Зубчатые механизмы перестановки применяют в подъемных машинах НКМЗ с двумя барабанами, а также с одним разрезным цилиндрическим или бицилиндроконическим барабаном.
Зубчатые механизмы перестановки бывают двух типов: рычажные и безрычажные.
В рычажном механизме перестановки, примененном в машинах НКМЗ старых выпусков, с переставным барабаном жестко связан зубчатый венец с внутренними зубьями, с коренным валом — зубчатое колесо, посаженное на шестигранник, заклиненный на валу. При введении зубчатого колеса в зацепление с зубчатым венцом переставной барабан будет соединен с валом.
Перемещение зубчатого колеса по шестиграннику осуществляется штоком пневматического цилиндра перестановки двойного действия, рычагами, соединенными валом, вилкой и хомутом.
Для предохранения от самопроизвольного выхода зубчатого колеса из зацепления с венцом служит запорное устройство. Оно состоит из запорного рычага, закрепленного шарниром на раме машины и входящего в прорезь планки, приваренной к рычагу механизма перестановки. К рычагу подвешен груз. Когда барабан соединен с валом, зубчатое колесо не может выйти из зацепления с венцом, так как рычаг входит в прорезь планки. При подаче воздуха в приводной цилиндр на рассоединение барабанов ролик, закрепленный на штоке, выводит рычаг из прорези планки, и зубчатое колесо выходит из венца. Тяга, связанная со штоком, в месте соединения с рычагом имеет длинную прорезь, позволяющую выводить зубчатое колесо из венца после того, как рычаг будет выведен из прорези планки.
При включенном механизме перестановки зазор между запорным рычагом и планкой должен быть 0,5 мм, а между роликом и запорным рычагом — 2 мм.
Амортизатор уменьшает возможные удары при выключении механизма перестановки и разгружает хомут. Кроме того, для разгрузки хомута, уменьшения износа и исключения возможного его заедания при сцеплении зубчатой пары сжатый воздух выпускается из цилиндра перестановки.
Механизм перестановки имеет дистанционное управление. Сжатий воздух подается в приводной цилиндр через кран, связанный с рукояткой на пульте управления.
Кран механизма перестановки состоит из корпуса, пробки, крышек, регулировочной гайки, нажимной гайки золотникового упора, пружины и рычага.
Рис. 1. Рычажный зубчатый механизм перестановки
Кран может иметь три положения.
I положение соответствует нормальной работе машины, когда переставной барабан соединен с валом механизма перестановки. При этом рукоятка управления установлена в ближайшее к машинисту (начальное) положение, обе полости цилиндра перестановки, золотниковый упор и блокировочный клапан соединены с глушителем, цилиндр рабочего тормоза переставного барабана — с регулятором давления, а цилиндр предохранительного тормоза — с трехходовым краном.
II положение соответствует началу рассоединения барабанов и выведению зубчатого колеса ив венца. Рукоятка управления механизмом перестановки переводится в крайнее от машиниста положение. При этом пробка крана поворачивается на 100*, и сжатый воздух направляется через трехходовой кран по отверстию в центре золотника крана перестановки в переднюю полость цилиндра перестановки (сечение А— А). Воздух из задней полости этого цилиндра п цилиндра предохранительного тормоза переставного барабана выходит в глушитель. В это время цилиндр рабочего тормоза переставного барабана соединяется с воздухосборником через трехходовой кран (сечение Б—Б) и отсоединяется от регулятора давления (сечение В—В).
Рис. 2. Кран механизма перестановки;
I положение — включен; II положение — отключен; III положение — включается
III положение соответствует началу соединения барабанов и введению зубчатого колеса в зацепление с венцом. Для этого рукоятка управления механизмом перестановки устанавливается в среднее положение, пробка крана поворачивается на 40е (дальнейшему передвижению рукоятки препятствует золотниковый упор на кране перестановки), сжатый воздух из воздухосборника направляется в заднюю полость цилиндра перестановки, а из передней полости цилиндра перестановки воздух выходит в глушитель. Цилиндр рабочего тормоза переставного барабана (сечение А—А) остается соединенным с воздухосборником, а цилиндр предохранительного тормоза переставного барабана — с глушителем.
Такой кран для управления цилиндрами перестановки имеют машины, изготовленные до 1963 г. В машинах, выпускаемых с 1963 г., применен воздухораспределительный клапан с электропневматическим вентилем.
Механическая блокировка между рукоятками управления не позволяет оттормозить машину, если рукоятка управления механизмом перестановки находится в среднем положении. Для пуска машины необходимо рукоятку управления механизмом перестановки перевести в начальное положение, что возможно только при полном зацеплении зубчатого колеса и венца, т. е. когда зуб запорного устройства механизма перестановки опустится под действием груза в прорезь планки рычага механизма перестановки, а хвостовик запорного рычага отожмет шток блокировочного клапана и впустит воздух в золотниковый упор. Давление воздуха преодолеет усилие пружины, отожмет упор, освободит рычаг крана и позволит перевести рукоятку управления механизмом перестановки в начальное положение.
Из цилиндра механизма перестановки не должно быть утечек воздуха. При обнаружении утечек необходимо подтянуть сальники или манжеты на поршне и на штоке или заменить сальники или манжеты новыми.
Все смазочные устройства механизма перестановки должны быть заполнены густой смазкой УС-2, а поверхности и торцы зубьев зубчатого колеса, венца и грани шестигранника обильно смазаны солидолом УС-2. Хомут и ступицы переставного барабана следует смазывать не реже одного раза в сутки.
При включении и выключении механизма перестановки не должно быть ударов поршня о крышки цилиндра перестановки. Нормальный зазор между поршнем и передней крышкой цилиндра при соединенных барабанах должен быть 2—3 мм.
На гранях шестигранника и зубьях не должно быть задиров, износ зубьев по толщине допускается не более 15%.
Из крана механизма перестановки не должно быть утечек воздуха. При появлении утечек необходимо немного подтянуть пробку крана, при этом ход рукоятки механизма перестановки должен оставаться свободным. Если и после подтягивания пробки утечки воздуха не прекратятся, надо притереть пробку, применяя алмазную и полировочную пасты.
Рис. 3. Безрычажный механизм перестановки
В безрычажном механизме перестановки барабанов, применяемом во всех новых машинах НКМЗ, с переставным барабаном связан зубчатый венец внешнего зацепления, а на коренном валу жестко посажено зубчатое колесо. Для соединения переставного барабана с валом венец с зубчатым колесом соединяются венцом, который имеет внутренние зубья и связан с крышкой.
Перемещение венца для соединения переставного барабана с валом осуществляется тремя блоками тарельчатых пружин по тридцать восемь пружин в каждом блоке.
Выведение венца из зацепления с венцом производится сжатым воздухом, подаваемым в три цилиндра через головку подвода воздуха по осевому и радиальному каналу в коренном валу. Ход венца составляет 80 мм, ограничение хода венца при рассоединении барабанов осуществляется гайками, находящимися на шпильках. При рассоединении венцов зазор между ними должен быть не менее 10 мм.
Стопорное устройство в безрычажном механизме не требуется, так как пружины препятствуют рассоединению венцов.
К блокировочному устройству воздух подводится по трубке.
В безрычажном механизме перестановки применяется блокировочное устройство пружинного типа, состоящее из штока блокировочного клапана, упора, штока с пружиной, ролика и кронштейна.
Это блокировочное устройство, так же как и в рычажном механизме перестановки, не позволяет пустить машину до тех пор, пока зубчатая муфта механизма перестановки не включится полностью, так как механическая блокировка между рукоятками управления препятствует оттормаживанию машины, если рукоятка управления механизмом перестановки находится в среднем положении.
При полном соединении зубчатого колеса вала и венца переставного барабана упор нажмет на шток блокировочного клапана, в результате чего сжатый воздух от трехходового крана через кран Механизма перестановки поступит к золотниковому упору и отожмет его, позволяя перевести рукоятку управления механизмом перестановки из среднего положения в начальное.
Для нормальной работы блокировочного устройства зазор между роликом и крышкой при полностью включенном механизме перестановки должен быть 20 мм, а выход штока блокировочного клапана — 1 мм.
Рис. 4. Блокировочное устройство пружинного типа безрычажного механизма перестановки
В блокировочном устройстве механизма перестановки с электропневматическим вентилем упор воздействует не на пневматический клапан, а на концевой выключатель.
Зубчатые механизмы перестановки просты по конструкции, имеют надежное соединение барабанов и жесткую фиксацию их.
Недостатками зубчатых механизмов являются ступенчатость регулирования положения барабанов и удары в зубьях при резком торможении.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Зубчатые механизмы перестановки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы