Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Управление автомобилем

Публикация:
   Взаимодействия водителя с пешеходами

Читать далее:




Взаимодействия водителя с пешеходами

Пешеходы — самые многочисленные участники дорожного движения. Они же — самые неорганизованные. Одни из них не знают Правил дорожного движения, другие, зная в общих чертах, умышленно нарушают их. По данным ГАИ, из общего числа ДТП наезды на пешеходов составляют по стране в целом более одной трети, а в крупных городах, областных, краевых и республиканских центрах — 40—45%. В значительной доле этих происшествий виновниками были сами пешеходы. По их вине гибнут другие участники движения, хотя сами пешеходы остаются невредимыми. Избегая наезда на пешехода, водитель выезжает на полосу встречного движения, в кювет, за пределы дороги, и результат — столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия.

Интересны некоторые данные, полученные при анализе реальных ДТП на улицах Москвы за последние 10 лет и характеризующие место и причины наездов на пешеходов. Так, наезды на перекрестках составляют пе 0 1б% от их общего числа.

Вместе с тем анализ происшествии показывает, что во многих случаях только водитель мог принять разумные меры, предупреждающие наезд на пешехода. Он мог предупредить торопливого пешехода о своем приближении звуковым или световым сигналом, объехать пешехода, замедлить скорость, остановиться.

Водитель должен знать характер поведения пешеходов на улице и соответственно реагировать на их действия. Наблюдение за пешеходами он ведет постоянно и не только за теми, которые выходят на проезжую часть, но и за находящимися на тротуарах. По самым различным признакам почти всегда можно определить намерение пешехода выйти на дорогу в неустановленном месте. Пешеход, уже находящийся на дороге и неожиданно увидевший движущийся на него транспорт, как правило, теряется и чаще всего стремится вернуться назад, хотя это и не всегда разумно. Это обстоятельство водитель должен учитывать. Прежде всего такого пешехода не следует пугать звуковым сигналом. Если он прошел, пересекая улицу, уже половину пути, его объезжают сзади, если же он только вступил на проезжую часть — спереди. Естественно, что при этом водитель должен снизить скорость и быть готовым при необходимости к экстренному торможению. Далеко не каждый пешеход может определить скорость приближающегося автомобиля, и половина несчастных случаев происходит именно по этой причине. Престарелые люди, дети, да и многие взрослые плохо представляют себе скоростные возможности транспортных средств. Чаще всего они реагируют на внешний эффект транспорта. Большой, шумный самосвал они пропускают, а маленький, бесшумный, двигающийся значительно быстрее легковой автомобиль У них тревоги перед переходом дороги не вызывает.

Исследования показывают, что одиночный пешеход способен терпеливо пропускать транспорт примерно 30 с. потом он может броситься через дорогу. Обычно он не рискует перебегать дорогу, если машины идут на расстоянии до 35 м одна от другой при скорости 60 км/ч, т. е. с интервалом в 2 с. При большем расстоянии перебегают отдельные «смельчаки», а при расстоянии меж-ду машинами около 80 м и той же скорости (интервал 4—5 с) уже переходят многие.

Группы пешеходов, как правило, значительно «храбрее», особенно после длительного ожидания перехода при сплошном потоке транспортных средств.

Особую осторожность следует соблюдать в местах, где вероятно появление на проезжей части детей. Надо учитывать, что дети, как правило, нетерпеливы, неосмотрительны, поле зрения у них составляет всего одну треть от поля зрения взрослых, они имеют иное представление о пространстве и времени, часто неправильно оценивают направление и скорость движения автомобиля. Дети могут начать перебегать проезжую часть непосредственно перед самым автомобилем, при этом бегут через дорогу без оглядки. Иногда, пропустив один-два автомобиля и немного выждав, они теряют терпение и выбегают на дорогу перед следующим.

Из остановившегося автобуса, имеющего опознавательный знак перевозки детей, следует ожидать выбегания детей на дорогу. В предвидении этого перед таким автобусом следует замедлить движение и быть готовым к остановке.

Опасны на дорогах велосипедисты, люди в нетрезвом состоянии. Их поведение на дороге часто непредсказуемо. Они могут в любой момент изменить направление движения или упасть, поэтому их лучше объезжать на значительном интервале. При объезде нелишне предварительно подать короткий звуковой сигнал.

Требуют особого внимания престарелые люди, которые, как правило, плохо слышат и видят, не учитывают скорости приближения транспорта, малоподвижны. Слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, водитель обязан пропускать через дорогу в любом месте •проезжей части.

При движении по бульварам, отгороженным от проезжей части живой изгородью (кустарником), надо быть готовым к внезапному появлению перед автомобилем спешащих пешеходов и особенно детей. Это относится и к улицам населенных пунктов, где близко к проезжей части примыкают калитки и ворота дворов.

Зимой опасность наезда на пешеходов возрастает.

В морозную погоду пешеходы в зимних одеждах хуже слышат приближение транспорта, менее осмотрительны, могут упасть на скользкой дороге. Да и у водителя ухудшается видимость, теплая одежда и обувь стесняют его движения, ухудшают реакцию. Увеличивается тормозной путь автомобиля. Все это требует осторожности, внимания и соответствующего снижения скорости движения.

Согласно Правилам пешеходы в ряде случаев имеют преимущественное право движения перед транспортными средствами: на обозначенных пешеходных переходах, в ряде случаев при переходе дороги на перекрестках, при переходе дороги к трамваю, стоящему на обозначенной остановке, и от него, при движении по тротуару или пешеходной дорожке на перегоне между перекрестками.

На пешеходном переходе, регулируемом светофором или регулировщиком, у водителей и пешеходов неясностей не возникает: на разрешающий сигнал двигайся, при запрещающем сигнале — стой. Сложнее ситуация на нерегулируемых пешеходных перекрестках, обозначенных дорожными знаками или разметкой. Здесь пешеходы пользуются преимуществом всегда и водители не имеют права создавать им помехи. При этом помехой или опасностью считается такая ситуация, при которой движущееся транспортное средство вынуждает пешеходов значительно ускорить темп ходьбы или, наоборот, остановиться на переходе, чтобы освободить путь автомобилю.

Руководствуясь этими положениями, водитель, приближаясь к переходу, по которому движется поток пешеходов, обязан остановиться и пропустить их. Однако при нахождении на переходе одного-двух пешеходов иногда можно и не останавливаться, а лишь снизить скорость.

Неправильны действия водителя, который перед занятым пешеходами переходом подает звуковые и световые сигналы, требуя от пешеходов освободить дорогу, и продолжает движение, даже не снижая скорости.

На многополосных дорогах с многорядным движением опасно двигаться через, казалось бы, пустой переход одновременно двум-трем машинам. Нередки случаи, когда пешеходу за транспортным средством, движущимся в правом первом ряду, не видны машины, движущиеся во втором и третьем рядах. И он перебегает дорогу перед ближним к нему автомобилем, внезапно появляясь перед движущимися во втором и третьем рядах.

Рис. 1. Преимущественное право на первоочередное движение пешеходов: а — на пешеходных переходах; б — на перекрестках при переходе проезжей части дероги перед поворачивающими на нее транспортными средствами; в — при движении к стоящему на остановке (посредине дороги) трамваю попутного направления или от него; г — при движении по тротуару или обочине дороги, на которую выезжают транспортные средства из дворов, с мест стоянки, автозаправочных станций и других прилегающих к дороге территорий

Рис. 2. Водитель автомобиля, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу, должен снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить находящихся на проезжей части данного направления пешеходов, для которых может быть создана помеха или опасность: водители автомобилей Б обязаны остановиться, водители автомобилей А могут продолжать движение через переход, снизив скорость

Создается неясная ситуация, если транспортное средство, следовавшее впереди в соседнем ряду, вдруг остановилось перед нерегулируемым пешеходным переходом, хотя на нем не видно ни одного пешехода. Здесь лучше снизить скорость, а если надо, остановиться и внимательно осмотреться. Продолжать движение можно лишь убедившись, что на переходе нет пешеходов.

На регулируемых перекрестках пешеходы пользуются преимуществом перед транспортными средствами, если они переходят дорогу на разрешающий сигнал светофора или регулировщика; на нерегулируемых — если идут через перекресток в прямом направлении, а транспортные средства поворачивают. Водители наиболее часто нарушают именно это требование Правил.

При запрещающем сигнале регулировщика или светофора водитель обязан остановиться перед стоп-линией, а если ее нет, то перед пересекаемой дорогой, и не создавать помех пешеходам.

Наконец, пешеходы имеют преимущество, когда они идут по тротуару или по обочине дороги, а транспортные средства выезжают на дорогу с прилегающей территории (со двора, с места стоянки, АЗС и т. д.).

Рис. 3. На многополосных дорогах пешеход может начать переход дороги перед транспортным средством, движущимся в правом первом ряду, и внезапно появиться перед машинами, движущимися во втором и третьем рядах

Рис. 4. При повороте на перекрестке водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу в прямом направлении

У остановок общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, такси) пешеходы преимуществ не имеют, но все равно часто стремятся перейти дорегу тут же.

Наиболее вероятны наезды, когда пешеходы выходят на дорогу впереди остановившегося автобуса или троллейбуса и появляются из-за него внезапно. Водитель всегда -должен предвидеть это и, объезжая автобус (троллейбус), внимательно просматривать дорогу перед ним и быть готовым к торможению. При этом следует бросать взгляд и под переднюю часть автобуса (троллейбуса). Там иногда видны ноги пешеходов, переходящих дорогу перед автобусом. Здесь можно допустить и другую ошибку: сосредоточив все внимание на передней части автобуса, водители забывают о левой стороне дороги. Между тем встречаются такие пешеходы (особенно в сельской местности), которые бегут через дорогу к отъезжающему автобусу и кроме него ничего не видят.

Существует вероятность наезда на пешеходов при обгоне и объезде в населенных пунктах на улицах с одной полосой движения в каждом направлении, когда водитель выезжает на полосу встречного движения. Для пешехода движение автомобиля по левой стороне дороги необычно. Мы привыкли к принципу: «перед выходом на дорогу посмотри налево, дойдешь до середины — посмотри направо». И пешеход может выйти на проезжую часть, не подозревая, что по левой стороне дороги движется автомобиль. При обгоне может возникнуть и другая опасная ситуация, когда из-за обгоняемого транспортного средства вдруг появляется пешеход, который решил перебежать дорогу, не подозревая, что и левая ее полоса занята автомобилем, двигающимся с еще более высокой скоростью.

Особо следует сказать о движении по внутриквар-тальным проездам в жилых микрорайонах. Эти проезды пролегают рядом с детскими учреждениями, спортивными площадками, подъездами жилых домов. Наезды на людей (чаще на детей) в этих местах в последние годы заметно учащаются. «Опасность подступает к самому порогу дома», — пишут в некоторых газетах. Например, в Англии, Голландии около 65% наездов на детей происходит в радиусе 300 м от их жилья.

Надо учитывать, что в течение рабочего дня эта территория занята в основном детьми и престарелыми людьми. Дети еще не в состоянии осознать опасность, таящуюся в двигающемся автомобиле, а престарелые ужё не в состоянии заметить ее своевременно и правильно на нее отреагировать. Поэтому в жилых зонах по внутриквартальным дорогам надо двигаться со скоростью-не более 10 км/ч, если даже на них нет людей. Взрослый, а чаще ребенок может показаться здесь в любой момент, густые зеленые насаждения или сугробы зимой, припаркованные машины, хозяйственные постройки создают непросматриваемые зоны и таят много неожиданностей. И уже пользоваться звуковым сигналом здесь никак нельзя.

И, наконец, о трогании после стоянки вблизи детских площадок или в любом другом месте, где играют дети. Прежде чем сесть за руль, следует обойти автомобиль, осмотреть площадку рядом с ним и даже под ним, посмотреть, нет ли там детей. И особенно тщательно надо просматривать пространство под машиной, если предстоит движение задним ходом. Малыши могут оказаться в любом месте: и у колес, и под бампером, и под багажником и даже под кузовом.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Взаимодействия водителя с пешеходами"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства