Жатка включает: корпус, режущий аппарат, мотовило, шнек, уравновешивающий механизм и механизмы привода.
Корпус. В нижней части корпуса (слева и справа) шарнирно установлены копирующие башмаки. Они могут находиться в четырех положениях, обеспечивая определенную высоту среза стеблей Н при работе жатки с копированием рельефа поля. Эти же башмаки могут быть использованы в качестве опоры при обслуживании, хранении или ремонте жатки.
На задней стенке корпуса (слева и справа) расположены винтовые домкраты, предназначенные для закрепления жатки при ее монтаже, хранении или ремонте. Справа на задней стенке корпуса расположены четыре сошки, необходимые при установке мотовила на жатку.
Корпус соединен с проставкой в трех точках: с помощью центрального шарнира и двух подвесок уравновешивающего механизма. Подвеска жатки, опирающаяся посредством башмаков на почву, обеспечивает режущему аппарату копирование рельефа поля в продольном и поперечном направлениях на заданной высоте среза стеблей.
Когда жатка работает без копирования, ее поднимают гидроцилиндрами на любую высоту среза стеблей в пределах 100…1130 мм от уровня поля…
В зависимости от условий уборки и вида убираемой культуры на боковины корпуса жатки устанавливают прутковые делители либо носки, образующие вместе с боковинами делители. При уборке низкорослого путаного ячменя с правой боковины жатки рекомендуется снять носок. Могут быть установлены делители торпедного типа.
Режущий аппарат состоит из ножа и пальцевого бруса, который закреплен на переднем брусе жатки. Нож получает возвратно-поступательное движение под действием механизма качающейся шайбы.
Режущие элементы ножей бывают различной конструкции: со стальными сдвоенными пальцами без вкладышей, с пальцами открытого типа и стальными вкладышами. Для обеспечения нормальной работы между режущими элементами необходимы определенные зазоры. В передней части носки сегментов должны прилегать к вкладышам (щуп толщиной 0,1 мм проходит между ними с натягом), а в задней части — иметь зазор 0,3… 1,5 мм.
Допускается зазор до 0,8 мм у 70% режущих пар, 0,8…1,5 мм — не более чем у 20 и 1,5…2,0 мм -не более чем у 10% режущих пар. Зазоры устанавливают за счет регулировочных прокладок. Зазоры между прижимами и сегментами не более 0,7 мм. Их регулируют подгибанием прижимов.
В правильно отрегулированном режущем аппарате нож перемещается от усилия руки.
Привод режущего аппарата состоит из клиноременной передачи и механизма качающейся шайбы.
В клиноременную передачу входят: ремень, натяжной шкив и обводной шкив. Вращение передается от шкива контрприводного вала жатки на шкив-маховик механизма качающейся шайбы. При нормальном натяжении прогиб ветви ремня 12… 14 мм. Ремень натягивают перемещением шкива с помощью натяжного болта.
Механизм качающейся шайбы включает в себя: корпус, шкив-маховик, ведущий коленчатый вал, качающуюся шайбу, выходной вал и рычаг. Качающаяся шайба посажена на ведущий вал посредством подшипников. Кроме
того, она соединена с вилкой выходного вала пальцами, на которых установлены игольчатые подшипники. На внешнем конце вала закреплен рычаг. При вращении ведущего вал& шайба передает качательное движение на выходной вал и рычаг. Сферический конец рычага связан с головкой подвижного ножа режущего аппарата щечками. Последние стянуты болтом и оснащены пружиной.
Мотовило служит для подвода стеблей убираемой культуры к режущему аппарату и подачи срезанных растений на шнек жатки. Оно состоит из центральной трубы с фланцами, к которым прикреплены диски с лучами. На концах лучей шарнирно установлены трубы с пружинными граблинами. Последние могут занимать различное положение от +15° (наклон вперед) до -30° (наклон назад). Это достигается за счет наличия особой конфигурации копира, с которым взаимодействует палец.
Эксцентриковый механизм (слева и справа мотовила) обеспечивает заданный наклон граблин при вращении мотовила. Такой наклон не регулируется. Он изменяется автоматически при перемещении мотовила по горизонтали и вертикали с помощью рычажной системы.
Мотовило смонтировано на двух независимых поддержках, расположенных на левой и правой сторонах жатки. Оно вращается на двух подшипниках скольжения. Мотовило поднимается и опускается двумя синхронно действующими гидроцилиндрами (рис. 15), а выдвигается двумя гидроцилиндрами 6, связанными с рычажным механизмом. Последний предотвращает попадание граблин в шнек жатки. Предусмотрена возможность дополнительно приблизить мотовило к режущему аппарату. Для этой цели следует отъединить гидроцилиндры от опор мотовила, вручную переместить мотовило и зафиксировать опоры на отверстиях поддержек.
При выдвижении мотовила вперед пальцы граблин наклоняются назад (лучше поднимают полеглую или короткую стебельную массу) и наоборот.
Мотовило приводится в действие с помощью клиноременного вариатора, двухконтурной цепной передачи и предохранительной фрикционной муфты, закрепленной на левой цапфе.
Вариатор мотовила состоит из ведущего и ведомого шкивов, соединенных клиновым ремнем. Ведущий шкив получает вращение через цепную передачу от контрприводного вала жатки. Принцип работы вариатора основан на синхронном осевом перемещении подвижных дисков шкивов под действием гидроцилиндра и пружины.
Ведущий шкив включает в себя: вал, который посредством подшипников установлен в корпусе, подвижный и неподвижный диски, гидроцилиндр, штуцер, плиту. Подвижный диск связан с плунжером гидроцилиндра крестовиной. Корпус шарнирно закреплен на плите с помощью оси. За счет этого он может поворачиваться на оси, изменяя межцентровое расстояние между шкивами, что необходимо для регулировки усилия натяжения ремня.
Ведомый шкив состоит из: неподвижно закрепленной оси, на которой посредством подшипников вращается ступица, подвижного и неподвижного дисков, пружины и звездочки, передающей вращение цепи мотовила. Неподвижный диск смонтирован на фланце ступицы, а подвижный перемещается в осевом направлении за счет пружины. Для предотвращения проворачивания подвижного диска относительно неподвижного служат пальцы.
Пружина упирается в замковое кольцо посредством обоймы и регулировочных шайб.
Вариатор работает следующим образом. При подаче масла под давлением в гидроцилиндр подвижный диск приближается к неподвижному и выдавливает ремень на больший диаметр. В это время подвижный диск удаляется от неподвижного под действием ремня. Преодолевая сопротивление пружины, ремень увеличивает частоту вращения мотовила. При сливе масла из гидроцилиндра (при падении давления масла в гидроцилиндре) пружина ведомого шкива выдавливает ремень, перемещая подвижный диск к неподвижному. Подвижный диск ведущего шкива удаляется от неподвижного. Ремень занимает на шкиве наименьший диаметр, уменьшая частоту вращения мотовила. Управлять вариатором можно только при вращающемся мотовиле.
Для надежной работы вариатора наобходимо, чтобы усилие натяжения ремня было в заданных пределах (прогиб ветви ремня 8… 10 мм при усилии измерения 40 Н). Натяжение ремня регулируют вращением гаек при работающем вариаторе (ремень должен занимать максимальный диаметр на ведомом шкиве).
Аналогичный вариатор используют и для привода подбирающего механизма платформы подборщика. В этом случае вместо звездочки на ступицу ведомого шкива устанавливают специальный шкив.
Шнек предназначен для транспортировки срезанной стеблевой массы к центру жатки и подачи ее в проставку. Он состоит из цилиндрического корпуса, на поверхности которого приварены спиральные ленты левого и правого направлений. В центре корпуса против окна находится четырехрядный пальчиковый механизм, на левом конце — реверсивный редуктор с приводной звездочкой и предохранительной фрикционной муфтой. Вместо редуктора на диске трубы может быть установлена цапфа.
Пальчиковый механизм представляет собой коленчатую неподвижную ось. На ее колене надеты втулки с пальцами, концы которых выходят наружу через пластмассовые глазки. Конец оси выведен наружу с правой стороны жатки вместе с рукояткой. Последняя служит для регулировки выхода пальцев из цилиндрического корпуса шнека.
Ось пальчикового механизма и реверсивный редуктор (либо подшипник цапфы) закреплены на плитах, которые могут перемещаться вместе со шнеком относительно днища жатки с помощью болтов.
Зазор между спиралями шнека и отсекателями, расположенными на корпусе жатки, регулируют перемещением отсекателей по пазам кронштейнов.
Шнек приводится в действие через цепную передачу от контрприводного вала жатки. Крутящий момент предохранительной муфты шнека составляет 600 Н м (60 кгс * м).
Реверсивный редуктор предназначен для вращения шнека в прямом (рабочем) и обратном направлениях. В него входят: корпус, в котором размещены ведомый и ведущий валы, конические зубчатые колеса, зубчатая муфта. На корпусе закреплен гидроцилиндр. Его подпружиненный шток взаимодействует с вилкой. В рабочем положении пружина штока удерживает вилку и муфту в положении, когда ведомый вал соединен с зубчатым колесом и вращается в том же направлении, что и ведущий вал.
При подаче масла в гидроцилиндр под давлением шток перемещает вилку и муфту в противоположное положение. При этом муфта связывает ведомый вал с зубчатым колесом, сообщив обратное вращение валу и шнеку. Вал соединен со шнеком с помощью зубчатой втулки. Редуктор с заливным отверстием для масла закрывают пробкой с сапуном. Для доступа к пробке в цилиндрическом корпусе шнека выполнено отверстие, закрытое пластмассовой крышкой.
Механизм уравновешивания корпуса жатки состоит из двух рычажно-пружинных систем, расположенных на корпусе жатки по обе стороны от проставки. Основу каждой системы составляют: пружинный блок, рычаг, переходное звено, подвеска или и съемный штырь. Подвеску регулируют по длине для выравнивания корпуса жатки при ее монтаже с наклонной камерой. Корпус жатки дополнительно связан с проставкой поперечными пружинными растяжками. Число пружин в блоках или различно. Все пружинные системы уравновешивают массу жатки с не большим перевесом на переднем брусе 300…400 Н (30…40 кгс). При работе жатки башмаки должны скользить по почве и уверенно копировать рельеф поля в заданных пределах, ограниченных упорами.
При работе с копированием рельефа поля, когда жатка опирается на башмаки, рычаги уравновешивающего механизма располагаются свободно (штыри установлены в стойках корпуса). Зазор А должен быть равен 85…90 мм. При работе без копирования рельефа поля или транспортировке на небольшие расстояния с поднятой жаткой штыри устанавливают в отверстия кронштейнов. Рычаги опираются на штыри. Выполняя монтажные (демонтажные) работы или при транспортировке на большие расстояния с поднятой жаткой, штыри вставляют в отверстия кронштейнов и отверстия рычагов, блокируя уравновешивающий механизм жатки.
Механизм уравновешивания настраивают следующим образом. Приподнимают жатку так, чтобы башмаки оторвались от почвы, а поперечные пружинные растяжки свободно провисли. Закручивают натяжные винты в пружинных растяжках.
Между головками винтов и опорными поверхностями сферических подшипников должен образоваться зазор А, равный 8 мм. Натягивают пружины обоих блоков механизма уравновешивания. Сила давления на концах переднего бруса возле делителей 300…400 Н. Запас натяжения пружин 100…150 мм.
Башмаки устанавливают на необходимую высоту среза. Опускают жатку на землю так, чтобы зазор А был 85…90 мм. После этого можно начинать работу и жатка будет копировать рельеф поля в полном диапазоне.
—
Жатка предназначена для скашивания хлебной массы и транспортировки ее в молотильную часть комбайна. При раздельной уборке на жатку крепится подборщик, который подбирает скошенные стебли из валков, образуемых валковыми жатками.
К комбайнам выпускаются жатки с различной шириной захвата. Жатка состоит из корпуса с копирующими башмаками и делителями, мотовила, режущего аппарата, транспортирующих органов в виде шнека и транспортера наклонной камеры, механизмов привода и органов управления.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Жатка комбайна"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы