В соответствии с ПБ защита от превышения нормальной скорости должна срабатывать и отключать установку с наложением предохранительного тормоза при превышении установленной скорости на 15% и при подходе подъемного сосуда к нормальному верхнему положению со скоростью более 2 м/с.
Известен ряд механических и электрических устройств защиты от превышения скорости. Простейшим из них является механическое центробежное реле оборотов РМН (РМВ)-7011.
При вращении вала, связанного клиноременной передачей с подъемной машиной, грузы расходятся под действием центробежных сил и перемещают муфту, сжимая пружину. При этом рычаг с валом поворачивается на угол, величина которого зависит от скорости вращения вала. При превышении номинального числа оборотов вала вал рычага поворачивается настолько, что установленные на этом валу штифты (на рисунке не показаны) воздействуют на подпружиненный рычаг, вызывая размыкание контактов реле, включенных в цепь защиты подъемной установки.
При ревизии центробежного реле оборотов необходимо:
1) снять крышку и осмотреть все детали реле. Особое внимание обратить на состояние крепления грузов, а также состояние и смазку подшипников и скользящих деталей. Муфта должна свободно, без заеданий перемещаться по валу
2) осмотреть клиноременную передачу, проверить состояние ремня и посадки шкивов на валы. При необходимости сменить клиновой ремень или отрегулировать его натяжение.
Ограничитель скорости НКМЗ совмещен с указателем глубины.
Вращение органа навивки через привод указателя глубины передается валам указателя глубийы и ограничителя скорости.
От вала через коническую пару и цилиндрическую 5—6 вращение передается балансиру, который косо посажен на валу и удерживается двумя спиральными пружинами. Благодаря центробежным силам балансир при вращении стремится приблизиться к горизонтальному – положению, преодолевая сопротивление пружин. Каждой скорости вращения соответствует определенное положение балансира, с которым через тягу, скользящую муфту, вилку, вал и тягу связаны качающиеся рычаги.
На всей дуге ретарди-рующего диска, проходящей за время разгона и равномерного движения мимо зуба рычага, имеются зубчатые рейки. Высота зубьев на участке, соответствующем разгону и равномерному ходу машины, минимальна. В случае превышения максимальной скорости машины на 10—15% зуб рычага цепляет зуб рейки. Благодаря вращению ретардирующего диска происходит натяжение на рычаг. Рычаг поворачивается, освобождая защелкой груз, который падает и включает тягой предохранительный тормоз, открывая трехходовой кран. В период замедления подъемной машины скорость контролируется посредством специально построенных зубчатых профилей. Высотой профилей определяется заданная скорость подъемных сосудов в каждой точке пути замедления.
Рис. 1. Реле оборотов РМВ-7011:
а — общий вид механизма вращения; б — контактное устройство реле; 1 — вал; 2 — шариковые подшипники; 3 — втулка; 4 — подвижная муфта; 5 — рас» порная пружина; 6 — распорный рычаг; 7 — шарнирный рычаг; 8 — грузы; 9 — регулировочная гайка; 10 — пластмассовый корпус; 11 — крышка; 12 — подпружиненный рычаг; 13 — болт крепежный; 14 — контакт подвижный; 15 — клеммы
Ограничитель скорости машин НКМЗ с электроклапанным управлением тормозом отличается тем, что рычаг воздействует на концевой выключатель, контакты которого включены в цепь защиты подъемной установки.
Для правильной, работы ограничителя скорости вертикальный вал балансира должен вращаться со скоростью 350 об/мин, а диск за один период подъема — поворачиваться не более чем на 290°.
Величина захвата собачкой зуба на рычаге, включающем предохранительное торможение, должна составлять 3—4 мм. При произвольном включении предохранительного торможения в результате смятия и скругления соприкасающихся частей необходимо заменить концы собачки и зуба на рычаге. При нечувствительности к малым скоростям в результате неправильной предварительной затяжки спиральных пружин центробежного регулятора в исходном положении балансира необходимо ослабить пружины, вынув из-под опорных башмаков прокладки. Для проверки чувствительности ограничителя скорости балансиру сообщают скорость сначала 50 об/мин, а затем 340 об/мин. При этом качающиеся рычаги должны трогаться с места со скоростью не выше 50 об/мин, а ход его от положения при нуле оборотов до положения 340 об/мин должен быть не менее 70 мм. При ходе менее 70 мм необходимо повысить чувствительность ограничителя, устранив заедания в шарнирах и перекосы, ослабив пружины и т. п.
При нарушении нормальной работы ограничителя в результате чрезмерного колебания качающихся рычагов относительно своих опор необходимо для быстрого гашения колебаний установить масляный демпфер. При отходе скользящей муфты от нижней риски, нанесенной на соответствующем валике, в результате усталости пружины необходимо несколько натянуть спиральную пружину с помощью прокладок.
При чрезмерном качании ретардирующих дисков необходимо заменить червячные пары.
Ограничители скорости модели С, Д и ОСПМ-3 по принципу действия аналогичны и отличаются лишь незначительными конструктивными особенностями.
На рис. 2 показана кинематическая схема ограничителя скорости модели Д. Чувствительным элементом является центробежный регулятор, приводимый во вращение от вала через две пары зубчатых передач. Одновременно от этого же вала через зубчатую и червячную передачи вращается ретардирующий диск А. При вращении регулятора его грузы под влиянием центробежной силы расходятся и через стержень нажимают на выступающий конец рычага. Расхождению грузов препятствуют пружина, укрепленная в верхней части регулятора, и груз, связанный с регулятором через систему рычагов.
При опускании левого плеча рычага под воздействием центробежного регулятора правое плечо приподнимает серьгу с контактом. При превышении скорости контакт, соприкасаясь с пружиной, замыкает цепь сигнального устройства. Если при этом машинист не примет мер к снижению скорости, то при дальнейшем увеличении скорости контактом приподнимается планка с пружиной. Планка, укрепленная на планке, разомкнет контакты, которые укреплены на рамке и включены в цепь защиты подъемной установки. Для смягчения колебаний серьги снизу ее расположен масляный демпфер.
Рис. 2. Кинематическая схема ограничителя скорости модели
Рамка рычагом и тягой связана с рычагом, на конце которого укреплен ролик. На этот ролик воздействует профиль ретардирующего диска А. При движении сосудов в середине ствола профиль не нажимает на ролик. Ролик при этом занимает крайнее верхнее положение, так как центр тяжести рычага расположен -значительно правее его оси качания. Благодаря этому рамка также занимает крайнее верхнее положение.
При прохождении подъемными сосудами места, с которого должно начинаться замедленное движение, кулачок, воздействуя на механическую систему, связанную со звонком, подает машинисту предупредительный сигнал о необходимости снижать скорость.
В период замедления подъемной машины профиль ретардирующего диска нажимает на ролик рычага, который заставляет рамку опускаться. Профиль подбирают с таким расчетом, чтобы положение рамки характеризовало бы собой заданную скорость подъема в функции расстояния от конечного положения. Если машинист своевременно и нормально снижает скорость подъема, то опускание контакта соответствует опусканию пружины 8 вместе с рамкой. Если же фактическая скорость в любой момент превышает заданную, ограничитель скорости срабатывает с предварительной подачей сигнала.
Кроме этого, ограничитель скорости выполняет функции защиты от переподъема. Кулачки, закрепленные на диске, воздействуют при переподъеме на рычаги концевых выключателей.
Особенностью ограничителя скорости модели является наличие приспособления для ограничения скорости подъема людей. Если рычаг поднять вверх или опустить вниз, то один из выступов нажмет на вилку и потянет ее вниз, опуская тем самым рамку. Рычаг не препятствует этому, так как тяга снабжена в нижней части длинной прорезью. В этом случае при возрастании скорости подъема контакт раньше соприкасается с пружиной, следовательно, аварийный тормоз включится при меньшей скорости. Характер замедленного движения может быть также изменен. Для этого рычаг одновременно поворачивает рычаг, на котором укреплен ролик В, и вводит в плоскость движения профиля другой ролик. Для обратного хода машины рычаг переводится в противоположное крайнее положение. Опускание рамки при этом сохраняется, но при соприкосновении с профилем вводится третий ролик, который вместе с другим роликом укреплен на общем рычаге. Это изменение характера замедленного движения, определяемое формой профилей, может и должно быть использовано для контроля скорости подъезда к «людской» приемной площадке при подъеме людей опрокидными клетями. Снижение же максимальной скорости при подъеме людей в большинстве случаев не требуется. Поэтому тягу с вилкой рекомендуется снимать.
Одновременно с переводом рычага в верхнее или нижнее положение укрепленные на нем контакты замыкают цепь сигнальных ламп, показывающих, что производится подъем людей и в какую именно клеть они садятся. На рис. 2 нижние контакты не показаны.
Передаточное число К входному валу ограничителя скорости выбирается с таким расчетом, чтобы при максимальной скорости машины центробежный регулятор вращался со скоростью, близкой к 414 об/мин, но не более. Угол поворота ретардирующего диска» за полный цикл подъема не должен превышать 320°.
Электрический ограничитель скорости с командоаппа-ратами РОС-59 (РОС-5912) применяют для защиты шахтных подъемных установок от превышения скорости подъема и аварийного переподъема подъемных сосудов в их конечных положениях.
Ограничитель скорости работает следующим образом. Якорь тахогенератора ТГ посредством рудуктора или клиноременной передачи связан с валом подъемного электродвигателя, поэтому э. д. с. тахогенератора прямо пропорциональна скорости движения подъемной машины. Движок ко-мандоаппарата (регулируемого сопротивления) КА перемещается профилем ретардирующего диска. При движении подъемного сосуда в середине ствола с максимальной скоростью движок командоаппарата занимает положение, при котором сопротивление последнего максимально.
Рис. 3. Схемы электрического ограничителя скорости:
а — с выпрямителями в цепях промежуточных реле; б — с выпрямителями в цепях командоаппаратов; РОС — реле ограничения скорости; РКЦ — реле контроля цепи; ТГ — тахогенератор; B1, В2 — выпрямители; PHH и PHB — промежуточные реле направления вращения; А — амперметр; ТВ — таховольтметр
Реле ограничения скорости РОС отрегулировано таким образом,, что его якорь втягивается при токе, превышающем ток 7Я на 10—15%. Таким образом, при превышении скорости на 10—15% якорь РОС втягивается, а его контакты разрывают цепь контактора ТП и вызывают предохранительное торможение.
При прохождении подъемными сосудами места, с которого должно начинаться замедление машины, профиль ретардирующего диска начинает перемещать ролик командоаппарата, сопротивление которого при этом уменьшается. Соответственно должны уменьшаться скорость движения машины и напряжение тахогенератора. Если снижение скорости отстает от уменьшения сопротивления командоаппарата, то РОС срабатывает, вызывая предохранительное торможение. При полностью закороченном сопротивлении командоаппарата реле РОС должно срабатывать при скорости подъемной машины, равной допустимой скорости подъезда.
Реле контроля цепи РКЦ служит для контроля наличия тока в цепи. Ток втягивания его устанавливается минимально возможным. На время стоянки машины и движения ее с малой скоростью, при которой якорь РКЦ не втянут, контакты его в цепи ТП должны быть зашунтированы.
Обмотка возбуждения тахогенератора подключается к источнику питания станции управления постоянным током через установочное сопротивление СУТР.
Напряжение на обмотке возбуждения тахогенератора должно быть стабильным, поэтому питание обмотки возбуждения должно осуществляться от генератора постоянного тока или выпрямленным переменным током от стабилизатора напряжения.
Работу ограничителя скорости проверяют по вольтметру постоянного тока с двусторонней шкалой, установленному на пульте управления подъемной установкой и включенному в цепь тахогенератора. На вольтметре имеется метка, соответствующая максимальной скорости подъема.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Защита от превышения скорости"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы