При производстве монтажных работ нередко приходится закреплять монтажные приспособления, например лебедка должна быть закреплена за якорь или какое-либо анкерное устройство. Якорями называют неподвижные сооружения, способные воспринимать горизонтальные или вертикальные усилия. Якоря необходимы для крепления вант, расчалок и полиспастов.
Якоря бывают постоянные и временные. Постоянные якоря, например для крепления вант высоких мачт линий электропередач, являются неотъемлемой частью самого сооружения. Временные якоря могут быть земляные (заглубленные) и наземные (поверхностные).
Земляные якоря могут быть свайные или горизонтальные.
Свайные якоря (рис. 30, а) применяют в тех случаях, когда необходимо воспринять незначительные горизонтальные усилия. Сваи делают из бревен диаметром от 18 до 30 см. Забивка свай — очень трудоемкая работа, поэтому свайные якоря применяются на монтаже ограничено. Если сваи забивают под углом, то их можно использовать для закрепления вант, расположенных под углом к горизонтали.
Рис. 30. Земляные якоря:
а — свайный одиночный, б — горизонтальный, в — для закрепления лебедки, г — для переменного направления усилия; 1 — свая, 2 — поперечина, 3 — канат, 4 и 8 — анкерные устройства, 5 — лебедка, 6 — канат от полиспаста, 7 — отводной блок, 9 и 12 — тяги, 10 — вертикальное бревно, 11 — засыпка, 13 — горизонтальное бревно, 14 — хомут, 15 — вертикальная свая
Свайные якоря бывают одиночные и двойные. В одиночном якоре к свае прикрепляют поперечину. Грунт перед якорем не должен быть разрыхлен.
Применяют также металлические якоря, которые погружают в грунт посредством вибрации, и винтовые свайные якоря, завинчиваемые специальными машинами. Такие якоря могут быть инвентарными, но из-за отсутствия для установки этих якорей специальных машин на монтаже их применяют редко.
Горизонтальные якоря (рис. 30,6). Горизонтальные земляные якоря могут быть применены для усилия от 3 до 50 тс. Для усилий 3—5 тс используют одно бревно диаметром 20 см, длиной 1,5—2 м, зарытое на глубину 1,5 м. Для больших усилий вместо бревен используют бетонные сваи или металлические трубы.
Якорь состоит из горизонтального бревна для крепления тяги и вертикальных бревен для крепления лебедки от горизонтального смещения. Для закрепления лебедки от опрокидывания устраивают специальное анкерное устройство, работающее на отрыв.
К лебедке идет канат 6 от полиспаста, который проходит через отводной блок. Для крепления отводного блока устраивают специальное анкерное устройство.
К якорям крепят оттяжки, ванты, полиспасты и лебедки. От сдвига лебедку закрепляют в точке А (рис. 30, в), а от опрокидывания — в точке В или на лебедку укладывают балласт, вес которого должен быть равен силе G2.
Во время работы лебедки сила Q старается ее сдвинуть. Для предотвращения сдвига лебедки около точки Л забивают вертикальную сваю 15. Но поскольку сила Q приложена на расстоянии h от земли, то возникает момент сил, который способствует повороту лебедки вокруг точки А. Сила G2, полученная от этого момента, стремится удержать конец рамы лебедки. Для предотвращения опрокидывания в точке В устраивают анкерный болт, который закрепляют в железобетонном фундаменте.
Для восприятия усилий, направленных под различными углами к горизонту, применяют горизонтальные якоря для переменного направления усилий (рис. 30,г). Такой якорь состоит из нескольких горизонтальных бревен, скрепленных хомутом, который через листовую фасон-ку соединен с тягой.
Для предохранения тяги от смятия под нее около наружной поверхности грунта укладывают горизонтальное бревно небольшой длины. Яму, в которую укладывают основные горизонтальные бревна, засыпают засыпкой и утрамбовывают.
На рис. 31 изображена схема винтового якоря. Винт якоря выполнен в виде спирали, закрепленной на стержне. Вверху стержень заканчивается втулкой. На втулку надет ригель, который соединяется с втулкой пальцем, ас упором — посредством щек.
Закрепление за якорь производится в верхней части ригеля за палец. За счет упора на стержень якоря в основном действуют только вертикальные усилия. Большая площадь винта препятствует вырыванию якоря. Винтовые якоря применяют на усилие 3, 5 и 10 тс.
Наземные (поверхностные) якоря (рис. 32), как правило, изготовляют инвентарными.
Рис. 31. Винтовой якорь:
1 — винт, 2 — стержень, 3 — втулка, 4, 7 —пальцы, 5 —ригель, 6 —щека, 8 — упор
Рис. 32. Схема наземного якоря:
1 — рама, 2 —шарнир, 3 — тяга, 4 — грузы
Якорь представляет собой жесткую раму, выполненную из швеллеров. К низу рамы также приварены швеллеры полками вниз. Под действием веса грузов полки горизонтальных швеллеров углубляются в грунт и обеспечивают хорошее сцепление якоря с грунтом. В середине рамы находится шарнир, с помощью которого закрепляемый к якорю канат посредством тяги может крепиться под различным углом к горизонту. Расположение шарнира по центру рамы создает благоприятные условия для работы всего якоря, так как якорь работает только на сдвиг, а не на опрокидывание. Наклонная сила в месте шарнира раскладывается на вертикальную и горизонтальную.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Якоря земляные и наземные"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы