с целью уменьшения коммутаций также размещаются на тех же опорах, что и посты управления. В стационарных кабельных кранах машинные ‘помещения и посты управления могут выноситься за пределы крана. Во многих радиальных кабельных кранах посты управления располагают на подвижных башнях, а машинные помещения размещают у неподвижных башен. В этих случаях между башнями поверх несущих канатов подвешивают провода цепи управления и кабель силовой сети, подающий ток к электродвигателям ходовых тележек подвижной башни.
Подкрановые пути кабельных кранов устраивают на шпальном или на бетонном ленточном основании, причем при очень слабых грунтах, насыщенных водой, под бетонные фундаментные ленты приходится подводить свайные основания или делать фундаментные ленты в виде железобетонных балок, опирающихся на отдельные массивы.
Выбор рационального основания для подкрановых путей, во многом зависящий от местных условий, решается сравнением нескольких вариантов. Если возможны оба указанных вида оснований, то во всех случаях длительной эксплуатации кранов следуем отдавать предпочтение путям на бетонном основании. Однако при очень длинных подкрановых путях, передвижение по которым не является интенсивным (например, при работе кранов на лесных складах), возможно иметь пути на шпальном основании. Шпальное основание путей следует применять также для переменных кабельных кранов.
Укладку рельсов подкрановых путей производят в горизонтальной плоскости или (для ходовых тележек, поддерживающих подкосны фермы крановых башен) в плоскости, имеющей поперечный наклон (рис. 33, а).
Применение подкрановых путей с дополнительными горизонтальными рельсами, на которые через специальные тележки передается горизонтальное усилие, воспринимаемое башнями кранов (рис. 33, б), целесообразно только при передвижении башен по эстакадам или при невозможности обеспечить устойчивость наклонного пути от сползания (например, в случаях расположения путей в непосредственной близости от бровок котлованов).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Выбор технической характеристики и конструктивных параметров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы